В учительской среде с давних пор в ходу ироничная
поговорка: "Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого, как
классное руководство". В самом деле, доплата за классное руководство
небольшая, а работа поглощает порой все свободное (и несвободное) время
учителя. Для того, чтобы эффективно работать, получать удовлетворение от
своего труда и признание за его качество, учителя и руководители школ
стремятся привести деятельность классного руководителя в систему, найти
оптимальное сочетание желаемого и возможного.
Технологизация деятельности классного руководителя
Возможно ли технологизировать работу классного руководителя?
Если да, то допустима ли эта технологизация в гуманитарной
педагогической деятельности, которая основана на признании
множественности взглядов, ценностей, смыслов? Ответы на эти вопросы
имеют прежде всего практическое значение.
Поскольку в буквальном переводе технология (от греч. techne –
искусство, мастерство, умение и logos – слово, учение) – это учение о
мастерстве, то вопрос о возможности педагогических технологий звучит как
"можно ли говорить о мастерстве классного руководителя". Ответ очевиден
– не можно, а нужно! Учитель, освоивший педагогическую технологию, –
это человек, владеющий педагогическим мастерством. Современная
социально-педагогическая ситуация побуждает педагога наиболее
рациональным образом строить свою деятельность, приводит к необходимости
ее технологизации.
Многие исследователи полагают, что педагогическая технология
представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления,
который можно иначе назвать "систематизацией образования". В своей
опытно-экспериментальной работе с педагогическими коллективами ряда школ
г. Волгограда мы предприняли попытку технологизации деятельности
классного руководителя через ее систематизацию и разумное нормирование.
Первым шагом на этом пути является выделение специфических
функций классного руководителя. В чем его особое назначение? Что не в
силах выполнить учителя-предметники? Без каких действий классного
руководителя невозможен нормальный учебно-воспитательный процесс в
школе? При этом наряду с общими выводами формулируются специфические
требования к работе классного руководителя, которые зависят от
особенностей конкретной школы, ее социального окружения, контингента
учащихся. В последнее время потребовалось внести дополнительные
коррективы в связи с национальным проектом "Образование" и
предусмотренной в его рамках доплатой классному руководителю.
Результаты проведенного анализа оформляются, как правило, в
Положение об осуществлении функций классного руководителя, которое после
утверждения его директором образовательного учреждения становится
локальным нормативным актом. Творческим коллективом педагогов и
руководителей ряда школ, гимназий и лицеев г. Волгограда было
разработано Примерное положение, утвержденное затем приказом Комитета по
образованию администрации Волгоградской области (приложение).
Такой документ помогает упорядочить работу классного
руководителя. Однако требуют дальнейшей детализации установления: в
пределах каких временных рамок классному руководителю планировать свою
работу? как велик может быть объем требований, предъявляемых к нему со
стороны администрации?
Расчет рабочего времени классного руководителя
В одном из лицеев г. Волгограда в результате коллективного
анализа и с учетом опыта работы других школ на педагогическом совете,
организованном в рамках нашего исследования, были в качестве ориентиров
утверждены следующие нормы учета и принципы расчета рабочего времени
(табл. 1).
Принципы расчета:
- для выполнения каждого вида работ, включенных в обязанности, должно быть предусмотрено определенное время;
- суммарное время на выполнение функций классного
руководителя предусматривается из расчета 6 ч воспитательной работы в
неделю (20% от 30 ч педагогической работы с детьми, т. е. от объема
работы классного воспитателя);
- различные виды деятельности могут выполняться в одно и то же время;
- ненормированность рабочего времени педагога не означает
возможности превышения общей его продолжительности: увеличение одних
видов работы возможно только за счет сокращения других, а переработки в
один день недели должны компенсироваться разгрузкой в другие дни.
Таблица 1
Примерные нормы затрат рабочего времени классным руководителем
Вид работы
|
Периодичность
|
Норма затрат времени, мин в неделю
|
Индивидуальные беседы, психолого-педагогические консультации ученика |
Еженедельно |
25 |
Работа с активом класса |
Еженедельно |
10 |
Классный час: анкетирование, тестирование |
Еженедельно |
40 |
Экскурсии, походы, спортивные мероприятия,
посещение театра, проведение вечеров, праздников и другие формы
коллективной воспитательной работы |
2 раза в четверть по 1,5 ч |
20 |
Наблюдение учащихся на уроках |
1 урок в 2 недели |
20 |
Посещение семей |
10 семей в год (1–1,5 ч на посещение) |
20 |
Встречи с учителями, другими специалистами лицея. Участие в малых педсоветах, педагогических консилиумах |
3–4 встречи в неделю, 2–3 педсовета в год |
30 |
Родительские собрания. Индивидуальные консультации родителей |
1 раз в четверть |
20 |
Контроль посещаемости, организация питания |
Ежедневно |
20 |
Дежурство по лицею |
По графику |
5 |
Организация уборки кабинета |
Ежедневно |
40 |
Организация трудовых дел |
Ежемесячно по 1 ч |
15 |
Проверка дневников |
Еженедельно |
60 |
Ведение классного журнала |
Еженедельно |
15 |
Ведение личных дел учащихся, составление характеристик, справок, планов, отчето |
По мере необходимости |
10 |
Подготовка сценариев, разработок внеклассных мероприятий |
1 раз в год |
10 |
Итого: |
360 |
Определив формальные рамки деятельности классного руководителя,
педагоги лицея продолжили поиск путей по оптимизации ее содержания с
использованием результатов экспериментальной работы временного
творческого коллектива "Классный воспитатель" (руководитель – канд. пед.
наук О.С. Газман) и разработали следующий документ.
Основные направления деятельности классного руководителя
1. Здоровье
1.1. Совместная деятельность с руководителями физической
культуры и медицинскими работниками лицея по проведению
физкультурно-оздоровительных и санитарно-просветительских мероприятий.
1.2. Загородные экскурсии и походы.
1.3. Консультации специалистов по итогам ежегодной диспансеризации, контроль за выполнением их рекомендаций.
1.4. Индивидуальная работа с каждым учащимся по режиму дня на основе медицинских данных, наследственной предрасположенности.
2. Обучение
2.1. Руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся, их самообразование.
2.2. Совместная работа с учителями-предметниками, завучем по соблюдению учебной дисциплины.
2.3. Посещение уроков с целью выявления способностей и возможностей учащихся.
2.4. Организация консультативной помощи по предметам.
2.5. Включение учащихся в исследовательскую работу.
3. Общение
3.1. Организация систематической работы по нравственному воспитанию.
3.2. Овладение правилами выживания и сосуществования в урбанизованной среде.
3.3. Обсуждение вопросов по культуре поведения и общения.
4. Досуг
4.1. Педагогическое руководство и влияние на досуговую сферу школьников.
4.2. Создание условий для культурного досуга, использования клубных форм общения по интересам и т. д.
4.3. Отработка методики внешних взаимосвязей.
5. Семья
5.1. Изучение условий воспитания детей в семье.
5.2. Организация комплексного подхода к воспитанию детей в семье.
5.3. Оказание помощи семье и тактичное корректирование процесса
семейного воспитания, обеспечение соответствия предъявляемых требований
возможностям и стремлениям ребенка, а также осуществления родителями
психотерапевтической помощи своим детям.
Возможны и другие направления деятельности классного руководителя. Они предусматриваются
Положением о классном руководителе и спецификой конкретного региона, учреждения, класса.
При планировании работы многие классные руководители сначала
определяют те дела, которые периодически повторяются и занимают большую
часть времени. Такой раздел плана часто называют "циклограмма". В ходе
проводимой нами методической учебы классные руководители, например,
выделили следующие циклически повторяющиеся виды деятельности (табл. 2).
Циклограмма деятельности классного руководителя
Таблица 2
Вид деятельности и проводимые мероприятия
|
Периодичность |
Встреча детей. Уборка кабинета. Контроль
посещаемости. Встреча с учителями-предметниками, заместителем директора
по учебно-воспитательной работе. Организация питания |
Ежедневно |
Классный час. Проверка дневников. Индивидуальная
работа с родителями и детьми. Внеклассные мероприятия по планам
предметных недель. Ведение классного журнала. Работа с активом класса |
Еженедельно |
Посещение уроков своего класса. Линейка |
Ежемесячно |
Родительское собрание. Генеральная уборка кабинетов. Экскурсии и культпоходы. Подведение итогов четверти |
Каждую четверть |
Проверка личных дел учащихся. Получение учебников |
Август |
День знаний, День здоровья, "трудовой десант" |
Сентябрь |
Осенний бал |
Октябрь |
Классные вечера; экскурсии |
Ноябрь |
Предметные олимпиады, новогодние праздники |
Декабрь |
Культпоходы на каникулах |
Январь |
Вечер встречи выпускников; мероприятия, посвященные годовщине Сталинградской битвы и Дню защитника Отечества |
Февраль |
Праздник "8 Марта" |
Март |
Юморина; "трудовой десант" |
Апрель |
День физкультурника; праздник последнего звонка; переводные экзамены |
Май |
Заполнение личных дел учащихся. Сдача классных
журналов. Выпускные экзамены и выпускной вечер. Ремонт учебных
кабинетов. Сдача учебников |
Июнь |
|