Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 24.11.2024, 21:00:21
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Сказки С.Г. Писахова
28.11.2010, 17:35:49
Цель: познакомить учащихся с творчеством С.Г. Писахова.

Оборудование:

  • выставка иллюстраций, выполненных учащимися к сказкам Писахова;
  • портрет писателя;
  • выставка книг со сказками С.Г. Писахова.

Слово учителя о Писахове

Степан Григорьевич Писахов – замечательный художник и сказочник, который ещё полвека назад жил в Архангельске.

В нём все было самобытно и неповторимо: внешность – вылитый мужичок-лесовичок, придумщик и фантазёр-завирала, каких свет не видывал, и любовь, привязанность одна на всю жизнь – родной Север.

В молодости ему довелось два года путешествовать по странам Ближнего Востока, учиться в Риме и Париже. Он был участником экспедиции Русанова, потом разыскивал Седова, Бусилова, плавал с прославленным ледовым капитаном Ворониным. Словом, изъездил Арктику вдоль и поперёк. И мало кто так знал, так чувствовал родной край, его культуру и быт, его обычаи и обряды, сказки и легенды, его чудо-язык.

Степан Григорьевич Писахов родился 24 октября 1879 года в Архангельске, в доме на Поморской улице, в семье "серебреника” – мастера-ювелира. С детства он хотел стать художником. Чтобы были деньги на учебу, он поступил рабочим на лесопильный завод, работал и на Соловецких островах.

В 1902 г. Поступил в Петербургское училище технического рисования барона Штиглица. Жил трудно, впроголодь. Из дома получал 10 рублей в месяц.

В роковой 1905 г. исключён из училища и отправляется путешествовать. Более всего путешествовал по Арктике. Только на Новой Земле побывал 16 раз, последний – в 65 лет. И постоянно рисовал Север. Он удивительно тонко чувствовал особенную – неброскую красоту северной природы.

Если Писахов-живописец – реалист, то Писахов-сказочник – фантазёр, выдумщик. Сказки он начал сочинять с детства. Рассказывая о себе, о своей работе писателя-сказочника, он говорил:

Степан Писахов

Сочинять и рассказывать сказки я начал давно, записывал редко.

Мои деды и бабка со стороны матери родом из Пинежского района. Мой дед был сказочник. Звали его Леонтий. Говорили о нём: большой выдумщик был, рассказывал всё к слову, всё к месту.

Спрашивали меня, откуда беру темы для сказок. Ответ прост:

Ведь рифмы запросто со мной живут,
Две придут сами, третью приведут.

Многое помнится и многое просится в сказку. Долго перечислять, что дало ту или иную сказку.

С Сеней Малиной я познакомился в 1928 году. Жил Малина в деревне Уйме в 18 километрах от города Архангельска. Это была единственная встреча. Старик рассказывал, как он с дедом "на корабле через Карпаты ездил” и "как собака Розка волков ловила”. Умер Малина, кажется, в том же 1928 году.

Чтя память безвестных северных сказителей – моих сородичей и земляков – я свои сказки веду от имени Сени Малины.

Учитель:

Сеня Малина – великий умелец. Всё он умеет делать: ловить рыбу, собирать ягоды, охотиться, работать на "железке”, править пароходом, торговать на базаре. И как делать, как работать ? Весело, с азартом, "в десять рук”, как говорит он сам, и изобретательно, находчиво.

Ну мыслимо ли въяве баню в пароход превратить ? А Сеня Малина баню углом в воду столкнул, в крышу жердину с половиком воткнул, "баню натопил, пару нагонил, трубой дым пустил” – в море поплыл. А песни, обыкновенные северные песни можно заморозить да ещё на продажу за море вывозить ? Можно. "Весной песни затают, зазвенят, как птицы каки невиданны запоют”.

Сеня Малина всё может, всё умеет. Для него, с его несравненной смекалкой и предприимчивостью, ничего невозможного нет. Он засушивает впрок, про запас северное сияние – зимой, в тёмное время, ах, как светло с ним ! Он переправляется на корабле через Карпаты, он расхаживает по городу с налимом, как с собачкой, на верёвочке, волков в лесу не ружьём, а лютым холодом берёт-морозит. Да чего-чего он только не придумывает, каких только номеров не выкидывает!

(Выставка иллюстраций на темы о "подвигах” Сени Малины. Учащиеся сами рассказывают, какую сказку они иллюстрировали, что хотели показать на иллюстрации.)

Затем на подиуме, стилизованном под горницу, начинается инсценировка сказок С.Писахова:

"Подруженьки”

Автор: Как звать подруженек, сказывать не стану, изобидятся. Обе подруженьки страсть как любили чай пить. Пили чай всегда вместе.

Первая: Терпеть не могу из молчашшего самовара чай пить!

Вторая: Перекипела вода вкус терят, с аппетиту сбиват.

Первая: Надо, чтобы чашечка была с цветочком: коли есть цветочек, я буди в саду сижу.

Вторая: Чашечку надо с золотом, пусть и не вся золота, пусть только ободочек, один крайчик позолочен, – значит, чашечка нарядна!

Первая: Иду это я во сне. И така я вся нарядна, така нарядна, что от меня будто свет идёт! Мне даже совестно, что наряднее меня нет никого. Дошла до речки – через речку мостик. Народом мостик полон. Увидали мою нарядность – все приостановились, с проходу отодвинулись, мне дорогу уступили. Глянула я на воду – на свою нарядность полюбоваться, – рыбы увидали меня, от удивленья рты растворили, плыть остановились, на меня смотрят – любуются. Вот какой у меня верный сон!

Вторая: Видела я себя такой воздушной, такой воздушной! Иду по лугу цветущему, подо мной травки не приминаются, цветочки не наклоняются. Я прозрачным облачком лечу. И дошла я до берега. Вода серебром отливат, золотом от солнца отсвечиват. А по воде лодочка плывёт, лаком блестит. Парус у лодочки белого шёлка и весь цветами расшит. И сидит в той лодочке твой муженёк, ручкой мне помахиват, зовёт гулять с ним.

Первая: (подскакивает, кричит) Да как он смел чужой жоне во снах сниться! Дома спит, буди и весь тут, а сам в ту же пору к чужой жоне подъезжат! Да и ты хороша! Как смеешь чужого мужа к себе в сон пушшать!

Вторая: Глянь-ко на улицу. Вишь, Перепилиха идёт!

"Перепилиха”

Автор: Перепилиха сама перестарок, а идёт фасонисто, как таракан по горячей печи. Голос у неё такой пронзительной силы, что страсть! И с чего взялось? С медведя. Пошла это Перепилиха (товды её другомя звали) за ягодами. Ягода брусника спела, крупна. Перепилиха торопится, ягоды собират и слышит: что-то трещит, кто-то пыхтит. Голову подняла, а перед ней медведь, и тоже ягоды собират, тоже торопится, рот набиват.

(Перепилиха во время слов автора ползёт на четвереньках навстречу медведю и они сталкиваются нос к носу. Как сошлись, Перепилиха вскакивает в полный рост и бегает вокруг медведя с открытым ртом, имитируя крик.)

Автор: Перепилиха со всего голосу взвизгнула! И столь пронзительно, что медведя насквозь проткнула и наповал убила голосом.

(Медведь падает на спину и лежит. Перепилиха берёт его за руку и уволакивает со сцены.)

Автор: Взяла медведя за лапу и уволокла домой. И всю дорогу голосом верещала. И от того самого места, где медведя убила, и до самой Уймы просека стала. Больши и малы дерёва и кусты порубленными пали от перепилихиного голосу. Дома за мужа взялась!

(Мужик сидит на стуле, вокруг него бегает Перепилиха, потом он откидывается на стул и на груди – метка-дырка.)

Перепилиха:

Зачем одну в лес пустил?
Зачем в эку опасность толконул?
Зачем не помог медведя волокчи?

Автор: Муж Перепилихи и рта открыть не успел. Перепилиха его перепилила. В мужике сквозна дыра засветилась.

Доктор осмотрел и сказал …

Доктор: Кабы в сторону на вершок – и сердце прошибла бы.

(Доктор в очках, белом халате измеряет дырку линейкой, топчется, вздыхает, потом говорит…)

Доктор: Жить дозволяю, только сделайте деревянную пробку.

Автор: Пробку сделали. Так с пробкой и ходит мужик. Пробку вынет, через дырку дух пойдёт сквозной и заиграет музыкой приятной. Перепилихин муж изловчился: пробку открыват да закрыват – плясова музыка выходит. Его на свадьбы зовут вместо гармониста. А с Перепилихой ещё всяка оказия приключалась.

Учитель спрашивает, заинтересовали ли ребят сказки Писахова, что особенно их привлекло в них.

Домашнее задание: написать сказку в стиле Степана Писахова.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно, урок русской литературы в школе, грамотнос, русская литература, для учителя
Просмотров: 2291 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0