Задачи урока
- образовательная: обеспечить формирование
понятия выталкивающая сила, используя задания
исследовательского характера;
- развивающая: развитие познавательного
интереса, самостоятельности, умения применять знания по физике,
используя проблемные ситуации;
- воспитательная: содействовать профориентации
учащихся и умению работать в коллективе.
Оборудование: компьютер, мультимедийная система,
документ-камера, сосуды с водой, тела различной формы, массы и объёма,
динамометры.
Ход урока
I. Организационно-ситуативный этап (определение
задач урока)
Учитель (предъявляет слайд). «Ихтиандр протягивает руки
вверх и хватает альбатроса за ноги. Испуганная птица раскрывает свои
мощные крылья и поднимается, вытаскивая из воды Ихтиандра. Но на воздухе
Ихтиандр и альбатрос грузно падают на волну...» (А.Р.Беляев.
Человек-амфибия). Почему альбатрос упал в воду?
Учащиеся. В воде вес Ихтиандра был меньше, чем в воздухе.
Учитель. Почему вес тела в воде меньше веса тела в
воздухе?
Учащиеся. Существует сила, действующая на тело в воде и
направленная вертикально вверх.
Учитель. Давайте посмотрим, почему вес уменьшается.
Рассмотрим силы, которые действуют со стороны жидкости на погружённое
тело (слайд). Силы, действующие на боковые грани тела, попарно
равны и уравновешивают друг друга. А вот силы, действующие на верхнюю и
нижнюю грани тела, не одинаковы. На верхнюю грань с силой F1
давит столб жидкости высотой h1. На нижнюю грань
тела снизу вверх с силой F2 давит
столб жидкости высотой h2. Но h2
> h1, следовательно, и модуль силы F2
больше модуля силы F1. Поэтому
тело выталкивается из жидкости с силой Fвыт = F2
– F1, так и называемой – выталкивающая сила.
Если тело в воду бросить//Или просто опустить,//Будет сила
Архимеда//Cнизу на него давить.
Итак: на тело, погружённое в жидкость, действует сила,
выталкивающая это тело из жидкости.
Выталкивающая сила действует и в случае частичного погружения тела в
жидкость. Эту силу называют силой Архимеда в честь
древнегреческого учёного Архимеда, который впервые указал на её
существование и рассчитал её значение.
Как найти величину выталкивающей силы? (Слайд.) Так как
две силы, действующие на тело в этом случае, направлены в
противоположные стороны (сила тяжести – вниз, архимедова сила – вверх),
то вес тела в жидкости P1 будет меньше веса тела в
вакууме Р = mg (m –
масса тела) на архимедову силу FА =
gmж (mж –
масса жидкости, вытесненной телом), т.е. P1 = Р
– FА, или
FА = Pв возд – Pв
жидк ,
т.е. из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде.
Все тела в воде кажутся более лёгкими, чем в воздухе. Вода
выталкивает и поддерживает их. Будучи вынутыми из воды, тела вновь
обретают свой прежний вес, т.к. вода больше не держит их.
II. Объяснение новой темы (записи основных
моментов в тетради)
Учитель. Давайте убедимся на опыте, что вес тела в воде
уменьшается. (Учитель объясняет задание по слайду с планом действий.
Ученики обсуждают план.)
- Определите вес данного вам тела в воздухе: Pв возд.
- Определите вес этого же тела в воде: Pв воде .
- Сравните результаты измерений и сделайте вывод: чему равна
сила Архимеда.
Учитель (заслушав мнения). Есть сила одна, вот вам ответ,
//Эту силу обнаружил Архимед.//Когда он опустился в воду,//То «Эврика!»
– воскликнул он народу.//От чего зависит сила эта?//Нельзя вопрос
оставить без ответа.
III. Практическое задание
Учитель. От чего же зависит сила Архимеда? Это вам
придётся выяснить самостоятельно. Каждая группа получает своё задание.
Пожалуйста, прочитайте задание и сформулируйте гипотезу исходя из
условий. (Дети читают, высказывают гипотезы. Учитель записывает
предложенные гипотезы в слайд презентации. Учащиеся приступают к
выполнению заданий.)
Группа 1. Оборудование: сосуд с водой,
динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объёма, но разной
массы из набора тел для калориметра, нить.
- Определите архимедовы силы, действующие па первое и второе
тела.
- Сравните архимедовы силы, действующие на тела разной массы.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой
силы от массы тела.
Группа 2. Оборудование: сосуд с водой,
тела разного объёма, но одинаковой массы, динамометр, нить.
- Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.
- Сравните эти силы.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой
силы от объёма тела.
Группа 3. Оборудование: динамометр, нить,
сосуды с пресной водой, солёной водой и маслом, алюминиевый цилиндр.
- Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде,
пресной и солёной, и масле.
- Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело
в различных жидкостях?
- Установите зависимость архимедовой силы от рода жидкости.
Группа 4. Оборудование: мензурка с водой,
алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.
- Определите архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1
и на глубине h2 >h1.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой
силы от глубины погружения тела.
Группа 5. Оборудование: кусочек
пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
- Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра.
- Поочерёдно опуская каждую фигурку в воду, с помощью
динамометра определите архимедову силу, действующую на неё.
- Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости
(независимости) архимедовой силы от формы тела.
(Выполнив задания, группы отчитываются о результатах своей
работы и сообщают свои выводы. Результаты записываются в виде таблицы с
помощью документ-камеры. Если сила зависит от величины, ставят «+», если
нет, то «–». Один учащийся из группы подходит к камере и отмечает
результат.)
Сила |
Масса |
Объём |
Форма |
Жидкость |
Глубина
погружения |
FА |
– |
+ |
– |
+ |
– |
Общий вывод: cила Архимеда зависит от объёма тела и рода
жидкости (слайд).
(Проводится сравнение с предложенными в начале урока гипотезами.)
Учитель. Теперь вы сможете мне объяснить, почему
собака-водолаз легко может тащить человека по воде, но только до берега.
Учащиеся. Вес человека на берегу увеличивается.
Учитель. А масса?
Учащиеся. Осталась прежней.
Учитель. В какой воде легче научиться плавать – в речной
или морской?
Учащиеся. В морской, в ней больше выталкивающая сила. |