"Морское путешествие в земли датские по сказкам Г.Х.Андерсена" Цель урока : знакомство учащихся с творчеством знаменитого
сказочника Ганса Христиана Андерсена, с географией Дании, традициями,
культурой и эстетическими взглядами ее народа. Оборудование на уроке
: карта Дании, слайды с изображением
памятных мест Копенгагена, слайд-проектор, портрет Г.Х.Андерсена,
несколько экземпляров иллюстрированного издания сказок писателя.
Итак, начинается урок:
Учитель литературы:
- Книга - это всегда путешествие. Только книга может перенести нас в
далекое прошлое, дать возможность почувствовать себя настоящим рыцарем,
пережить сильную любовь и ощутить муки разлуки.
Чтение книги - это приобщение к волшебству. И сегодня мы отправляемся в
путешествие по книгам, но не в простое, а в волшебное, в путешествие в
нашем воображении по удивительным сказкам Г.Х.Андерсена и в интересную
страну Данию.
Посмотрим на карту. Вот страна Дания и главный порт этой страны
Копенгаген.
Ответьте на вопрос. Эта страна находится на материке или на островах?
Какой вид транспорта мы выберем?
- Корабль.
- Итак, мы плывем на корабле. Но, чтобы двинуться в путь, надо послушать
условия путешествия.
Условия: Разделимся на две команды. Придумаем название кораблю. Во время
нашего путешествия в особо сложных ситуациях вы можете использовать
карточки SOS. А сопровождать нас будет геосказитель. (Звучит датская
музыка).
- Путешественники, прежде чем прибыть в какое-либо место, стараются как
можно больше об этой стране, о людях, о культуре. А что вы знаете о
Дании?
Геосказитель (в его роли обычно выступает учитель географии):
- Стоп, стоп. Кажется, не опоздал! Корабль еще на месте, не успел
отплыть. Здравствуйте. Надеюсь, вы меня ждали. Я геосказитель. Да, у
меня немного необычная профессия. "Гео" - земля, "сказитель" -
рассказчик. А дословно - "рассказчик о земле Дании". Как я понимаю, вы
здесь все путешественники? Когда путешественники отправляются в страну,
они пытаются узнать как можно больше об этой стране, читают о ней,
собирают сведения. Но прежде, чем я открою тайную завесу этой
удивительной, полной добра, любви, красоты страны, я хотела бы знать,
что вам уже известно о Дании? (Ответы учащихся).
Геосказитель:
- Дания - морская страна. От любого места на суше до морского побережья
не более 60 км. Датчане привыкли к влажному воздуху, туманам и дождям,
прохладному лету и теплой зиме. Снег здесь выпадает редко и быстро тает.
Вы уже знаете, что Дания расположена на полуострове Ютландия, восточный
берег которого изрезан заливами и бухтами. Это удобные естественные
гавани, привлекающие множество судов и суденышек. Слайд (гавань).
- Кто является главой государства?
- Королева Виктория (показать фотографию).
- На доске написаны названия датских городов. Какой из этих городов
является столицей Дании?
- Столица Дании - Копенгаген.
- Как переводится слово Копенгаген?
- Дословно "Торговая гавань".
- Почему оно получило такое название?
- Это крупнейший порт Скандинавии.
Учитель литературы:
- Итак, мы выяснили, куда плывем. И пока мы будем находиться в пути,
чтобы путешествие не казалось нам скучным и не мучила бы морская
болезнь, проведем викторину. А темой нашей викторины будут сказки
Г.Х.Андерсена. Почему именно эти сказки и этот писатель?
- Г.Х.Андерсен - один из самых знаменитых сказочников мира, родился в
Дании (слайд).
Удивителен мир сказок Андерсена. Сказки и истории, одна лучше другой,
возникают у него, как из рога изобилия. Подобно своему русскому
современнику Пушкину, Андерсен сперва выслушивал сказки от простых
людей, а после, волшебно преображая услышанное, пересказывал их друзьям.
Сказки и истории Андерсена впитали народную мудрость, фольклор датчан.
Вот почему так важно знать страну, народ, традиции, чтобы лучше понять
творчество писателя. Обогащенные его чувством и фантазией, согретые
юмором, они не потеряли достоинств, вложенных в них народом, но,
пожалуй, даже резче проявили их. Персонажи иных его сказок стали
стойкими фразеологическими понятиями во многих языках мира.
И вот первый вопрос нашей викторины.
Задание 1. Объясните, как вы понимаете эти выражения?
(Написано на доске): "принцесса на горошине", "гадкий утенок", "голый
король".
Задание 2. "Угадай, кто я?"
(Отгадывают литературных героев по инсценированным диалогам, по
высказываниям, по иллюстрациям и т.д.).
Задание 3. Определить название сказки по основной мысли.
- Сказка о величии и совершенстве мира, о том, что надо иметь цель в
жизни и стремиться вверх и вперед из колодца обыденности к интересной
разнообразной жизни ("Жаба").
- Сказка о том, что счастье приходит к тебе, если ты даришь людям
радость. ("Кто же были счастливее всех?").
- Сказка о том, что настоящая дружба заключается в самопожертвовании,
любви и вере, бескорыстной помощи своему другу. ("Снежная королева").
Называю сказку - ученики дают обобщающую мысль.
- "Дюймовочка". (Сказка о том, что надо уметь ценить талант и красоту.
Если ты обладаешь талантом, надо его дарить людям бескорыстно).
Задание 4. Указать, из каких сказок эти предметы, что происходит с
предметами в сказке?
Показываются предметы и читаются цитаты из сказок.
Подведение итогов, награждение команды победителей.
Учитель литературы:
- Итак, мы в порту самого крупного города, который называется
Копенгагеном. Дания, действительно, удивительная страна в том смысле,
что каждый уголочек земли обработан с любовью, каждый цветочек окружен
заботой. И, может быть, сказки Андерсена влияли на такое отношение к
Родине, к земле, друг к другу. Ведь чему учит большинство сказок
Андерсена? - Делать добро, любить своих близких, свою землю, стремиться
стать лучше. Можно сказать одним предложением: жить в любви.
Я думаю, что во время экскурсии по Копенгагену вы найдете доказательства
моим словам.
Экскурсия (проводит геосказитель).
Так как мы на время покинули палубу корабля и вступили на берег, а
ходить пешком долго и неудобно, я предлагаю вам другой вид транспорта.
Велосипеды. Сядем на них и в путь. Почему велосипеды? (Слайд 1).
Велосипедов на датских шоссе не меньше, чем автомобилей и автобусов, на
велосипедах ездят все - от школьников до стариков. На велосипедах
отправляются в гости и на работу, хозяйки объезжают магазины, туристы
едут рассматривать достопримечательности страны.
- Итак, в путь! (Слайд "Крыши - вид сверху").
Копенгаген действительно создает сказочное настроение. Вспомните, как
часто в сказках Андерсена встречается описание цветов. Копенгаген -
город-цветник. (Слайд "Парк Триволе").
В самом центре города находится еще один сказочный уголок - парк
"Триволе". Это удивительное место, в котором вы можете увидеть и
китайские пагоды (слайд "Китайские пагоды"), средневековые замки (слайд
"Средневековые замки"). Можно попасть из одной эпохи в другую, из
современности в древность.
В Дании очень любят природу и очень бережно к ней относятся. Здесь очень
много ухоженных уголков природы, в которых можно угадать эпизоды сказок
Г.Х.Андерсена. И во все здесь вложена огромная любовь к своей Земле.
Вот так выражают свое признание и почитание Г.Х.Андерсена его земляки. И
даже символом Копенгагена и всей страны стала известная Русалочка из
одноименной сказки Г.Х.Андерсена. (Слайд "Русалочка").
- Почему Русалочка является символом города? - Это воплощение добра,
красоты, любви. Стремление к душевной красоте очень свойственно датскому
народу.
А в центре города, напротив городской ратуши, установлен памятник
великому Сказочнику (фотография).
- Что вы знаете из биографии писателя?
Родился он в 1805 году в г.Оденсе, который 70 лет спустя в полном
составе во главе с королем Дании выйдет на улицу, чтобы проводить в
последний путь гениального сказочника.
А родители Г.Х.Андерсена, при своем скромном происхождении (мать его в
детстве даже нищенствовала), были незаурядными людьми. Анна Мария (так
звали маму писателя) очень любила и никогда не обижала мальчика,
рассказывала ему сказки и не мешала фантазировать, а раз в год, весной,
когда распускались все цветы, она, несмотря на вечную свою занятость,
непременно отправлялась с мужем и сыном в лес - и кто знает, не в те ли
счастливые дни и часы родился в мальчике будущий сказочник?
- Какое общее впечатление осталось у вас после экскурсий? Что вы можете
сказать о жителях Копенгагена?
- Они любят свой город. Помнят Г.Х.Андерсена. Город очень красивый,
чистый. Все, что создается или делается в этом городе, делается с
любовью, творчески.
- Часто туристы, побывавшие в Копенгагене отмечают красоту, уют,
чистоту. Что же заставляет этих людей так относиться к своей родной
земле? Конечно же, трудолюбие и уважение друг к другу и к своему делу.
И сказки Г.Х.Андерсена, и непосредственный контакт с этой страной
заставляют нас задуматься о жизни и о себе, вызывая в нас желание стать
лучше, добрей. И все то лучшее, что у нас есть, нести людям, родной
земле.
Берегите эту землю, эти воды,
Даже каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Учитель литературы:
А убить зверя в себе, понять, где добро и зло, по какому пути в жизни
идти, поможет чтение высокохудожественной литературы. И не просто
чтение, а вдумчивое чтение.
- Замысел писателя лучше будет восприниматься, если мы сами попытаемся
на время превратиться в писателя. Это наши первые попытки, и посему
пойдем по наименее сложному пути.
Я зачитываю вам отрывок из сказки, вы включаете внутренний экран и
представляете эту картину. Что бы вы хотели дорисовать? Можете
использовать иллюстрацию к данному эпизоду.
Этапы работы над сказкой (по группам):
I.1. Составляем словарь писателя к данному эпизоду. Рассматриваем
репродукцию, находим соответствующий отрывок. Выписываем
художественно-выразительные средства, помогающие описать данного героя.
После работы над словом пересказываем данный эпизод, дополняя своими
художественно-выразительными средствами. Смотрим, как изменился характер
данного героя.
- Какие слова повиляли на этот процесс? Почему? Дорисовываем данный
эпизод, вводя изменившийся характер героя, и создаем ситуацию,
соответствующую этому характеру.
2. Пересказываем эпизод, опираясь на репродукцию. Выделяем мораль.
3. Словесно дорисовываем данный эпизод так, чтобы получилась иная
сказка. Сохраняем авторскую мораль или вводим свою.
II. 1. Чтение сочиненных сказок и обсуждение по следующей схеме:
- Похож ли созданный вами герой на героя из данного эпизода?
- Как зависит сюжет сказки от характеров героев и их поступков?
- На чем основан конфликт данного эпизода и вашего эпизода?
(Во время обсуждения учащиеся исправляют допущенные в речи ошибки,
доказательно не соглашаются с теми или иными выводами, просят объяснить
непонятное).
Выводы по данному этапу работы:
- Легко ли сочинить интересную сказку? И что для этого надо?
- Надо быть очень интересным человеком, чтобы было что рассказать, а для
этого надо быть наблюдательным, добрым, уметь сопереживать.
Подводим итоги по уроку, листаем бортовой журнал, который велся по ходу
урока.
Страница 1. Географическая
Учитель географии:
- Расскажите, что интересного и нового вы узнали о Дании?
- Почему мы путешествовали в Данию?
- Как нам могут помочь географические знания при изучении литературы? И
конкретно, чем нам помогли географические знания о Дании в понимании
творчества Г.Х.Андерсена?
Страница 2. Биографическая
Учитель литературы:
- Как вы думаете, почему мы, приступая к изучению произведения или
творчества писателя, всегда изучаем биографию? Нужно ли нам это?
Помогает ли биография писателя понять произведение?
- Какой факт из биографии Андерсена вам понравился и запомнился больше
всех? Как данный эпизод из жизни Андерсена воплотился в ваших сказках?
Страница 3. В мастерской писателя
- Понравилось ли вам сочинять сказку?
- В чем вы испытывали трудности?
- Думали ли вы, пока сочиняли сказку, чему она учит, какова мораль вашей
сказки? После такого обилия вопросов поднимается "лес" ребячьих рук. А
это означает, что урок, как говорят, пошел впрок, детям было интересно
получить новые знания в нетрадиционной обстановке в классе: "Морское
путешествие в земли датские по сказкам Г.Х.Андерсена" им явно
понравилось.
|