Жил-был мальчик по имени
Петя Зубов. Учился в 3 классе и все время отставал и по русскому языку, и по
математике, и даже по пению.
- Успею! - говорил он в
конце I четверти. - Во II четверти вас всех догоню.
А приходила вторая
четверть - он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал, да и
не тужил: «Все успею» да «успею».
И вот однажды пришел Петя
Зубов в школу, как всегда, с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлепнул портфелем
по загородке и крикнул:
- Тетя Наташа! Возьмите
мое пальтишко!
А тетя Наташа спрашивает
откуда-то из-за вешалок:
- Кто меня зовет?
- Это я, Петя Зубов, -
отвечает мальчик.
- А почему у тебя сегодня
такой голос хриплый? - спрашивает тетя Наташа.
- А я и сам удивляюсь, -
отвечал Петя. - Вдруг охрип ни с того ни с сего.
Вышла тетя Наташа из-за
вешалок, взглянула на Петю да как крикнет:
-Ой!
Петя Зубов тоже испугался
и спрашивает:
- Тетя Наташа, что с вами?
- Как что? - отвечает она.
- Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.
- Какой же я дедушка? -
спрашивает мальчик. - Я - Петя, ученик 3 класса.
- Да вы посмотрите в
зеркало! - говорит тетя Наташа.
Взглянул мальчик в зеркало
и чуть не упал. Увидел Петя, что превратился он в высокого, худого, бледного
старика. Выросла у него окладистая борода, усы, морщины покрыли его лицо.
Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода. Крикнул он басом:
- Мама! - и выбежал из
школы прочь. Бежит он и думает:
- Ну уж если и мама меня
не узнает, тогда все пропало.
Прибежал домой и позвонил
три раза. Мама открыла ему дверь. Смотрит на Петю и молчит. И Петя молчит
тоже! Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.
- Вам кого, дедушка? -
спросила мама наконец.
- Ты меня не узнаешь? -
прошептал Петя.
- Простите - нет, -
ответила мама.
Повернулся бедный Петя и
пошел куда глаза глядят. Идет и думает:
- Какой я одинокий, несчастный
старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей. И главное, ничему не успел
научиться. Настоящие старики - те или доктора, или мастера, или академики, или
учителя. А я кому нужен, когда я всего только ученик 3 класса? Мне даже пенсии
не дадут, ведь я всего три года работал. Да и как работал - на двойки да на
тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же это
все кончится?
Так Петя думал и шагал,
шагал и думал и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес. И шел по лесу,
пока не стемнело.
- Хорошо бы отдохнуть, -
подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за елками, белеет какой-то домик.
Вошел Петя в домик - хозяев нет. Стоит среди комнаты стол, над ним висит
керосиновая лампа. Вокруг стола 4 табуретки. Ходики тикают на стене. А в углу
навалено сено. Лег Петя в сено. Зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал
тихонько, утер слезы и уснул. Просыпается Петя - в комнате светло, керосиновая
лампа горит под стеклом. А вокруг стола сидят ребята - два мальчика и две
девочки. Большие окованные медью счеты лежат перед ними, ребята считают и
бормочут.
- Два года, да еще пять да
еще семь, да еще три. Это вам, Сергей Владимирович, а это ваши Ольга
Капитоновна, а это вам Марфа Васильевна, а это ваши Пантелей Захарович.
Что это за ребята? Почему
они такие хмурые? Почему кряхтят они, и охают, и вздыхают, как настоящие
старики? Зачем они собрались ночью здесь, в одинокой лесной избушке? Замер
Петя, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало от того, что он
услышал. Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели за
столом. Вот как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну
теряет время, сам не замечает, как стареет. А злые волшебники разведали об этом
и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали они Петю Зубова,
и еще одного мальчика, и еще двух девочек и превратили их в стариков.
Состарились бедные дети, и сами того не заметили. А время, потерянное ребятами,
забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята -
стариками.
Как быть? Что делать? Да
неужели не вернуть ребятам потерянной молодости? Подсчитали волшебники время,
хотели уже спрятать счеты в стол, а Сергей Владимирович - главный из них - не
позволил. Взял он счеты и подошел к ходикам. Покрутил стрелки, подергал гири,
послушал, как тикает маятник, и опять защелкал на счетах. Считал, считал он,
шептал, пока не показали часы полночь. Тогда он смешал костяшки и еще раз проверил,
сколько получилось у него. Потом подозвал волшебников к себе и заговорил
негромко:
- Господа волшебники!
Знайте, ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, еще могут помолодеть.
- Как? - воскликнули
волшебники.
- Сейчас скажу, - ответил
он.
Он вышел из домика, обошел
его кругом, вернулся, запер дверь на задвижку и поворошил сено палкой. Петя
замер как мышка. Но керосиновая лампа светила тускло, и злой волшебник не
увидел Петю. Подозвал остальных волшебников к себе поближе и заговорил
негромко:
- К сожалению, так
устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята,
которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12
часов ночи сюда к нам и повернут стрелки часов на семьдесят семь кругов
обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.
Помолчали волшебники.
Потом Ольга Капитоновна сказала:
- Откуда им все это
узнать?
А Пантелей Захарович
проворчал:
- Не придут они сюда к 12
часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают. А Марфа Васильевна пробормотала:
- Да куда им! Да где им!
Эти лентяи до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются.
- Так-то оно так, -
ответил Сергей Владимирович.
- А все-таки пока что
держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки - нам
тогда с места не сдвинуться. Ну а пока нечего время терять - идем на работу.
И волшебники, спрятав
счеты в стол, побежали, как дети, но при этом кряхтели, охали и вздыхали, как
настоящие старики.
Дождался Петя Зубов, пока
затихли в лесу шаги. Выбрался из домика и, не теряя времени, прячась за
деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков-школьников.
Город еще не проснулся.
Темно было в окнах, пусто на улицах, только милиционеры стояли на постах. Но
вот начинается рассвет. И увидел Петя Зубов - идет не спеша по улице старушка с
корзинкой. Подбежал Петя к ней и спрашивает:
- Скажите, бабушка, вы не
школьница?
А старушка как застучит
ногами да как замахнется на Петю корзиной, -еле ноги Петя унес.
А город совсем проснулся.
Оглядывается Петя, ищет стариков, не находит. Ходит, бродит Петя, а молодых
стариков, старых детей, - нет.
В полдень зашел Петя в
маленький скверик и сел на скамейку, отдохнуть и вдруг вскочил, увидел, что на
другой скамеечке сидит старушка и плачет, посмотрел, хотел подойти, но решил
подождать, что она дальше будет делать, а она перестала плакать. Сидит ногами
болтает, достала газету из кармана, а из другого изюм и начала читать газету и
есть изюм.
Затем все убрала, увидела
мячик на снегу, схватила его и давай играть. Бросился Петя к ней и кричит:
- Бабушка! Честное слово,
вы школьница! Она подпрыгнула от радости:
- Верно, верно, я ученица
3 класса Маруся Поспелова. А вы кто такой? Рассказал ей Петя, кто он такой,
взялись они за руки и побежали искать
остальных товарищей. Нашли
их. Чтобы времени зря не терять, сели все четверо в трамвай и поехали за город
к лесу. Им место в трамвае уступают, а они смущаются, отказываются. Соскочили с
трамвая и побежали в чащу бегом, но тут их снова ждала беда, они заблудились в
лесу. Наступила ночь, темная-темная. Бродят они по лесу, спотыкаются, падают, а
дороги не находят.
- Ах, время, время",
- говорит Петя. - Бежит оно бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику.
А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом
сберечь.
Совсем выбились из сил
старики. Но на их счастье подул ветер, очистилось небо от туч и засияла полная
луна.
Влез Петя на березу и
увидел домик, спустился вниз и шепнул товарищам:
- Тише, за мной! Ни слова!
Подползли по снегу к
домику, заглянули в окно. Ходики показывают без пяти минут двенадцать.
Волшебники лежат на сене, берегут украденное время.
- Они спят! - сказала
Маруся.
- Тише, - прошептал Петя.
Тихо-тихо открыли дверь
ребята и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать встали они у часов.
Ровно в полночь протянул Петя руки к стрелкам и - раз, два, три - закрутил их
обратно справа налево. С криком вскочили волшебники, но не могли сдвинуться с
места. Стоят и растут, растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот
седые волосы заблестели у них на висках, покрылись морщинками щеки.
- Поднимите меня, - закричал
Петя. - Я делаюсь маленьким и не достаю до стрелок. Тридцать один, тридцать
два, тридцать три!
Подняли товарищи его на
руки. На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными
стариками. Все ближе пригибало их к земле, все ниже становились они. И вот на
77-м обороте стрелок вскрикнули волшебники и пропали, как будто их и не было
на свете. Посмотрели друг на друга ребята и засмеялись от радости. Они снова
стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.
Они-то спаслись, но ты
помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.