У: Здравствуйте! Сегодня мы с вами
посетим одно очень интересное место! Это
место называется «Школа светофора», (показываю
название темы- плакат над доской) Скажите, а
вы знаете что-нибудь о светофорах?
О: да!
У: А что такое светофор?
О: Светофор - это механическое
устройство установленное на перекрестках
для регулирования движения.
У: Замечательно. Значит, сегодня мы
сможем проверить ваши знания, а так же
узнать много нового и интересного. Кто
будет правильно отвечать на вопросы и
выполнять задания будет получать жетоны. А
в конце мы подведем итоги. Скажите, для чего
нам нужны светофоры?
О:...................
У: Светофоры необходимы для
регулировки движения. Для того, что бы на
дорогах не было аварий. Что бы пешеходы
могли безопасно переходить дорогу. А
водители машин знали, когда им можно
начинать движение, а когда нельзя.
Соблюдение указаний светофоров- очень
важная часть правил дорожного движения. А
давайте узнаем, как эти правила появились.
Послушайте внимательно, а потом ответите на
мои вопросы. Дети: Пока человек ходил по
земле, все было просто и ясно. Но стоило ему
оседлать коня и сесть на облучок повозки,
все сразу осложнилось. Одни, следуя в
экипажах, ни за что не хотели уступать
дорогу другим. Доставалось и пешеходам: то
их собьет с ног быстро несущийся экипаж, то
лихой кучер огреет зазевавшегося прохожего.
Так появились первые пострадавшие и первые
нарушители порядка на дороге.
Прообразом современных ПДД стали указы
царствующих особ строго соблюдать правила
езды и хождения. Так, царица Анна Иоанновна
пыталась навести порядок строгими мерами. В
1730 году она издала указ: «Извозчикам и
прочим всяким чинов людям ездить со всяким
опасением и осторожностью, смирно. А тех,
кто не будет соблюдать сих правил,- бить
кнутом и ссылать на каторгу»
Скоро Правила дополнились новыми
положениями: «Когда случится подъехать к
перекрестку, тогда ехать еще тише и
осматриваться во все стороны», « на мостах
через реки катер не обгонять». Еще позже
появились указы, позволяющие ездить только
по мостовым, а не по тротуарам. А в 1812 году в
Москве уже действовали самые настоящие
правила, ограничивающие скорость
передвижения и указывающие место остановки
экипажей.
Когда на дорогах появились первые
автомобили, на них поначалу ополчились все:
и власти, и обыватели, и церковь, увидевшая в
них победу науки над религией. Например, в
Риме запрещалось ездить на автомобиле
после 9 часов вечера. В Германии при встрече
с лошадь надо было не только не
остановиться, но и заглушить двигатель,
чтобы «не пугать несчастных животных». В
Англии «механическими повозками» должны
были управлять по крайней мере 3 персоны. В
городах перед механической повозкой должен
бежать человек с красным флагом, чтобы
предупреждать тем самым об опасности.
Сейчас и представить себе трудно, как это
перед каждым движущимся автомобилем
пустить пешехода, чтобы он бежал и подавал
какой-либо сигнал. Вопросы:
- Как звали царицу которая впервые издала
указ о соблюдении правил на дороге? ( Анна
Иоанновна)
- В каком году в Москве стали действовать
самые настоящие правила дорожного
движения? (в 1812 году)
- Позже какого времени езда на автомобиле
в Риме строго запрещалась? (после 9часов
вечера)
- Как звучит правило введенное в Германии
при встречи автомобиля с лошадью? (нужно
не только остановиться, но и заглушить
мотор, что бы не напугать животное)
У: А сейчас я загадаю вам загадку.
Будьте внимательны!
Запылал у чудища
Изумрудный глаз -
Значит, можно уличу
Перейти сейчас.
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь.
Что это? (светофор)
Давайте мы с вами узнаем, когда же
появился светофор? Слушайте и запоминайте,
а затем ответите на мои вопросы.
Дети: Первый уличный светофор
появился в Лондоне в 1868 году. Придумал его
английский инженер Найт. Прототипом, по
всей видимости стал, послужил
железнодорожный светофор, который к тому
времени уже достаточно давно применялся
для регулирования железнодорожных
перевозок. Прежде чем ввести светофор в
действие, в газетах Лондона были
опубликованы подробные правила, из которых
люди впервые узнали, что означает зеленый, а
что - красный. Установленный перед зданием
английского парламента, первый светофор
был механическим: цветные сигналы менялись
в нем с помощью системы приводных ремней.
Для этого рядом служил - дежурный
специальный полицейский.
Вскоре устройство оснастили газовым
фонарем, чтобы изменения цветов были видны
в темное время суток. Однако это
нововведение оказалось раковым для судьбы
первого уличного светофора. Фонарь однажды
взорвался и смертельно ранил находившегося
по близости полисмена. С тех пор история
светофора прервалась почти на пол века.
Новое рождение автоматического
регулятора уличного движения состоялось в
1914году в американском Кливленде, а чуть
позднее - в Чикаго и Нью- Йорке. Светофоры
были на сей раз электрическими, но так же,
как и лондонский, имели лишь два - красный и
зеленый. Желтый цвет появился только в 1918
году.
В России впервые светофор был установлен
в 1924 году в Москве. Вопросы:
- Где и в каком году был установлен первый
светофор? (В Лондоне в 1868 году)
- Как люди узнали об обозначениях цветов у
светофора? ( Из газет, где были
опубликованы подробные правила)
- Всегда ли у светофора было 3 света? ( Нет.
Сначала был красный и зеленый, а в 1918 г.
добавился желтый свет)
У: Сегодня вместе с нами на занятии
присутствуют два замечательных героя: это
бегемот Федя и сова Илизавета. К сожалению,
они не знают правил дорожного движения и
именно поэтому попали в очень опасные для
жизни ситуации. Давайте мы с вами им поможем.
Объясним, что они делают, не правильно и
расскажем, как нужно поступать в их
ситуациях.
Ситуации (на доске нарисован перекресток ,светофоры
, машины и главные здания):
1) Важная сова Илизавета решила пойти
гости к своему другу. Она так хотела скорее
с ним увидеться, что бежал через дорогу даже
на красный свет светофора и, не обращая
внимания на машины. Скажите, правильно ли
поступила сова?
О: нет
У: А как она должна была поступить?
О: Остановиться перед красным
светом светофора и дождаться зеленого
света. Что означает, что можно переходить
дорогу.
2) Однажды возвращаясь из школы бегемоту
Феде нужно было перейти перекресток, чтобы
попасть домой. И чтоб долго не ходить, он
решил пройти его по диагонали. Скажите
разве можно так делать?
О: Нет.
У: А как нужно?
О: Перейти по светофору одну
дорогу, а затем другую. Покажите.
3)У: Как-то раз сова Илизавета
гуляла по городу и решила перейти дорогу,
неподалеку была дорожная зебра, но упрямая
сова не захотела по ней идти. Правильно ли
она сделала?
О: Нет, т.к. переходить дорогу в
неположенном месте очень опасно, а дорожная
зебра и существует для того чтобы безопасно
переходить дорогу. Покажите, как надо было
перейти дорогу?
4) Совсем недавно бегемот Федя решил
сходить в кино. А что бы туда попасть, ему
нужно было перейти дорогу у перекрестка.
Увидев что поблизости нет машин он
перебежал дорогу на красный свет. Можно ли
так делать?
О: Нет.
У: Почему?
О: Потому что на красный свет
переходить дорогу нельзя, а еще потому что в
любой момент из-за поворота может выехать
машина.
У: Какие вы все молодцы. Скажите, а
с какими дорожными знаками наши герои уже
встречались?
О: «Пешеходный переход» и «Осторожно
дети»
Скажите, а к какой группе знаков они
относятся?
О: Предупреждающие знаки.
У: А какие еще существуют группы
знаков? Давайте мы их перечислим.
Я буду показывать знак, а вы отвечать, как
он называется и к какой группе знаков
относится.
О: Предупреждающие: Скользкая
дорога, дорожные работы. знаки запрета:
движение пешеходов запрещено, въезд
запрещен. знаки информации: подземный
пешеходный переход, место остановки
автобуса. знаки сервиса: пункт первой мед.
помощи, пункт питания и т.п.
Я думаю что сегодня бегемот и сова многому
научились.
Давайте поможем им закрепить новые знания.
Обратите внимание что в нашей школе есть
плакаты. Кто может рассказать о чем нам
говорит первый плакат?...2ой плакат?
Дети: рассказывают по очереди (2
человека)
У: Молодцы! Теперь давайте
поиграем.
Я буду задавать вопросы? А вы по одному
будете мне отвечать. Если вы знаете
поднимайте руку. Ответы- выкрики не
учитываются. За каждый правильный ответ
будет вручаться жетон, (играем)
А теперь послушаем одну очень
поучительную историю про Сережу и Тимошку.
Дети: «Сережа и Тимошка»
Выезжают утром рано
Не прогулку мальчуганы.
Одного зовут Сергей,
А другого Тимофей.
Скажем вам о них немножко:
Тимофей для всех - Тимошка,
А Сергей для всех - Сережа.
Почему же? Отчего же?
Разберемся в этом строже:
Нужный велоинвентарь -
Ключ, насос, звонок, фонарь -
У Сережи все на месте,
У Тимошки с хламом вместе.
Зная правила движенья,
Подмечайте нарушения.
Едет правильно Сергей,
Ну, а как же Тимофей?
Тимофей летит стрелой
Вдоль полоски осевой.
Переходная дорожка.
Мчится бешено Тимошка,
Напугал ездой прохожих:
- Сумасшедший!
- Да, похоже.
Вниманье! Левый поворот!
Сережа слез, пешком идет.
Для Тимофея дорог миг –
Налево едет озорник.
Взгляните не плохой пример –
Сержа объезжает сквер.
По-своему, совсем иначе
Тимошка разрешил задачу:
С лихим бахвальством,
Всем на диво
По скверу едет горделиво.
Обогнал автомашину
И задел ногою шину,
Хоть грозит шофер в окошко,
Не смущается Тимошка,
У Тимошки гордый вид,
И Тимошка дальше мчит.
В светофоре - красный свет,
А Тимошке дела нет:
Можно лихо проскользнуть,
Обойдется как-нибудь.
Только вот такая штука -
Вышло горе вместо трюка.
У Сережи все в порядке ,
У Тимошки - боль в лопатке,
Боль в спине и боль в затылке,
Да на грех погнулась вилка...
Распрямив ее чуть-чуть
Продолжает дальше путь.
Замечаний нет Сереже,
Тимофей опять тревожит -
Против правил едет он:
Недозволенный обгон.
Нажимает что есть сил,
Человека чуть не сбил.
То-то глупость велика
У него озорника.
-Как зовут тебя?
-Тимошка.
-Все чудишь?
-Да я немножко.
-Ради шутки сломишь шею...
Стыдно стало Тимофею.
-Доставлять всем беспокойство -
Это, мальчик, не геройство.
И опять соблазн велик -
Перед носом грузовик!
Грузовик что птица мчится,
Как к нему не прицепиться?
Это, кажется. Конец -
Доигрался молодец.
И теперь сомненья нет,
Кончил жизнь.. .велосипед.
Друг помог дойти в больницу...
-Этак ездить не годится,
-Сокрушаются врачи,
- Ты шалишь, а мы - лечи.
День хороший, день погожий,
Едет весело Сережа,
А наказанный Тимошка
Смотрит с завистью в окошко.
И скребут на сердце кошки
У несчастного Тимошки.
Очень горек был урок,
Но пошел Тимошке впрок.
Надо прямо вам сказать:
Тимофея не узнать.
Из плохого стал хороший.
И зовут его Тимошей.
У: Что поучительного в этой
истории?
О:..................
У: Что очень важно соблюдать
правила дорожного движения, чтобы не
навредить своему здоровью. A теперь
поиграем в другую игру, но будьте
внимательны.
Я буду читать стихотворение, а вы ребята,
где согласны с утверждением говорите: «Это
я, это я, это все мои друзья!», а где нет, то
топаете ногами.
Кто из вас идет вперед
Только там, где переход? (говорят)
Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора? (топают)
Знает кто, что красный свет -
Это значит - хода нет? (говорят)
Кто трамвай обходит сзади,
И бежит вперед не глядя? (топают)
Кто автобус ожидая,
Прыгает и всех толкает? (топают)
Кто же правила все знает.
И всегда их выполняет? (говорят) А теперь
подведем итоги: Сейчас каждый подсчитает
свои жетончики и у кого будет больше всех
жетончиков будет награжден медалью «Знаток
светофорных наук» (подсчет жетонов,
награждение) Итог урока:
Скажите, что мы сегодня повторили? Что
такое светофор? Для чего нужны ПДД?
Кто издал первый указ о правилах
дорожного движения?
Молодцы, вы были очень внимательны, так же
внимательны будьте и на дорогах. Наше
мероприятие окончилось. До свидания. |