Оборудование: аудиозапись песни
О.Газманова «В городе олень» и музыкальной пьесы
Э.Грига «Утро», магнитофонная запись школьного
шума, результаты измерения шума и вибрации,
запыленности воздуха, статистические данные
анкетирования, плакаты «Ваше здоровье – в ваших
руках», высказывания знаменитых людей, таблица
«Влияние шума на организм человека»,
оборудование для опыта (стеклянная трубка,
резиновая груша, вата, сигарета с фильтром),
видеозаписи (интервью с учащимися, со школьной
медсестрой, посещения школьной столовой, занятий
школьных спортивных секций, утренней гимнастики,
физкультминутки, зеленых насаждений на
пришкольном участке).
Вступление
(Звучит песня О.Газманова «В городе
олень».)
1-й ведущий. Мы, как тот олень,
загнанный в лабиринт городских стен, спешим,
торопимся, суетимся и не замечаем, как сами
укорачиваем свою жизнь.
2-й ведущий.
Мы балансируем над пропастью,
Передвигаясь по канату.
Мы соревнуемся в жесткости,
Хоть ведаем – придет расплата.
Играем в игры запрещенные,
Не замечая чьей-то боли,
Кутим, пьем вина утонченные
На многочисленных застольях.
Теряем облик человеческий
И тонем в омуте пороков...
3-й ведущий. Пороки, пороки, пороки...
Человеческие пороки – это те же вредные
привычки, которые ведут нас в бездну нездоровья,
укорачивая нашу жизнь.
4-й ведущий. Вы можете возразить,
что здоровье – личное дело каждого. Это не совсем
так. Здоровый человек живет полноценной жизнью и
приносит большую пользу обществу. И во многом
наше здоровье зависит от нас самих.
Первая страница нашего тележурнала
посвящается воздуху.
Воздух
1-й ведущий. В романе Павленко
«Счастье» врач Комов очень убедительно говорит о
целительной силе воздуха: «...ваша болезнь
требует простого лекарства – воздуха. Побольше
его и наяву, и во сне. Нужно насквозь продуть себя,
омыть каждую клетку свою свежим воздухом». Без
пищи человек может прожить около 50 дней, без воды
около 5 дней, а без воздуха – не более 3–4 минут. А
каким воздухом дышим мы?
Ученик (выступает с работой по
анализу воздуха в школе). Для выяснения состава
воздуха в школе и его чистоты мы взяли пробы
запыленности в разных школьных помещениях:
коридорах и кабинетах – как во время уроков, так
и на переменах. Результаты исследований
приведены на стенде.
Когда мы ходим, бегаем, прыгаем, вся пыль
поднимается в воздух, а с нею и болезнетворные
бактерии. Они оседают на пылинках и вместе с ними
долго находятся во взвешенном состоянии. Таким
образом распространяются грипп, ангина, ОРЗ,
туберкулез и другие болезни.
2-й ведущий. Давайте послушаем, как
обстоит дело с инфекционными болезнями у нас в
школе.
(Телеинтервью со школьным врачом.)
3-й ведущий. Итак, надо следить за
состоянием воздуха в нашей школе, чтобы быть
здоровыми.
Следующая страница журнала посвящена шуму.
Шум
(Звучит пьеса Э.Грига «Утро». Ученик
читает отрывок из повести Б.Васильева «Не
стреляйте в белых лебедей».)
«Легкий туман еще держался кое-где над
водой, еще цеплялся за мокрые кусты лозняка. И в
тихой воде четко отражалось все, что гляделось в
нее в это утро. Странное чувство полного, почти
торжественного спокойствия охватило его.
Он вдруг услышал эту тишину и понял, что вот это и
есть тишина, что она совсем не означает
отсутствие звуков, а означает лишь отдых природы,
ее сон, ее предрассветные вздохи.
Он всем телом ощутил свежесть тумана, уловил его
запах, настоянный на мокром горьковатом лозняке.
Он увидел в глубине воды белые стволы берез и
черную корону ольхи, они переплетались с
всплывающими навстречу солнцу кувшинками, почти
неуловимо размываясь у самого дна.
И он вдруг догадался, чего ему хочется:
зачерпнуть эту нетронутую красоту и бережно, не
замутив и не расплескав, принести ее людям...»
4-й ведущий. Человек внес в мир
звуков речь и музыку, сделал звук своим
помощником. Проходили века. Человек трудился,
творил. Появлялись все новые и новые источники
шума, росла их сила.
Уровень шума измеряется в децибелах. Ниже
приведены примеры уровней шума разной
интенсивности.
Динамический диапазон человеческого
уха укладывается в 140 дБ. По санитарным нормам
уровень шума должен составлять для учебных
кабинетов 45 дБ, а для коридоров – 60 дБ. А у
нас?
(Магнитофонная запись шума в
школьном коридоре.)
Уровень шума в школе определяют
шумомером. Вот его показания.
В учебных кабинетах – 80 дБ.
В коридоре 2-го этажа – 110 дБ.
В коридоре 3-го этажа – 108 дБ.
Во дворе школы у автострады – 130 дБ.
Как видите, во всех местах измерения
уровень шума превышает санитарные нормы.
Американский ученый Кнудсен считает,
что шум – такой же медленный убийца, как смог.
Постоянный шум является причиной многих
болезней. Под влиянием шума у человека
изменяется физиологическое состояние: сначала
появляется угнетение, его сменяет некоторое
возбуждение, и, наконец, развивается подавленное
состояние.
Шумовое «опьянение» – одна из причин
успеха современной рок-музыки. При ее исполнении
уровень шума превышает болевой порог и достигает
130 дБ. Группа медиков обследовала молодежь,
часто слушающую громкую музыку. У 20% юношей и
девушек слух оказался сниженным и
соответствовал слуху 85-летних стариков.
Уровень шума в 40–45 дБ нарушает сон у
25% населения; шум в 50–55 дБ – у 50%; шум в
70–75 дБ – у 95% населения.
Шумы природного происхождения (шум
морского прибоя, дождя, шелест листвы, пение птиц)
благотворно влияют на организм человека:
успокаивают, расслабляют, снижают возможные
стрессы. А вот производственные шумы, шум
транспорта ухудшают работу сердца, повышают
артериальное давление и снижают
производительность труда: физического – на 30%, а
умственного – на 60%.
Отсюда вытекает вывод: надо снижать
шум в школе. Этому помогает озеленение, т.к.
зеленая защитная полоса вдоль дороги снижает
уровень шума на 14 дБ. Необходимо проводить
беседы в 1–7-м классах о влиянии шума на организм
человека.
Следующая страница нашего журнала о
вредных привычках.
Вредные привычки
1-й ведущий. Все знают, что такие
пагубные привычки человека, как курение,
употребление алкоголя и других наркотических
веществ, приводят к болезненным изменениям в
организме. Каким вырастет человек, с детства
привыкший пить и курить?
1-й ученик. Табак, как известно,
среднедействующий наркотик. Гораздо легче
привыкнуть к наркотику, чем отвыкнуть от него.
Курящие – это не «взрослые», «самостоятельные»,
«мужественные» люди, а просто рабы привычки, у
которых недостаточно развиты воля и
самообладание. Чтобы бросить курить, надо, прежде
всего, захотеть это сделать, проявить силу воли,
самодисциплину, упорство в достижении цели.
Основное действующее вещество в табаке –
никотин. В одной сигарете массой в 1 г
содержится 10–15 мг никотина. В чистом виде –
это маслянистая жидкость со жгучим вкусом. По
токсичности он сравним с синильной кислотой. Это
сильный яд, действующий на нервную,
пищеварительную, дыхательную и
сердечно-сосудистую системы. Для человека
смертельная доза никотина – 1 мг на 1 кг
массы тела. Но кроме никотина в табаке есть и
другие соединения. При затяжке табак выделяет
ядовитые и опасные вещества: аммиак, оксид
углерода, канцерогенные углеводороды,
радиоактивный полоний, синильную кислоту,
сероводород и табачный деготь. Сигаретный фильтр
может удержать не более 20% этих веществ.
2-й ведущий (проводит опыт с
сигаретой для выяснения роли фильтра.)
Что ожидает курильщиков? Инфаркт миокарда,
инсульт, заболевания сосудов и головного мозга,
эмфизема и рак легких, гангрена ног
(облитерирующий эндартериит), язва желудка и
двенадцатиперстной кишки, больное и
неполноценное потомство.
Но курение опасно не только для самого
курильщика, но и для людей, просто находящихся с
ним рядом – пассивных курильщиков. В результате
вдыхания табачного дыма у них нарушаются сон,
аппетит, работа желудка и кишечника, повышается
раздражительность. У школьников это проявляется
в плохой успеваемости и даже в отставании в
физическом развитии.
Исследования показали, что курение повышает
заболеваемость кариесом у детей. Вдыхание
табачного дыма сопровождается всасыванием
никотина, который в организме превращается в
конитин. Среди обследованных детей с повышенным
уровнем конитина в крови 47% имели полости в
молочных зубах и 26% – в постоянных зубах. Так что
пассивное курение влияет и на зубы.
2-й ученик. Пристрастие к спиртному
– алкоголизм – болезнь, известная с древности, о
ней упоминал еще Аристотель. Многие люди
стараются преодолеть неприятности с помощью
алкоголя. И, действительно, одним он приносит
облегчение, у других повышает настроение, дает
ощущение раскованности и веселья. Но так легко
перешагнуть черту, за которой опьянение
становится пагубной привычкой. По данным ВОЗ, на
1 тыс. человек приходится до 100 алкоголиков!
Спиртные напитки содержат не только этиловый
спирт, но и различные примеси, в том числе
ядовитые сивушные масла, от которых не
избавиться никакой очисткой. Метиловый спирт –
яд, который легко может вызвать не только сильное
отравление, слепоту, но и смерть. Употребление
его даже в малых количествах приводит к
поражению зрительного нерва и сетчатки глаза.
Дихлорэтан в количестве 10–15 г вызывает
необратимые изменения в печени и почках.
Применяемый для обработки вин сернистый
ангидрид и сам по себе опасен, кроме того он
разрушает в вине все витамины. А кислоты (винная,
уксусная и др.), присутствующие в винах,
отрицательно влияют на пищеварение, особенно на
печень и поджелудочную железу.
А как же пиво? Его считают ценным продуктом и даже
называют «жидким хлебом». Но в нем содержится от
2,8 до 12% спирта, присутствуют различные вещества,
повышающие чувствительность организма к
алкоголю, усиливающие его всасывание. Это тоже
алкогольный напиток.
Алкоголь вызывает не только нарушения здоровья,
но и ведет к деградации личности, толкает на
серьезные преступления.
3-й ученик. Еще одна проблема
современности – наркотики. Наркотические
вещества широко используются в медицине в
качестве снотворных и обезболивающих средств.
Воздействуя на центральную нервную систему, они
вызывают особое психическое состояние –
эйфорию.
Все эти вещества ядовиты. Они отравляют организм,
дополняя нарастающую психическую деградацию
глубоким истощением нервной системы. При
привыкании к наркотику человек думает только об
очередной его дозе. И вскоре любое препятствие на
этом пути вызывает агрессию и может привести к
преступлению.
Каждый человек должен знать, что такое
наркомания и что к ней может привести. Помните,
что от нее очень сложно, но все же можно
вылечиться, было бы желание.
3-й ведущий. А как обстоит дело с
вредными привычками у нас в школе? Опрос учащихся
в школе дал следующую картину: из 414 опрошенных
учеников пробовали курить 180 человек (43,5%).
Среди них из интереса – 13%, за компанию – 8,0%.
Курят систематически 73 ученика (17,6%).
Пробовали алкогольные напитки 391 человек (94,5%),
только у 45 ребят они вызвали отвращение. Выпивают
134 ученика (32,5%), а пиво употребляют 154 (37,2%),
причем 87 ребят не относят пиво к спиртным
напиткам (21%). Не имеют вредных привычек 24
ученика.
Удручающие цифры. Правда, есть, о чем задуматься?
Систематическое употребление наркотических
веществ, в том числе алкоголя и никотина, не
только вызывает нарушения во всех внутренних
системах организма, но и повреждает половые
клетки: все слабее и неполноценнее будут
следующие поколения, если сейчас эти привычки не
истребить, не вести с ними жесткую, непримиримую
борьбу!
Хотите быть здоровыми?
Известный хирург Н.М. Амосов сказал:
«В большинстве болезней виновата не природа, а
только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и
жадности, но иногда от неразумности».
Главное в борьбе с вредными привычками – их
профилактика.
Следующая страничка о правилах личной гигиены.
Правила личной гигиены
1-й ведущий. Рассмотрим наиболее
важные вопросы, касающиеся здорового образа
жизни. Что можно сделать для сохранения и
укрепления здоровья?
С самого раннего детства нас учат правилам
гигиены. Все их знают.
(Демонстрируется видеозапись
интервью школьников младших и средних классов по
вопросам личной гигиены.)
2-й ведущий. «Просто знать еще не
все, знания нужно уметь использовать», – так
говорил Гете. А как мы их используем?
(Демонстрируется видеозапись:
ученики идут в столовую.)
3-й ведущий. К чему может привести
незнание правил гигиены? К возникновению
глистных и инфекционных заболеваний.
Глистные заболевания (аскаридоз, энтеробиоз,
трихинеллез, эхинококкоз и др.) возникают при
заражении яйцами глистов. Причины заражения –
употребление в сыром или плохо прожаренном виде
рыбы или мяса, немытых овощей и фруктов,
несоблюдение правил личной гигиены.
Инфекционные заболевания (дизентерия, холера,
брюшной тиф) возникают при попадании в кишечник
возбудителя заболевания. Возможна передача
через предметы обихода и грязные руки,
переносчиками могут быть мухи и тараканы.
Итак, надо не только знать правила личной
гигиены, но и каждый день применять их.
Переходим к последней странице тележурнала,
которую мы назвали «Профилактика».
Профилактика
1-й ведущий. В нашей школе многое
делается для сохранения здоровья школьников.
(Демонстрируется видеофильм.)
Голос за кадром. В начале учебного
дня в начальной школе проводится утренняя
гимнастика. На уроках регулярно проводятся
физкультминутки, включающие и дыхательную
гимнастику, и упражнения для мышц спины, рук, ног
и профилактический массаж биологически активных
точек.
В школе работают спортивные секции – лыжная,
баскетбольная, карате.
Большое воспитательное значение имеет наглядная
агитация. Плакаты, стенгазеты, сатирические
рисунки ребята делают своими руками.
Комнатные растения способствуют созданию
благоприятной, здоровой обстановки в кабинетах и
в коридорах школы, на участке много зеленых
насаждений.
1-й ведущий. Мы убедились, что наше
здоровье зависит от образа жизни, который мы
ведем, от состояния окружающей среды.
2-й ведущий. Здоровье человека – в
его собственных руках, надо лишь уметь
распорядиться им рачительно и умно.
3-й ведущий. Здоровье – это дар
природы и заботиться о нем, сохранять его, беречь
человек должен сам.
4-й ведущий. Важно, чтобы каждый
день все мы что-то делали для того, чтобы дольше
оставаться здоровыми.
1-й ведущий. В заключение нашего
тележурнала мы хотим поблагодарить всех, кто
принимал участие в его создании, и пожелать им и в
дальнейшем занимать активную позицию в борьбе за
здоровый образ жизни. Благодарим зрителей за
внимание и надеемся, что наши советы помогут и им.
|