Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 24.11.2024, 19:45:14
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

СИСТЕМА УРОКОВ ПО РОМАНУ ГОНЧАРОВА "ОБЛОМОВ"
19.12.2010, 12:16:18
Тема.       И. А. Гончаров. «Обломов» (часть первая). История жизни Обломова. Условия, сформировавшие его об­раз жизни и характер.

Цель:       показать образ жизни героя и основные черты его характера, а также условия, их сформировавшие; развивать навыки анализа художественного текста, умение характеризовать героя произведения, выяв­лять роль изобразительно-выразительных средств языка.

Оборудование: текст романа Гончарова «Обломов», иллюстрации к нему, статья Н. А. Добролюбова «Что такое обло­мовщина?»

«Пока останется хоть один русский,— до тех пор будут помнить «Обломова».

И. С. Тургенев.

«... жизнь трогает... она везде достает».

И. А. Гончаров, «Обломов»

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1.      Слово учителя.

Н. А. Добролюбов в начале своей статьи «Что такое обломовщи­на?» говорит о том, что публика «нашла утомительной первую часть романа потому, что до самого конца ее герой все продолжает лежать на том же диване, на котором застает его начало первой главы». Некоторым кажется, отмечает Добролюбов, что роман растянут. «Он, если хотите, действительно растянут,— пишет критик.— В первой части Обломов лежит на диване; во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошиб­лась в Обломове, и они расходятся; в четвертой она выходит замуж за его друга Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нани­мает квартиру. Вот и все. Никаких внешних действий... Лень и апа­тия Обломова — единственная причина действия во всей истории». Это впечатления тех, кто ищет в романе только действия и занима­тельности. Дальше Добролюбов говорит о своем собственном воспри­ятии произведения И. А. Гончарова.

«Начинаешь читать его... и вскоре начинаешь сживаться с тем миром, который он изображает... Вы совершенно переноситесь в тот мир, в который ведет вас автор: вы находите в нем что-то родное, перед вами открывается не только внешняя форма, но и самая внутренность, душа каждого лица, каждого предмета. И после про­чтения всего романа вы чувствуете, что в сфере вашей мысли приба­вилось что-то новое, что к вам в душу запали новые образы, новые типы. Они вас долго преследуют, вам хочется думать над ними, хо­чется выяснить их значение и отношение к вашей собственной жиз­ни, характеру, наклонностям. Куда денется ваша вялость и утомле­ние; бодрость мысли и свежесть чувства пробуждаются в вас. Вы готовы снова перечитать многие страницы, думать над ними, спо­рить о них».

2.      Чтение начала романа (глава I, абзацы 1, 2, 3).

Отмечается размеренная, неторопливая манера, замедленный тон повествования как творческий принцип писателя. Указывается на жанр романа: роман-биография, монографический роман с одним главным героем в центре повествования, где жизнь его раскрывается от рож­дения до самой смерти.

III. ОПРОС УЧАЩИХСЯ И БЕСЕДА О СОДЕРЖАНИИ ПЕРВОЙ ЧАСТИ РОМАНА (ПО ТЕКСТУ)

1. Рассказ учащихся о главном герое.

Портрет героя, обстановка его жилища, окружение, образ жизни.

Отношение Обломова к светской жизни, к службе, к литерату­ре (анализ диалогов Обломова с Пенкиным, Алексеевым, Судь-бинским, Тарантьевым (главы II, III).

Какие «два несчастья» стряслись с Обломовым, почему он не мо­жет с ними справиться?

Есть ли у Обломова мечты, идеалы?

Отношение Обломова к своей собственной жизни. Чтение из гла­вы VIII монолога Обломова «Я другой».

Связь между вопросом, который задает себе Обломов в главе VIII («Отчего же я такой?») и описанием сна Обломова (глава IX).

2. Анализ главы IX «Сон Обломова». Чтение цитат из главы. Составление цитатного плана характеристики обломовщины. Примерный цитатный план.

«Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют в том краю».

«Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно быть».

«Смотрит ребенок и наблюдает...»

«Всепоглощающий, непобедимый сон, наподобие смерти».

«Забота о пище — первая и главная забота в Обломовке».

«Они никогда не смущали себя туманными умственными или нравственными вопросами».

«Сказка у него смешалась с жизнью».

«Единственное употребление капиталов — держать их в сундуке».

«Норма жизни готова и преподана родителями».

 «Интересы их сосредоточены на самих себе».

«Учиться слегка, не до изнурения души и тела».

«Чтоб дитя всегда было весело и кушало много».

«Если б каждый день как вчера, вчера, как завтра». 3. Вопросы к учащимся.

1)      Почему Илья Ильич не может спокойно продолжать жить,
как жили его родители?

2)      Как вы понимаете смысл его слов: «Жизнь трогает»?
IV. РАБОТА С КРИТИЧЕСКОЙ СТАТЬЕЙ Н. А. ДОБРОЛЮБОВА

1. Вопросы к учащимся.

1) Почему Н. А. Добролюбов назвал роман Гончарова «знамением времени», «произведением русской жизни»?

В чем Н. А. Добролюбов видит причину бездеятельности и апа­тии Обломова?

Н. А. Добролюбов считает, что воспитание, которое получил Обломов, не составляет чего-нибудь исключительного для рус­ской жизни. Актуально ли его замечание сегодня?

И Добролюбов и Тургенев (см. эпиграф) отмечают живучесть образа Обломова, типичность его характера. («В каждом из нас сидит значительная часть Обломова»). Давайте проверим, на­сколько справедливо высказывание классиков для нас с вами.

2. Тест на обломовщину.

Учитель читает фрагмент статьи Добролюбова «Что такое обло­мовщина?» — от слов «Если я вижу теперь...» до слов «... мы еще живы, мы еще по-прежнему Обломовы».

Ученики отмечают черты, которые они ощущают в себе, наблю­дают в современной жизни, затем делают выводы о справедливости слов Добролюбова и актуальности романа Гончарова. V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать вторую и третью части романа «Обломов»; познакомиться с характеристикой Штольца и Ольги Ильинской, данной Добро­любовым в статье «Что такое обломовщина?»; учебник, с. ....

 

Тема.       И. А. Гончаров. «Обломов» (части вторая и третья).

Характеры и судьбы героев. Поиски положительных начал в русской жизни. Штольц и Ольга Ильинская.

Цель:       помочь учащимся понять образы Ильинской и Штольца, осмыслить их связь с основной идеей романа; совершенствовать навыки идейно-художественного анализа текста.

Оборудование: текст романа, иллюстрации к нему, статья Добролю­бова, эпиграфы.

«... Вот, вот стремление осуществится, обратится
в подвиг... и тогда, Господи! каких чудес, каких бла-
гих последствий могли бы ожидать от такого высо-
кого усилия!»

Гончаров. «Обломов», часть I.

«Теперь или никогда!»

Гончаров. «Обломов», часть II.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
П. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
  »

1. Слово учителя.

Незаметным для Обломова образом произошла подмена настоящей жизни жизнью-сном, подсвеченным райскими мечтами и идеалами. Несмотря на философию, которую герой создает в свое оправдание, он понимает, что необходимо менять образ жизни и себя. «Жизнь трогает» Обломова и требует деятельности для решения назревших проблем. Но сил для этого нет. Нет воли, самолюбия. Вся надежда на Штольца. Его одного любил искренне Обломов, «верил ему одно­му, может быть потому, что рос, учился и жил с ним вместе».

2. Опрос учащихся о содержании второй и третьей частей романа.

1)      Рассказ учащихся о Штольце, его воспитании, характере и деятельности.

2)      Чтение по ролям диалогов Обломова и Штольца (фрагменты из глав IV, V, VI второй части).

3)      Вопросы для беседы о Штольце.

а)      Как такой человек, как Штольц, мог быть близок Обломову? Как автор отвечает на этот вопрос? (глава III).

б)      В чем принципиальное отличие жизненных позиций Штольца и Обломова?

в)      Что, по мнению автора, способствовало их формированию?

4)      Каково мнение Добролюбова о Штольце? Разделяете ли вы точ-
ку зрения критика?

а)      В чем, по мнению Добролюбова, слабость этого образа?

б)      Что говорил об образе Штольца Гончаров? (см. учебник с. 96).

в)      Что говорят в защиту Штольца авторы учебника?

г)      Какова ваша точка зрения?

Рассказ учащихся об Ольге Ильинской.

Чтение диалога Ольги и Обломова (глава VII).

Вопросы для беседы об Ольге Ильинской.

а) Какая оценка образа Ольги Ильинской (Добролюбова и авто­ров учебника) вам близка и почему? Добролюбов:    «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский худож­ник вызвать из теперешней русской жизни».

Учебник:         «Но Ольга Ильинская... Не воспринимаете ли вы историю ее отношений к Обломову как предательство?.. Ольга приручила Обломова и, следовательно, долж­на отвечать за него».

б)      Почему расстались Ольга и Обломов (диалог, конец главы XI)?

в)      Могли ли они быть счастливы?

г)      Какую роль в романе выполняют образы Ольги и Штольца?

III.   ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

В чем вы видите символическое значение последних слов Обло­мова, сказанных им в третьей части романа: «Снег, снег, снег!.. Все засыпал».

Есть ли надежда на «пробуждение» Обломова в четвертой час­ти романа?

IV.   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Прочитать четвертую часть романа.
Индивидуальные задания:

познакомиться со статьей Д. И. Писарева «Обломов» и подгото­вить краткое сообщение;

познакомиться со статьей А. В. Дружинина «Обломов» и подго­товить краткое сообщение.


Тема.      Завершение работы над текстом романа «Обломов» (четвертая часть). «Обломов» в русской критике. Творческая работа учащихся.

Цель:      сформировать логически завершенное представление

учащихся о романе и его герое; развивать монологи­ческую речь учащихся, умение вести дискуссию, творчески подходить к тексту художественного про­изведения; способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся.

Оборудование: текст романа, критические статьи Добролюбова, Пи­сарева, Дружинина.

«... вечный покой, вечная тишина и ленивое пере­ползание изо дня в день тихо остановили машину

И. А. Гончаров. «Обломов», часть IV.

«Общечеловеческие образы, конечно, остаются всегда...»

И. А. Гончаров.

Ход урока

I.      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II.     РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Беседа о содержании четвертой части романа. Вопросы к учащимся.

Прошел год. Что изменилось в жизни Ильи Ильича?

Какие детали быта Обломова в доме Пшеницыной говорят о возвращении героя к прежней жизни, о его «погружении в сон»?

Почему Обломов отказался уехать со Штольцем и Ольгой? (чте­ние последнего диалога главы IX).

Почему автор закончил повествование смертью героя?

Каким вам представляется будущее сына Обломова, Андрея?

Кто из героев романа будет помнить Обломова? Найдите под­тверждение в тексте.

Вспомните, ч«) говорил Обломов о назначении литературы (часть I, глава II). Понравился бы ему роман Гончарова?

2.      Оценка романа и его героев в критике. Сообщение учащихся
о статьях Добролюбова, Писарева, Дружинина.

3.      Обсуждение сообщений.

Какая точка зрения вам ближе? Аргументируйте свой выбор.

Совпадают ли мнения критиков с авторской точкой зрения на героя?

4.      Творческая работа.

Написать небольшое сочинение-рассуждение на одну из тем.

«Самолюбие — это соль жизни»,— говорит Штольц. Что вы об этом думаете?

Надо ли «торопиться жить»?

Следует ли перевоспитывать Обломова и Штольца? Символические образы и детали в романе. (Халат, диван, Захар, ветка сирени, снег и др.). Роль этих символов.

Страницы «Обломова», без которых человеку жить нельзя, как без таблицы умножения.

 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать роман И. С. Тургенева «Отцы и дети".

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно, грамотност, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература
Просмотров: 16665 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0