Цель: познакомить учащихся с
творчеством С.Г. Писахова.
Оборудование:
- выставка иллюстраций, выполненных учащимися к
сказкам Писахова;
- портрет писателя;
- выставка книг со сказками С.Г. Писахова.
Слово учителя о Писахове
Степан Григорьевич Писахов – замечательный
художник и сказочник, который ещё полвека назад
жил в Архангельске.
В нём все было самобытно и неповторимо:
внешность – вылитый мужичок-лесовичок,
придумщик и фантазёр-завирала, каких свет не
видывал, и любовь, привязанность одна на всю
жизнь – родной Север.
В молодости ему довелось два года
путешествовать по странам Ближнего Востока,
учиться в Риме и Париже. Он был участником
экспедиции Русанова, потом разыскивал Седова,
Бусилова, плавал с прославленным ледовым
капитаном Ворониным. Словом, изъездил Арктику
вдоль и поперёк. И мало кто так знал, так
чувствовал родной край, его культуру и быт, его
обычаи и обряды, сказки и легенды, его чудо-язык.
Степан Григорьевич Писахов родился 24 октября
1879 года в Архангельске, в доме на Поморской улице,
в семье "серебреника” – мастера-ювелира. С
детства он хотел стать художником. Чтобы были
деньги на учебу, он поступил рабочим на
лесопильный завод, работал и на Соловецких
островах.
В 1902 г. Поступил в Петербургское училище
технического рисования барона Штиглица. Жил
трудно, впроголодь. Из дома получал 10 рублей в
месяц.
В роковой 1905 г. исключён из училища и
отправляется путешествовать. Более всего
путешествовал по Арктике. Только на Новой Земле
побывал 16 раз, последний – в 65 лет. И постоянно
рисовал Север. Он удивительно тонко чувствовал
особенную – неброскую красоту северной природы.
Если Писахов-живописец – реалист, то
Писахов-сказочник – фантазёр, выдумщик. Сказки
он начал сочинять с детства. Рассказывая о себе, о
своей работе писателя-сказочника, он говорил:
Степан Писахов
Сочинять и рассказывать сказки я начал давно,
записывал редко.
Мои деды и бабка со стороны матери родом из
Пинежского района. Мой дед был сказочник. Звали
его Леонтий. Говорили о нём: большой выдумщик был,
рассказывал всё к слову, всё к месту.
Спрашивали меня, откуда беру темы для сказок.
Ответ прост:
Ведь рифмы запросто со мной живут,
Две придут сами, третью приведут.
Многое помнится и многое просится в сказку.
Долго перечислять, что дало ту или иную сказку.
С Сеней Малиной я познакомился в 1928 году. Жил
Малина в деревне Уйме в 18 километрах от города
Архангельска. Это была единственная встреча.
Старик рассказывал, как он с дедом "на корабле
через Карпаты ездил” и "как собака Розка волков
ловила”. Умер Малина, кажется, в том же 1928 году.
Чтя память безвестных северных сказителей –
моих сородичей и земляков – я свои сказки веду от
имени Сени Малины.
Учитель:
Сеня Малина – великий умелец. Всё он умеет
делать: ловить рыбу, собирать ягоды, охотиться,
работать на "железке”, править пароходом,
торговать на базаре. И как делать, как работать ?
Весело, с азартом, "в десять рук”, как говорит он
сам, и изобретательно, находчиво.
Ну мыслимо ли въяве баню в пароход превратить ?
А Сеня Малина баню углом в воду столкнул, в крышу
жердину с половиком воткнул, "баню натопил, пару
нагонил, трубой дым пустил” – в море поплыл. А
песни, обыкновенные северные песни можно
заморозить да ещё на продажу за море вывозить ?
Можно. "Весной песни затают, зазвенят, как птицы
каки невиданны запоют”.
Сеня Малина всё может, всё умеет. Для него, с его
несравненной смекалкой и предприимчивостью,
ничего невозможного нет. Он засушивает впрок, про
запас северное сияние – зимой, в тёмное время, ах,
как светло с ним ! Он переправляется на корабле
через Карпаты, он расхаживает по городу с
налимом, как с собачкой, на верёвочке, волков в
лесу не ружьём, а лютым холодом берёт-морозит. Да
чего-чего он только не придумывает, каких только
номеров не выкидывает!
(Выставка иллюстраций на темы о "подвигах”
Сени Малины. Учащиеся сами рассказывают, какую
сказку они иллюстрировали, что хотели показать
на иллюстрации.)
Затем на подиуме, стилизованном под горницу,
начинается инсценировка сказок С.Писахова:
"Подруженьки”
Автор: Как звать подруженек, сказывать
не стану, изобидятся. Обе подруженьки страсть как
любили чай пить. Пили чай всегда вместе.
Первая: Терпеть не могу из молчашшего
самовара чай пить!
Вторая: Перекипела вода вкус терят, с
аппетиту сбиват.
Первая: Надо, чтобы чашечка была с
цветочком: коли есть цветочек, я буди в саду сижу.
Вторая: Чашечку надо с золотом, пусть и
не вся золота, пусть только ободочек, один
крайчик позолочен, – значит, чашечка нарядна!
Первая: Иду это я во сне. И така я вся
нарядна, така нарядна, что от меня будто свет
идёт! Мне даже совестно, что наряднее меня нет
никого. Дошла до речки – через речку мостик.
Народом мостик полон. Увидали мою нарядность –
все приостановились, с проходу отодвинулись, мне
дорогу уступили. Глянула я на воду – на свою
нарядность полюбоваться, – рыбы увидали меня, от
удивленья рты растворили, плыть остановились, на
меня смотрят – любуются. Вот какой у меня верный
сон!
Вторая: Видела я себя такой воздушной, такой
воздушной! Иду по лугу цветущему, подо мной
травки не приминаются, цветочки не наклоняются. Я
прозрачным облачком лечу. И дошла я до берега.
Вода серебром отливат, золотом от солнца
отсвечиват. А по воде лодочка плывёт, лаком
блестит. Парус у лодочки белого шёлка и весь
цветами расшит. И сидит в той лодочке твой
муженёк, ручкой мне помахиват, зовёт гулять с ним.
Первая: (подскакивает, кричит) Да
как он смел чужой жоне во снах сниться! Дома спит,
буди и весь тут, а сам в ту же пору к чужой жоне
подъезжат! Да и ты хороша! Как смеешь чужого мужа
к себе в сон пушшать!
Вторая: Глянь-ко на улицу. Вишь,
Перепилиха идёт!
"Перепилиха”
Автор: Перепилиха сама перестарок, а
идёт фасонисто, как таракан по горячей печи.
Голос у неё такой пронзительной силы, что
страсть! И с чего взялось? С медведя. Пошла это
Перепилиха (товды её другомя звали) за ягодами.
Ягода брусника спела, крупна. Перепилиха
торопится, ягоды собират и слышит: что-то трещит,
кто-то пыхтит. Голову подняла, а перед ней
медведь, и тоже ягоды собират, тоже торопится, рот
набиват.
(Перепилиха во время слов автора ползёт на
четвереньках навстречу медведю и они
сталкиваются нос к носу. Как сошлись, Перепилиха
вскакивает в полный рост и бегает вокруг медведя
с открытым ртом, имитируя крик.)
Автор: Перепилиха со всего голосу
взвизгнула! И столь пронзительно, что медведя
насквозь проткнула и наповал убила голосом.
(Медведь падает на спину и лежит. Перепилиха
берёт его за руку и уволакивает со сцены.)
Автор: Взяла медведя за лапу и
уволокла домой. И всю дорогу голосом верещала. И
от того самого места, где медведя убила, и до
самой Уймы просека стала. Больши и малы дерёва и
кусты порубленными пали от перепилихиного
голосу. Дома за мужа взялась!
(Мужик сидит на стуле, вокруг него бегает
Перепилиха, потом он откидывается на стул и на
груди – метка-дырка.)
Перепилиха:
Зачем одну в лес пустил?
Зачем в эку опасность толконул?
Зачем не помог медведя волокчи?
Автор: Муж Перепилихи и рта открыть не
успел. Перепилиха его перепилила. В мужике
сквозна дыра засветилась.
Доктор осмотрел и сказал …
Доктор: Кабы в сторону на вершок – и
сердце прошибла бы.
(Доктор в очках, белом халате измеряет дырку
линейкой, топчется, вздыхает, потом говорит…)
Доктор: Жить дозволяю, только сделайте
деревянную пробку.
Автор: Пробку сделали. Так с пробкой и
ходит мужик. Пробку вынет, через дырку дух пойдёт
сквозной и заиграет музыкой приятной.
Перепилихин муж изловчился: пробку открыват да
закрыват – плясова музыка выходит. Его на
свадьбы зовут вместо гармониста. А с Перепилихой
ещё всяка оказия приключалась.
Учитель спрашивает, заинтересовали ли ребят
сказки Писахова, что особенно их привлекло в них.
Домашнее задание: написать сказку в
стиле Степана Писахова. |