- расширить представление о литературной
сказке;
- активизировать познавательную
деятельность средствами ТСО;
- раскрыть детям понятие «деятельное
сострадание».
- развивать исследовательские способности
при анализе художественного произведения;
- развивать навык диалогового общения.
- расширить представление о любви как о
милосердии, уважении, доброте, дружбе,
умении сопереживать;
- воспитывать в детях любовь к Отечеству;
- портрет А.Платонова
- тексты сказки «Неизвестный цветок»
- компьютер
- экран
- презентация урока
- беседа с элементами диспута
- художественное чтение произведения,
сопровождаемое показом презентации
- исследование
- аналитическая беседа
- составление плана
- использование компьютерных технологий
- индивидуальное творческое задание
- комментированное чтение
- комбинированное чтение
- музыкальное сопровождение текста.
Эпиграф к уроку:
Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде
чудесного факела, который дается человеку в
руки на мгновение и его нужно заставить
пылать как можно ярче, прежде чем передать
грядущим поколениям.
Бернард Шоу
Ход урока
I. Вступительная часть урока. Создание
мотивации, эмоциональный настрой на анализ
произведения.
1. Слово учителя (1 минута)
Здравствуйте, ребята, уважаемое жюри,
гости.
Сегодня мы с вами отправляемся в
удивительное путешествие по сказке Андрея
Платонова «Неизвестный цветок».
С именем этого автора, замечательного
прозаика, публициста, вы, возможно, уже
знакомы (внимание на доску, где магнитами
прикреплён портрет А. Платонова).
А сегодня нам предстоит ещё одна, надеюсь,
незабываемая встреча.
За время своего существования
человечество сделало очень много всяких
открытий: были открыты древние цивилизации,
новые острова и различные законы природы,
но иногда открытия подстерегают нас
неожиданные и совсем рядом, хотя иногда
кажется, что на долю современного человека
уже ничего не осталось.
А открытие мы совершим вместе с автором
Андреем Платоновым, которое возможно,
изменит хотя бы отчасти вашу жизнь, ведь
только постоянно изучая себя и то, что
окружает тебя, мы развиваемся, не
останавливаемся на достигнутом. А вот
благодаря чему происходят с человеком
такие изменения?
2. Беседа с элементами диспута (3 минуты)
- В качестве эпиграфа к нашему уроку я
выбрала слова Бернарда Шоу:
"Жизнь не тающая свеча. Это что-то
вроде чудесного факела, который дается
человеку в руки на мгновение и его нужно
заставить пылать как можно ярче, прежде чем
передать грядущим поколениям."
В конце урока мы вернёмся к этим словам, а
пока мы будем с вами размышлять, подумайте,
почему именно эти слова стали эпиграфом
нашего урока.
- Ребята, тема нашего урока сегодня
сформулирована не совсем обычно: «Главное
слово на свете – … ».
- Какие, на ваш взгляд, слова можно назвать
главными?
- Мама, папа, родина.
- Вы правы. А почему это главные слова?
- Мы любим этих людей.
- Найдите ключевое слово.
- Верно, это слово – любовь ( на доску
помещается круг со словом любовь).
Так вот на примере сказки Андрея
Платонова мы и попробуем это доказать
II. Основная часть урока. Аналитическая
работа.
1.Работа с таблицей (3 минуты)
Итак, у вас на партах есть заготовки: это
тексты сказки и листочки-помощники.
Давайте заполним на этих листочках то, что
уже можно заполнить (заполняются 1,2,3 графы)
Таблица приведена в том виде, какой она
будет к концу урока
1 |
Автор произведения |
Андрей Платонов |
2 |
Название произведения |
Неизвестный цветок |
3 |
Жанр произведения |
Сказка-быль (вымысел, занимательность,
поучительность)
цветок разговаривает, думает, грустит
У любого цветка есть стебель, венчик,
листья, любой цветок растёт, питается
влагой, ловит лучи солнца, многие цветы
борются за своё существование
|
4 |
Главный герой произведения |
Цветок |
5 |
Композиция (4 части) |
-
Жизнь на пустыре
- Встреча с Дашей
- Новая жизнь пустыря
- Год спустя
|
6 |
Изобразительно-выразительные
средства |
Эпитеты, метафоры, олицетворение |
7 |
Выводы |
Главное слово на свете - любовь |
Более подробно останавливаемся на 3-й
графе.
2. Аналитическая беседа на
воспроизведение и закрепление пройденного
материала ( 2 минуты)
- Ребята, у нас не просто сказка. Жанр этого
произведения - сказка-быль.
- Давайте вспомним, что характерно для
сказки? (вымысел, занимательность,
поучительность)
- Какие бывают сказки? (Литературные и
фольклорные: фольклорные сочиняет народ,
они передаются из уст в уста, а у авторской
сказки есть автор)
- Какой можно сделать вывод? ( «Неизвестный
цветок» - литературная сказка)
- А почему быль? (что-то, возможно,
происходило на самом деле, это могло быть в
реальности).
Сейчас вы услышите эту сказку-быль и
посмотрите небольшую презентацию по этой
сказке, а пока вы будете слушать и смотреть,
подумайте
- кто главный герой этого произведения?
- что же есть в описании этого героя
сказочного, а что реального?
3. Художественное чтение (5 минут) (Учитель
читает сказку, которая сопровождается
презентацией)
4. Аналитическая работа по
тексту
Беседа с элементами диспута
- Вы внимательно прослушали эту сказку, о
чём же автор в ней говорит? Ведь сказка -
ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
- Кто главный герой произведения? (
неизвестный цветок) – запись в таблицу
- Что же в его поведении сказочного?
( цветок разговаривает, думает, грустит,
он оживает прекрасным человеком. Он ведет
себя, как живое существо. Наделен
ощущением, которое испытывает живое
создание; борется, как настоящий герой,
дает жизнь сильному потомству.) - Как называется такой приём? (Олицетворение).
- А что же реального в описании цветка? (У
любого цветка есть стебель, венчик,
листья, любой цветок растёт, питается
влагой, ловит лучи солнца, многие цветы
борются за своё существование.)
- Давайте снова обратимся к нашей
табличке. Найдите пункт 5.
- Что же такое композиция? ( Построение)
- Как построено это произведение? (когда
вы пишете сочинение, вы начинаете с плана;
вот и мы составим план).
- Сколько частей вы бы выделили в этом
произведении?(4) Запись на доске пунктов плана ( ребята
называют и записывают эти пункты на
листке)
- Ну а теперь, анализируя текст
произведения, давайте попробуем доказать,
что главное слово на свете – любовь.
- Какой же была жизнь цветка на пустыре?
Давайте найдём в тексте ответ на этот
вопрос. (Ученики зачитывают примеры)
- Были ли в жизни цветка минуты радости и
какие?
- Была ли у цветка цель в жизни и какая? (
для цветка важнее всего жить, а для этого
ему были необходимы и питьё - дождевая
влага, и радость – тёплые лучи солнца)
- Какое главное качество цветка можно
выделить здесь? (Трудолюбие / на доску
помещается лепесток с надписью
трудолюбие)
- Почему Даша оказалась около пустыря и в
каком она была настроении?
- Повлияло ли это настроение на то, что
Даша почувствовала благоухание? ( Конечно,
ведь Даша в этот момент грустила по маме,
её сердце было открыто добрым чувствам и
оно родило воспоминание о рассказанной
мамой сказке).
- Какую роль в развитии сюжета играет
воспоминание о рассказанной мамой сказке?
( Именно благодаря ей Даша попыталась
разыскать источник благоухания)
- Позвал ли цветок проходящую мимо
пустыря Дашу? (Нет, цветок привык к
одиночеству, его никто не зовет, Даша сама
почувствовала «зовущий голос
благоухания»)
- Почему Даша шагнула на пустырь и
заговорила с цветком? (Даше было грустно,
потому что она была далеко от мамы).
- Как вы думаете, цветок хоть чем-то помог
Даше? ( Он поддержал её в тот момент, когда
она грустила. А Даша словно помогала
цветку из маминой сказки).
- Ребята, какой же можно сделать вывод из
этого отрывка? Какие чувства помогают
Даше и цветку преодолеть грусть и чувство
одиночества, ведь получается, что они
помогли друг другу? (Сочувствие,
сопереживание, сострадание, милосердие -
это очень важные качества человеческой
души, это её труд / на доску прикрепляются
лепестки с этими словами к слову любовь)
- В чем проявилось сострадание Даши? ( Она
познакомилась с цветком, постаралась его
понять, проявила деятельное сострадание)
- В чём же выразилось это деятельное
сострадание Даши?
(Наутро пионеры пришли на пустырь…) - Дали ли результаты усилия детей? (Да,
пустырь преобразился)
- Но почему же Даше стало грустно, когда
она приехала на следующий год в этот
лагерь?
( Она увидела много других цветов, но не
нашла того, о котором помнила всю зиму.
Вырос новый цветок, ещё красивее прежнего.) - Применимы ли слова нашего эпиграфа
урока к жизни этого маленького цветка,
ведь речь идёт о жизни цветка, а не
человека? (Да, конечно. Этот цветок, как и
человек, сумел прожить свою жизнь ярко,
благоухая, даря людям то, что мог – свою
любовь, сумел помочь Даше и передал этот
факел жизни своим детям, которые
оказались прекраснее его и сильнее).
- Как называется такой приём? (метафора)
- Какие изобразительно-выразительные
средства использовал автор в своём
произведении? Давайте снова вернёмся к
нашей таблице и заполним 6 графу.
- К каким же выводам, ребята вы пришли? Что
же поучительного вы взяли из этой сказки?
(запись в таблицу)
III. Творческая часть урока
А сейчас давайте попробуем проделать в
своём сердце ту работу, которую проделал
этот маленький удивительный цветок, ведь
если это оказалось под силу ему, значит, и мы
справимся. Мы будем слушать музыку и
представлять, как в нашем сердце
зарождается любовь и расцветают такие же
удивительные цветы, « ведь если звёзды
зажигают, значит, это кому-нибудь нужно,
значит, кто-то хочет, чтобы они были»,
давайте дарить друг другу радость открытий
маленьких и больших, как это удалось Даше,
которая открыла этот маленький, но такой
сильный цветок.
Звучит музыка.
IV. Домашнее задание
Ребята, напишите небольшое сочинение на
тему «Главное слово на свете – любовь»,
ведь мы теперь уже знаем , что любовь – это
сочувствие, милосердие, сострадание,
сопереживание. Лучшие работы мы опубликуем
в газете «Данко», которая выпускается в
нашей школе № 2009.
Заключительное слово учителя
А закончить наш разговор хотелось бы
словами известного английского публициста
Джона Рескина: «Смотри на каждую утреннюю
зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый
закат солнца, как на конец её. Пусть каждая
из этих кратких жизней будет отмечена
добрым поступком, победой над собой или
приобретённым знанием».
|