Цели:
- повторение сведений о сложносочинённом предложении;
- совершенствование навыков постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении;
- совершенствование навыков синтаксического разбора сложносочинённого предложения;
- подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Оборудование: учебная книга, тестовый материал, индивидуальный раздаточный материал (см. приложение 1).
Ход урока
I. Подготовительный этап.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос:
а) какое предложение называется сложным?
б) какие виды сложных предложений вы знаете?
в) расскажите о структуре сложносочинённого предложения.
г) какие типы придаточных предложений вы знаете?
2. Индивидуальное задание у доски. Записать на доске предложение Б
(зад. А-9 В-2), подчеркнуть грамматические (ую) основы (у), определить
вид предложения по структуре.
С того времени имя Герострата стало нарицательным, им стали
называть тех, кто …стремится стать знаменитым и предпочитает дурную
славу известности.
III. Повторение. Словарно-орфографический диктант.
Бородатый, волосинка, заглядение, заграждение, зачарованный,
клеёнка, копна, корпусной, молить, носатый, ободрённый, обрамление,
опалить, оснащение, перегревание, повалиться, поглодать, пронизать,
родиться, удивляться, цветистый, спина.
- над какой орфограммой вы работали?
- откройте тесты на стр. 46, рассмотрите задание А-13 В-5,
выполните задание, запишите в тетрадь правильный ответ (слова с
безударной гласной), подберите проверочные слова.
IV. Работа над темой урока.
1. Знакомство с теоретическим материалом (чтение текста параграфа 95).
– Какими знаками препинания разделяются части сложносочинённого предложения?
– Расскажите о постановке запятой в сложносочинённом предложении.
– Расскажите о постановке тире в сложносочинённом предложении.
– При каком условии части сложносочинённого предложения разделяются точкой с запятой?
2. Закрепление.
– Работа с микротекстом (записать текст под диктовку, выполнить задания).
Море.
Оно (море) дышало влажным солёным ароматом и ласково звучало,
плескало о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша.
2)Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен. 3)Лодка
быстро поплыла по скользкой воде, и вода под ударами вёсел загоралась
голубоватым фосфорическим сиянием. 4) Впереди плотов сияло чистое,
ясное небо, и солнце, ещё холодное по-утреннему, но яркое по-весеннему,
важно и красиво всходило всё выше в голубую пустыню неба и
пурпурно-золотых волн реки.
(М. Горький).
Послетекстовые задания.
- Найдите в тексте простые (ое) предложения (е).
- Найдите в тексте сложносочинённые (ое) предложения (е).
- Выполните пунктуационный разбор 4 предложения.
- Начертите схему 3 предложения, объясните условия постановки запятой.
- Найдите в тексте средства художественной выразительности.
– Синтаксический анализ предложения (у доски).
Она глядит – и сердце в ней забилось.
– Выполнение упражнения 466 (самостоятельно). Синтаксический анализ 1, 4, 6 предложений.
– Работа с индивидуальным раздаточным материалом.
V. Подведение итогов.
– Назовите средства синтаксической связи частей сложносочинённого предложения.
– При каких условиях части сложносочинённого предложения не разделяются запятой?
VI. Домашнее задание.
Приложение 1.
Индивидуальный
раздаточный материал.
Карточка
1.
Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую
основу, начертить схему.
Я спешу туда а там уже весь город.
Карточка
2.
Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу.
Капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый
давно
запущенный сад в это утро казался таким молодым таким нарядным.
Карточка
3.
Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую
основу.
В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в
снежном плену.
|