Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 14:11:40
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Сказочная повесть Дж. Даррелла «Говорящий свёрток»
13.12.2010, 11:24:57

— Сегодня у нас урок развития речи. А о чём пойдёт речь на уроке, вы сейчас узнаете. Для этого разгадайте кроссворд (см. Приложение), который находится в рабочих материалах, лежащих у вас на партах. (Учащиеся вписывают слова в кроссворд, имеющийся в рабочих материалах.) Какое слово прочитывается в кроссворде по вертикали? (Слово.)

— Сегодня речь пойдёт именно о слове. На прошлом уроке развития речи мы узнали, что словом можно рисовать, создавать целые словесные картины, образы. Что ещё может слово? Какова его роль в художественном тексте? Вот что нам предстоит узнать. Для этого внимательно вглядимся в текст произведения. (Работаем с 4-й главой «Шпионы и планы».)

— Дома вы прочитали главу, и, наверное, всем запомнился мистер Жаб. Чем запоминается человек, которого вы не видели, а слышали ? (Своей речью, тем, как он говорит и что говорит.)

— Давайте прочитаем реплики Этельреда. (Учащиеся зачитывают реплики жабы.) Теперь обратимся к рабочим материалам. Посмотрите, какие слова, выражения употребляет мистер Жаб чаще всего? (Учащиеся просматривают рабочие материалы, отмечают, что в его речи встречаются книжные и просторечные слова, научные термины, жаргонизмы.)

— Повторяет ли он одни и те же слова? (Мистер Жаб обладает небольшим словарным запасом, поэтому часто повторяет одни и те же слова. Например, выражение "ей-богу” он произносит шесть раз в течение беседы с детьми и Попугаем.)

 — Всегда ли он знает значение тех слов, которые употребляет? (Этельред зачастую не знает значения слов.)

— Давайте предоставим слово ребятам 3-го ряда. Дома они выписали из текста главы незнакомые слова и установили их значение.

Учащиеся зачитывают слова и их лексическое значение. Например:

Банкир — владелец банка.

Цилиндр — высокая шляпа, которую носили в XIX веке люди состоятельные, знатные.

Нейрохирург — врач, лечащий заболевания нервной системы.

Инкогнито — под вымышленным именем.

Шпион — тайный агент, выведывающий сведения, составляющие государственную тайну.

— Богатый ли у мистера Жаба активный словарь? Много ли слов он использует в речи? (Мистер Жаб о себе высокого мнения. Ему кажется, что он первоклассный шпион, мастер маскировки и сбора информации. Но бедность лексикона, неправильное употребление слов выдают малообразованную жабу, пытающуюся обмануть детей.)

— А сейчас проведём словарную работу. С помощью «Словаря русского языка» С.И. Ожегова установите значение слова "лексикон”. (Лексикон — 1. То же, что словарь (устар.). 2. Запас слов, лексика (книж.).)

— В ваших рабочих материалах есть высказывание академика Д.С. Лихачёва (см. Приложение). Давайте прочитаем его. Как вы понимаете это высказывание? (Учащиеся говорят, что речь человека может служить его характеристикой, может рассказать о его интересах, образовании, профессии. А чтобы говорить правильно, надо учиться. Хорошая речь — правильная, соответствующая нормам, правилам орфоэпии, грамматики.)

— Что вы можете сказать о мистере Жабе, который так говорит, так выражает свои мысли? (Мистер Жаб необразован. Ему часто не хватает слов, чтобы выразить свою мысль, поэтому слова он заменяет междометиями: ух, ей, ей-ей.)

— Что добавляют к характеристике Этельреда следующие его высказывания:

"Если ты банкир, то, лопни мои глаза, тебе ни математики, ничего другого и ведать не требуется. Знай присматривай за чужими денежками и не отдавай нипочём, кто ни попросит, — вот и вся работа”;

"Ладно, так и быть. Я вам выдам чуть-чуть, что-нибудь такое не важное”.

(Ученики приходят к выводу, что мистер Жаб не стремится учиться, трудиться, прилагать усилия. Ему хочется получить всё легко, быстро. Ради этого он готов выдать тайну, присвоить чужое. Он понятия не имеет о нравственности.)

— Всё это мы узнали, когда обратили внимание на речь Этельреда. О чём может рассказать речь персонажа?
(О характере персонажа, объяснить его поступки.)

Запись в тетрадь. Речевая характеристика — речь героя, раскрывающая его характер, привычки, наклонности.

— На доске ваши рисунки, изображающие мистера Жаба. Соответствует ли речевая характеристика Этельреда его изображению? (Авторы работ рассказывают о своих замыслах, о том, что стремились передать в рисунке. Одноклассники выступают с устными рецензиями.)

— А сейчас предоставим слово тем ребятам, которые дома сравнили речь Попугая и речь Этельреда. (Заслушиваем сообщение группы учеников. Ребята приходят к выводу, что речь Попугая правильная, грамотная. Он образован, начитан, к нему все прислушиваются. Поэтому он является главным помощником Волшебника Ха-Ха.)

— Благодаря чему речь Попугая так резко отличается от речи Этельреда? Чем он занимался в Мифландии? (В Мифландии всё управление велось по трём Великим Управляющим Книгам: 1. Великая Книга Заклинаний.
2. Гигантский Словарь. 3. Троянский Травник. Попугай — хранитель слов. Он ухаживал за книгами, раз в год перечитывал все книги, проговаривал слова, "проветривал” их, чтобы они не залёживались, чтобы их не забыли. Гигантский Словарь хранил в себе слова, объяснял их. А Попугай утверждал, что "единственный способ научиться говорить — обучаться у Словаря”.)

— Ребята, согласны ли вы с Попугаем? Какую роль играют словари в жизни читателей? (Учащиеся, конечно же, согласны с Попугаем. Дети говорят, что словари — надёжные помощники. Они всегда подскажут, как правильно написать слово, произнести, употребить в предложении, откуда слово пришло в русский язык.)

Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение С.Я. Маршака «Словарь» (см. Приложение).

— Так о значении слов в жизни человека, о словаре сказал поэт. Слово, речь — это средство передачи народной мудрости, основное оружие писателя, поэта. Если вы будете знать много слов, правильно пользоваться словом, чаще заглядывать в словарь, тогда перед вами откроются "подвалы слов”, вы почувствуете "силу благодатную в созвучье слов живых”.

— Давайте вчитаемся в слова сказки, посмотрим, что они привносят в текст. Проверим домашнее задание 1-го ряда. Учащиеся должны были выписать сравнения из текста 4-й главы: "буду нем, как могила”; "взорвётся, как вулкан”; "побежишь, как кролик”; "спутанные толстой, как чёрные кружева, паутиной”.

— Для чего нужны сравнения в тексте? Что изменится, если их убрать? (Учащиеся отвечают, что сравнения создают целый образ, более яркий, запоминающийся. Если их убрать, то текст потеряет яркость, точность, юмор.)

— Теперь проверяем домашнее задание 2-го ряда. (Ученики зачитывают эпитеты, которые поразили их. Например: "мёртвая тишина”, "расшпионское шпионство”, "восхитительный дубликат”, "бездарный шпион”).

— Как вы считаете, ребята, могут ли эпитеты раскрывать отношение автора к герою? (Даже одно слово может передать отношение автора к герою. Эпитетом "бездарный” автор подчёркивает свою насмешку над желанием жабы стать шпионом, над тем, как он это делает.)

— Какой вывод из сказанного мы можем сделать?

Запись в тетрадь. Слово может выражать отношение автора к персонажу. Речь какого-то персонажа может передавать мысли и чувства самого автора.

— Итак, мы попытались вчитаться, вглядеться в слова в сказочной повести Дж. Даррелла. Чему же служит речь героя? Можем ли мы по каким-то словам в тексте догадаться о мыслях, чувствах автора? (Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, опираясь на текст повести, приводя аргументы. Учитель открывает стихотворение «Слово о словах» В.Полторацкого (см. Приложение), записанное на доске, и читает его наизусть. Дети следят за текстом по рабочим материалам.)

— На уроках литературы и русского языка мы будем изучать правдивые, честные слова, чтобы выросли вы добросердечными, дельными, добрыми и умными людьми.

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Язык — стяг, дружину водит».

Литература

1. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Эксмо, 2003.

2. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2003.


Приложение

Рабочие материалы

Кроссворд

Кроссворд

По горизонтали:

1. Одна из трёх книг, похищенных Василисками.

2. Что выключил Ха-Ха в ночь спасения книг?

3. Имя морского зверя, ставшего другом ребят.

4. Коварные животные, решившие захватить Мифландию.

5. Какие существа чуть не погубили детей на острове в Поющем море?

Речь Этельреда

Ей-богу — шесть раз за время разговора с детьми и Попугаем.
Лопни мои глаза
 — пять раз.
Ух —
семь раз.
Ух ты, как начнёте чесать, так не остановишь.
Проснитесь, тетери!
Дудки, я вам не супостат какой-нибудь!
Инкогнито, нейрохирург, заочное обучение.

Д.С. Лихачёв: "Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, читая, изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо”.

Словарь

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь.
На всех словах — события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: — Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку,
Век заедать, век заживать чужой... —
И слов звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

                                    С.Маршак

Слово о словах

Слова бывают разные — то дельные, то праздные.
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово — утешения и слово — удушения.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие — душу вытравить.
Есть речь огнём горящая, есть тлением смердящая.
Слова — высокой доблести, и самой низкой подлости…
Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами.
Так сей же не иначе, как чистыми, отборными.
Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,
Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.
                                                          
В.Полторацкий

Категория: ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: иностранная литература, конспект урока, в помощь учителю, произведение, Роман, писатель, методическая помощь, зарубежная литеоатура
Просмотров: 1144 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0