У каждого человека
должен быть дом - не просто крыша над головой, а место, где его любят и
ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где ему тепло и уютно.
Школу часто называют вторым домом, ведь каждый ребенок школьного
возраста проводит здесь основную часть своего времени, день за днем
проживает свою жизнь. Однако далеко не каждый школьник чувствует себя в
своем классе, в школе как дома. А между тем очень многое зависит от
самих учеников.
В начале учебного
года наступает время обсуждения планов на будущее, время коллективных
разговоров о том, «как будем жить», время составления захватывающих
совместных проектов. Ведь именно с самого начала так важно создать в
классе и школе атмосферу радостных ожиданий, теплоты и доверия.
Реализовать задуманное можно в логике игровой программы, посвященной строительству школьного дома.
Игровая фабула данной
модели основывается на том, что создать Дом Мечты, где все будут жить
по - сказочному счастливо, в любви и согласии, можно только из
«строительного материала» с особыми свойствами: доброты, понимания,
взаимопомощи, терпения, такта, юмора и др. Очень важно, чтобы эта форма
досуга стала не только развлекательной, но и несла в себе
социально-нравственные ценности, имеющие смысл для каждого и обогащающие
взаимоотношения одноклассников. План-проект застройки дома может быть,
например, таким (см. рис.). Каждое из значимых качеств проявится в
отдельном конкурсе-кирпичике будущего дома.
Эти бутафорские
кирпичи и крыша, выполненные из плотной бумаги или картона, а также
средства, заменяющие цементирующий раствор (кнопки, клейкая лента,
магниты и т.п.), составляют материальное обеспечение школьной
игростройки.
Играть могут
несколько команд, но цель у всех одна построить общий дом. В младшем и
среднем школьном возрасте, когда состязательность привносит в досуговые
дела особую привлекательность и динамизм, команды могут поочередно
«укладывать кирпичи» после выполнения конкурсных заданий. Однако духу
главной идеи данного дела, его смысловому назначению больше
соответствует вариант единой «всенародной» стройки, при котором
участники по желанию выполняют игровые задания. Дом в буквальном смысле
растет у всех на глазах по мере того, как кирпич за кирпичом
выкладывается его макетная модель.
Варианты игровых заданий
Кирпич Мудрости
При командном варианте это конкурс-разминка за право первый камень.
1-й вариант.
Придумать слова или выражения, синонимичные понятию «дом» (например,
«семейный очаг», «моя крепость, место, где меня всегда ждут», «тихая
пристань», территория для дружеских тусовок» и т.д.).
2-й вариант.
Мудрость часто содержится в кратких высказываниях с глубоким смыслом -
афоризмах. Предложите участникам придумать собственные высказывания по
следующей формуле: «Школа- это не ... ,а ... ».
Кирпич Дружбы
Участникам предлагаются описания видов жилищ у разных народов. Задача - определить их названия.
1. Крестьянский дом в украинской или белорусской деревне. (Хата)
2. Переносное жилище у цыган. (Кибитка)
3. Отдельная комната монаха в монастыре. (Келья)
4. Кочевой шалаш у киргизского народа и некоторых народов Азии и Южной Сибири. (Юрта)
5. Хижина из ветвей, кож, коры у индейцев Северной Америки. (Вигвам)
8. Комфортабельный загородный дом с пар ком или садом. (Вилла)
9. Жилище кавказских горцев. (Сакля)
10. Изба из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича. (Мазанка)
11. Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой и т.д. (Шалаш)
12. Переносное жилище с конической крышей у некоторых народностей северо-восточной Сибири. (Яранга)
13. Крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия. (Землянка)
14. Отдельное жилое помещение в доме, передней и т.д. (Квартира)
15. Временное помещение из натянутой на остов ткани. (Палатка)
Кирпич Понимания
Понимать - значит с
полуслова или вовсе без слов знать, что чувствует и хочет сказать
собеседник. Способов проверить это умение много.
1-й вариант. Один из членов строительной бригады «рассказывает» без звуков и слов свою автобиографию, пользуясь следующей примерной анкетой:
1. Где родился.
2. Профессия иди род занятий родителей.
3. Как учится в школе. Любимые школьные предметы.
4. Увлечения.
5. Кумир.
6. Любимая книга, фильм, телепередача.
7. Любимое блюдо. .
8. Кем хочет быть.
9. Какой(ая) юноша (девушка) из присутствующих нравится.
10. Мечта.
Затем несколько человек пересказывают, что они поняли.
2-й вариант.
Участники разбиваются на группы по три человека. На листках бумаги они
одновременно фиксируют свои ассоциации (определенное количество: 5-7) с
заданными словами и словосочетаниями по тематике игры, например: «урок
физкультуры», «контрольная работа», «завтрак в школьной столовой»,
«школьная дискотека». Выигрывает конкурс группа, у которой окажется
самое большое количество совпадающих ассоциаций (зачет идет по двум
игрокам).
Кирпич Находчивости
Многие строительные
организации имеют названия в виде аббревиатур, например, СМУ -
строительное монтажное управление. Участникам предлагается по-своему
(весело и поучительно) расшифровать следующие аббревиатуры, связав их
школьной жизнью: ПУПСИК, СИРОП, КЛОП, ЗИГЗАГ, МЕЛ, БУБЛИК, ЗВОНОК и т.д.
(1-2 на выбор).
Кирпич Взаимопомощи
Это конкурсное
задание для нескольких пар. Все согласятся, что самой идеальной парой,
действующей всегда слаженно и очень быстро, можно считать руки человека.
Проверим, степени навыки взаимопомощи развиты у участников. Они будут
работать в прямом смысле, как одна пара рук, более того - находящаяся в
одной связке.
Итак, по одной руке
участники «за ненадобностью» прячут за спину, а свободная рука каждого
из партнера привязывается одна к другой. Эта общая пара рук и
продемонстрирует всем чудеса взаимопомощи. А задания для этого могут
быть самыми «обычными»: приготовить бутерброды для завтрака в школе;
обернуть учебник новой бумагой; собрать портфель и т.п., и это,
разумеется, за минимум времени.
Кирпич Любви
Помните, как один из
чеховских героев обращался к шкафу с патетически-сентиментальной речью:
«Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование ... »?
Подражая классике, предлагаем участникам излить свою любовь на один из
предметов или атрибутов обстановки школьного класса (например, парта,
мел, классная доска, глобус и т.д.).
Кирпич Улыбки
По авторитетному
мнению Д. Карнеги, улыбка «создает счастье в доме и служит паролем для
друзей. Она ничего не стоит, но много дает». Это «лучшее противоядие,
созданное природой от неприятностей». Не у всех получается жить светло и
улыбчиво, но этому можно научиться. При ступаем к тренировкам
посредством «улыбательного практикума» - шуточных вопросов, адресованных
строителям школьного дома.
Варианты шуточных вопросов.
1. Где мы платим деньги за то, что у нас что-то взяли? (В парикмахерской)
2. Почему курица кладет яйца? (Если бросать, разобьются)
3. В каком веке муку мололи греки? (Ни в каком, муку не мелют)
4. Как поймать тигра в клетку? (Никак, тигров «в клетку» не бывает)
5. Как поймать 9 слонов? (Поймать 10 и одного отпустить)
6. Кто больше всех кричит, а меньше всех делает? (Начальник)
7. Кто во времена Ивана Грозного носил самые большие сапоги? (У кого была самая большая нога)
8. Ни пуха, ни пера. Что это? (Раскладушка)
9. Ученика удалили с урока. Как вы думаете, за что? (За дверь)
10. Когда человек может мчаться со скоростью автомобиля? (Когда он сам находится в нем)
11. Что не войдет даже в самую большую кастрюлю? (Ее крышка)
12. Как можно снять колесо с мчащегося автомобиля? (Фотоаппаратом)
13. Какой рукой лучше всего мешать чай? (Чаи лучше всего мешать ложечкой)
14. Перед кем люди всегда снимают шляпу? (Перед парикмахером)
15. Какой предмет в одежде самый громкий? (Галстук)
16. Какими нотами делят пирог? (До-ля-ми)
17. Что может портиться несколько раз на день? (Настроение)
18. Когда покупают лошадь, какой она бывает? (Мокрой)
19. Когда у кошки бывает две головы? (Когда она держит в зубах мышь)
20. Кто зимой без снега жить не может? (Снеговик)
21. Кто ходит сидя? (Шахматист)
22. Чем больше берешь, тем больше становится. Что это? (Яма)
23. Кто сидит спиной к президенту? (Водитель)
24. Варят, варят, а сварят - выбрасывают. Что это? (Лавровый лист)
Кирпич Здоровья
Большинство из нас являются преступниками по отношению к собственному здоровью.
В целях пропаганды
здорового образа жизни, подготовки к урокам, а также в целях рекламы
отдельных атрибутов школьной жизни предлагаем участникам разработать и
провести комплексы упражнений со следующими предметами:
ученической сумкой
(дипломатом, ранцем, портфелем); школьной указкой и географической
картой (глобусом); шваброй, веником и корзиной для мусора; мелом,
классной доской, губкой; циркулем, треугольником и метровой линейкой.
Кирпич чистоты
Чистота, как
известно, залог здоровья, а также условие уюта и комфорта в школьном
доме. По этим причинам будет уместно потренироваться в проведении
веселой генеральной уборки. Задача участников - быстро и до блеска
«натереть паркет» в классе, соблюдая следующую инструкцию.
У стены классной
комнаты разложены листки бумаги – «полотеры». Участники ставят на них
ноги (каждую на отдельный листок) и, скользя этими приспособлениями по
поверхности пола, «натирают» его. Для облегчения «ножного труда» в
качестве «полотеров» можно использовать коробки (из-под конфет, обуви)
или саму обувь (калоши, домашние тапочки) очень большого размера.
Крыша хорошего настроения
Венчает построенный
школьный дом крыша хорошего настроения. Для возведения крыши каждый
получает конверт ми гримасами (в основном с изображением положительных
эмоций). Прислушиваясь к себе, своему внутреннему состоянию, каждый
участник строительства выбирает соответствующее «фото», приклеивает его
на общий ватманский лист и подписывает.