— Сегодня у нас урок развития речи. А о чём
пойдёт речь на уроке, вы сейчас узнаете. Для этого
разгадайте кроссворд (см. Приложение), который
находится в рабочих материалах, лежащих у вас на
партах. (Учащиеся вписывают слова в кроссворд,
имеющийся в рабочих материалах.) Какое слово
прочитывается в кроссворде по вертикали?
(Слово.)
— Сегодня речь пойдёт именно о слове. На
прошлом уроке развития речи мы узнали, что словом
можно рисовать, создавать целые словесные
картины, образы. Что ещё может слово? Какова его
роль в художественном тексте? Вот что нам
предстоит узнать. Для этого внимательно
вглядимся в текст произведения. (Работаем с 4-й
главой «Шпионы и планы».)
— Дома вы прочитали главу, и, наверное, всем
запомнился мистер Жаб. Чем запоминается
человек, которого вы не видели, а слышали ? (Своей
речью, тем, как он говорит и что говорит.)
— Давайте прочитаем реплики Этельреда.
(Учащиеся зачитывают реплики жабы.) Теперь
обратимся к рабочим материалам. Посмотрите,
какие слова, выражения употребляет мистер Жаб
чаще всего? (Учащиеся просматривают рабочие
материалы, отмечают, что в его речи встречаются
книжные и просторечные слова, научные термины,
жаргонизмы.)
— Повторяет ли он одни и те же слова? (Мистер
Жаб обладает небольшим словарным запасом,
поэтому часто повторяет одни и те же слова.
Например, выражение "ей-богу” он произносит
шесть раз в течение беседы с детьми и Попугаем.)
— Всегда ли он знает значение тех слов,
которые употребляет? (Этельред зачастую не
знает значения слов.)
— Давайте предоставим слово ребятам 3-го
ряда. Дома они выписали из текста главы
незнакомые слова и установили их значение.
Учащиеся зачитывают слова и их лексическое
значение. Например:
Банкир — владелец банка.
Цилиндр — высокая шляпа, которую носили
в XIX веке люди состоятельные, знатные.
Нейрохирург — врач, лечащий заболевания
нервной системы.
Инкогнито — под вымышленным именем.
Шпион — тайный агент, выведывающий
сведения, составляющие государственную тайну.
— Богатый ли у мистера Жаба активный
словарь? Много ли слов он использует в речи?
(Мистер Жаб о себе высокого мнения. Ему кажется,
что он первоклассный шпион, мастер маскировки и
сбора информации. Но бедность лексикона,
неправильное употребление слов выдают
малообразованную жабу, пытающуюся обмануть
детей.)
— А сейчас проведём словарную работу. С
помощью «Словаря русского языка» С.И. Ожегова
установите значение слова "лексикон”. (Лексикон —
1. То же, что словарь (устар.). 2. Запас слов, лексика
(книж.).)
— В ваших рабочих материалах есть
высказывание академика Д.С. Лихачёва (см.
Приложение). Давайте прочитаем его. Как вы
понимаете это высказывание? (Учащиеся говорят,
что речь человека может служить его
характеристикой, может рассказать о его
интересах, образовании, профессии. А чтобы
говорить правильно, надо учиться. Хорошая
речь — правильная, соответствующая нормам,
правилам орфоэпии, грамматики.)
— Что вы можете сказать о мистере Жабе,
который так говорит, так выражает свои мысли? (Мистер
Жаб необразован. Ему часто не хватает слов, чтобы
выразить свою мысль, поэтому слова он заменяет
междометиями: ух, ей, ей-ей.)
— Что добавляют к характеристике
Этельреда следующие его высказывания:
"Если ты банкир, то, лопни мои глаза, тебе ни
математики, ничего другого и ведать не требуется.
Знай присматривай за чужими денежками и не
отдавай нипочём, кто ни попросит, — вот и вся
работа”;
"Ладно, так и быть. Я вам выдам чуть-чуть,
что-нибудь такое не важное”.
(Ученики приходят к выводу, что мистер Жаб не
стремится учиться, трудиться, прилагать усилия.
Ему хочется получить всё легко, быстро. Ради
этого он готов выдать тайну, присвоить чужое. Он
понятия не имеет о нравственности.)
— Всё это мы узнали, когда обратили внимание
на речь Этельреда. О чём может рассказать речь
персонажа?
(О характере персонажа, объяснить его поступки.)
Запись в тетрадь. Речевая
характеристика — речь героя, раскрывающая его
характер, привычки, наклонности.
— На доске ваши рисунки, изображающие
мистера Жаба. Соответствует ли речевая
характеристика Этельреда его изображению?
(Авторы работ рассказывают о своих замыслах, о
том, что стремились передать в рисунке.
Одноклассники выступают с устными рецензиями.)
— А сейчас предоставим слово тем ребятам,
которые дома сравнили речь Попугая и речь
Этельреда. (Заслушиваем сообщение группы
учеников. Ребята приходят к выводу, что речь
Попугая правильная, грамотная. Он образован,
начитан, к нему все прислушиваются. Поэтому он
является главным помощником Волшебника Ха-Ха.)
— Благодаря чему речь Попугая так резко
отличается от речи Этельреда? Чем он занимался в
Мифландии? (В Мифландии всё управление велось
по трём Великим Управляющим Книгам: 1. Великая
Книга Заклинаний.
2. Гигантский Словарь. 3. Троянский Травник.
Попугай — хранитель слов. Он ухаживал за
книгами, раз в год перечитывал все книги,
проговаривал слова, "проветривал” их, чтобы они
не залёживались, чтобы их не забыли. Гигантский
Словарь хранил в себе слова, объяснял их. А
Попугай утверждал, что "единственный способ
научиться говорить — обучаться у Словаря”.)
— Ребята, согласны ли вы с Попугаем? Какую
роль играют словари в жизни читателей? (Учащиеся,
конечно же, согласны с Попугаем. Дети говорят, что
словари — надёжные помощники. Они всегда
подскажут, как правильно написать слово,
произнести, употребить в предложении, откуда
слово пришло в русский язык.)
Заранее подготовленный ученик читает наизусть
стихотворение С.Я. Маршака «Словарь» (см.
Приложение).
— Так о значении слов в жизни человека, о
словаре сказал поэт. Слово, речь — это
средство передачи народной мудрости, основное
оружие писателя, поэта. Если вы будете знать
много слов, правильно пользоваться словом, чаще
заглядывать в словарь, тогда перед вами
откроются "подвалы слов”, вы почувствуете
"силу благодатную в созвучье слов живых”.
— Давайте вчитаемся в слова сказки,
посмотрим, что они привносят в текст. Проверим
домашнее задание 1-го ряда. Учащиеся должны были
выписать сравнения из текста 4-й главы: "буду нем,
как могила”; "взорвётся, как вулкан”;
"побежишь, как кролик”; "спутанные толстой, как
чёрные кружева, паутиной”.
— Для чего нужны сравнения в тексте? Что
изменится, если их убрать? (Учащиеся отвечают,
что сравнения создают целый образ, более яркий,
запоминающийся. Если их убрать, то текст потеряет
яркость, точность, юмор.)
— Теперь проверяем домашнее задание 2-го
ряда. (Ученики зачитывают эпитеты, которые
поразили их. Например: "мёртвая тишина”,
"расшпионское шпионство”, "восхитительный
дубликат”, "бездарный шпион”).
— Как вы считаете, ребята, могут ли эпитеты
раскрывать отношение автора к герою? (Даже одно
слово может передать отношение автора к герою.
Эпитетом "бездарный” автор подчёркивает свою
насмешку над желанием жабы стать шпионом, над
тем, как он это делает.)
— Какой вывод из сказанного мы можем
сделать?
Запись в тетрадь. Слово может выражать
отношение автора к персонажу. Речь какого-то
персонажа может передавать мысли и чувства
самого автора.
— Итак, мы попытались вчитаться, вглядеться
в слова в сказочной повести Дж. Даррелла. Чему
же служит речь героя? Можем ли мы по каким-то
словам в тексте догадаться о мыслях, чувствах
автора? (Учащиеся отвечают на поставленные
вопросы, опираясь на текст повести, приводя
аргументы. Учитель открывает стихотворение
«Слово о словах» В.Полторацкого (см. Приложение),
записанное на доске, и читает его наизусть. Дети
следят за текстом по рабочим материалам.)
— На уроках литературы и русского языка мы
будем изучать правдивые, честные слова, чтобы
выросли вы добросердечными, дельными, добрыми и
умными людьми.
Домашнее задание. Написать
сочинение-миниатюру на тему: «Язык — стяг,
дружину водит».
Литература
1. Даль В.И. Пословицы русского
народа. М.: Эксмо, 2003.
2. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия
для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа,
2003.
Приложение
Рабочие материалы
Кроссворд
По горизонтали:
1. Одна из трёх книг, похищенных Василисками.
2. Что выключил Ха-Ха в ночь спасения книг?
3. Имя морского зверя, ставшего другом ребят.
4. Коварные животные, решившие захватить
Мифландию.
5. Какие существа чуть не погубили детей на
острове в Поющем море?
Речь Этельреда
Ей-богу — шесть раз за время разговора с
детьми и Попугаем. Лопни мои глаза
— пять раз. Ух —
семь раз. Ух ты, как начнёте чесать, так не остановишь.
Проснитесь, тетери!
Дудки, я вам не супостат какой-нибудь!
Инкогнито, нейрохирург, заочное обучение.
Д.С. Лихачёв: "Наш язык — это
важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.
И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко
можем судить о том, с кем имеем дело… Учиться
хорошей интеллигентной речи надо долго и
внимательно — прислушиваясь, запоминая,
читая, изучая. Но хоть и трудно — это надо,
надо”.
Словарь
Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь.
На всех словах — события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: — Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку,
Век заедать, век заживать чужой... —
И слов звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
С.Маршак
Слово о словах
Слова бывают разные — то дельные, то
праздные.
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово — утешения и слово — удушения.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие — душу
вытравить.
Есть речь огнём горящая, есть тлением смердящая.
Слова — высокой доблести, и самой низкой
подлости…
Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами.
Так сей же не иначе, как чистыми, отборными.
Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,
Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.
В.Полторацкий
|