Цель: Познакомить с повестью А. Линдгрен "Пеппи Длинныйчулок”,
развивать способность ориентироваться в тексте произведения, обогащать
творческий потенциал учащихся.
Оборудование: Материалы для игры "Что? Где? Когда?” – конверты с
вопросами, рулетка, призы.
Предварительное задание: Прочитать повесть А. Линдгрен "Пеппи
Длинныйчулок”, выполнить иллюстрации к понравившимся эпизодам, уметь их
пересказывать.
Ход урока
(Приведем лишь пример конкурса "Что? Где? Когда?”). Игра идет по
принципу телевизионной передачи, однако конверты необходимо доставать в строгой
последовательности, т.к. задания даны по степени усиления трудности.
Учитель: Ну что ж, пожалуй, начнем нашу игру. У меня на столе
конверты с вопросами от тех, кто имеет отношение к повести "Пеппи
Длинныйчулок”. Всего пять конвертов.
Конверт первый. Вопрос от друга Пеппи мальчика Томми. "Наша подруга
Пеппи – необыкновенная девчонка. Она очень добрая, она большая фантазерка,
выдумщица, с ней всегда интересно. Но есть у Пеппи еще такое качество, которому
позавидовал бы любой мальчишка. Что же это за качество и когда она его
применяет?” (Большая физическая сила, применяет тогда, когда необходимо
защитить слабых, восстановить справедливость).
Конверт второй. Письмо от девочки Анники: "Как известно, Пеппи –
очень добрая девочка. Она очень любит дарить детям подарки. Вот и нам с Томми
она подарила немало изящных и ценных вещиц. Но однажды и мы с Томми сделали
Пеппи подарок: в день ее рождения. "Пеппи схватила пакет и лихорадочно
развернула его. Там оказался большой музыкальный ящик. От счастья и радости
Пеппи обняла Томми, потом Аннику, потом музыкальный ящик, потом зеленую
оберточную бумагу. Затем она принялась крутить ручку – с позвякиванием и
присвистыванием полилась мелодия…” Какая же мелодия звучала из музыкального
ящика? Эта же мелодия звучит в одной из известных вам сказок Андерсена.
Назовите ее. ( "Ах, мой милый Августин, Августин…” Сказка Андерсена
"Свинопас”).
Конверт третий. Вопрос от Эфроима Длинныйчулок, отца Пеппи: "Мой
вопрос будет для тех, кто прочитал книгу о моей дочери Пеппи до конца. Как вы
помните, Пеппи со своими друзьями с удовольствием гостила у меня на острове
Веселии. Они ели самые вкусные фрукты, они вдоволь купались в теплом море, они
совершали увлекательные экскурсии в местные пещеры, они подружились с юными
веселянами. Но почему же, в таком случае, мне необходимо было отправить их
домой? Назовите две главные причины, по которым я снарядил корабль и отправил в
обратный путь свою дочь и ее друзей. (Первая причина – приближался сезон
дождей, вторая причина – дети соскучились по своим родителям и хотели во что бы
то ни стало попасть домой к Рождеству).
Конверт четвертый. Вопрос от самой Пеппи Длинныйчулок. Каждый
ребенок думает о том, кем он будет, когда вырастет. Задумывалась об этом не раз
и я. Вначале у меня было два желания – стать Благородной Дамой или морской
разбойницей, но я выбрала морскую разбойницу. Но вскоре я поняла, что лучше
всего остаться в детстве навсегда и никогда не становиться старой. Мы с Томми и
Анникой проглотили специальные пилюли и пропели заклинание: "Я пилюлю проглочу,
старой стать я не хочу”.
Как вы думаете, почему
я решила навсегда остаться в стране детства, почему не захотела стать взрослой?
("Взрослым никогда не бывает по-настоящему весело. Они заняты скучной работой
или модными журналами, портят себе настроение разными глупостями, а главное –
они не умеют играть.”)
Конверт пятый. Вопрос от исследователя творчества Астрид Линдгрен:
"В 1958 году шведской писательнице Астрид Линдгрен была присуждена
Международная золотая медаль Г. Х. Андерсена за гуманистический характер
творчества. Ответьте, кого называют гуманистами? В чем заключается гуманность
творчества Астрид Линдгрен?” (Гуманист – это тот, кто ценит и уважает
человеческую личность. Астрид Линдгрен – писатель-гуманист, т. к. она говорит о
праве каждого ребенка на счастливую и достойную жизнь).
За правильные ответы
ребята награждаются призами-сувенирами "от Пеппи”.
Подведение итогов. Сегодня на уроке мы познакомились с произведением шведской писательницы
Астрид Линдгрен. Писательница была наделена редким даром – в ее душе до самых
преклонных лет жил ребенок, она сама была такой же, какой была во времена
своего детства – открытой, доброй, любознательной, с богатым воображением. Мир
детства – источник всего творчества Линдгрен. Замечательный французский
писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: "Ведь все взрослые сначала были детьми,
только мало кто из них об этом помнит”. Линдгрен помнила. Помнит и ее любимая
героиня – Пеппи, помнят и Эмиль, и Расмус, и Карлсон, и многие, многие другие
герои. И очень бы хотелось, чтобы и вы помнили и любили свое детство, своих
друзей, своих родителей, чтобы никогда ваши души не становились старыми.
|