Вид занятий: рисование по памяти и представлению (по заранее заготовленной форме)
Тип урока: ознакомление с новым материалом, интеграция.
Методы: диалогическое изложение. Исследовательский.
Цели и задачи: знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира; закрепление знаний о жанре анималистки; повтор изученного о «теплых» и «холодных» цветах, цветовом круге, контрастных цветах; закрепление умения пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном, светлотными и цветовыми контрастами как средствами художественной выразительности; развитие эстетического отношения к действительности, фантазии и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.
Оборудование урока: для учащихся - гуашь (2-3 краски или холодная или теплая гамма), крупные и мелкие кисти, большой лист бумаги (желательно цветной, тонированной синий цвет для панно), фотографии и открытки с изображением птиц, книги на ту же тему, сувениры, игрушки.
Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических птиц в русской деревянной и каменной резьбе, дымковские и филимоновские игрушки, объёмные изображения различных птиц. М. Врубель «Царевна-Лебедь»; методические таблицы; «Теплые и холодные цвета».
Литературный ряд: А. С. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке», стихотворения, фольклор А.Пушкин «Сказка о царе Салтане и сыне его князе Гвидоне».
Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок. /Римский - Корсаков «Сен – Сан»/ опера «Золотой петушок»
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока.
Знакомство с образом волшебной птицы в русском фольклоре и других народов мира.
Звучит музыка (таинственная, сказочная)
-Ребята вы догадываетесь о чём этот музыкальный фрагмент? Таинственном, сказочном, задумчивом, лиричном
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:…»
Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц? «Финист - ясный сокол», А. Пушкин Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Жар-птица в сказке П. Ершова «Конек-Горбунок серены в греческих мифах, птица Феникс в восточных сказках, Сова в книге «Вини-Пух и все-все-все».
В народном календаре, обычаях и обрядах народа образ птицы неотделим от начала весны. Один из обычаев был печь «жаворонки» - вкусные булочки в форме птичек, так отмечали начало весны. А еще весной выпускали на волю птиц, проживших в доме человека зиму. Был обычай, весело заклиная птиц, петь песенки про птиц (закличка - просьба замкнуть зиму, отомкнуть лето):
Жавороночки, прилетите к нам,
Красно летичко принесите к нам,
А зимушку унесите от нас.
Показываю изделия, фотографии вещей, украшенных стилизованными рисунками птиц приамурские узоры, гончарные изделия, дымковская и филимоновская игрушки, птицы из Архангельской области. Объяснить, как таким рисунком украшаются полезные в быту вещи (в технике вышивки, аппликации, росписи). - Должен ли художник, создающий подобные изображения, знать птиц, их повадки? Можно ли отнести создание такого художественного образа к жанру анималистки? (да можно, так как форма декоративно перерабатывается.) Объясняю, что птица будет выполнена нарядно, выразительно и привлекательно, если художником будут учитываться гармоничные сочетания цветов в росписи.
Рассмотреть методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», как брать сочетания контрастных цветов, сближенных, теплых и холодных сочетаний.
III. Выполнение упражнений на освоение «теплых» и «холодных» цветов.
Вспомнить радугу. Расположить в порядке ее цветов все фломастеры, которые дети смогли найти дома (или старые цветные карандаши). Разделить на 3 группы цветов («теплые», зеленые, «холодные»). Показывая попарно рядом расположенные фломастеры, спросить, какой из них «холодный», а какой «теплый»? Тот же вопрос задать по поводу фломастеров, расположенных не рядом.
- Какую краску нужно добавить к краскам, чтобы высветлить цвет, сделать его более нежным? (Белый.)
— А какой цвет добавляем, чтобы приглушить яркость? (Черный, чуть-чуть и очень осторожно.)
IV. Работа над заданием.
Самостоятельная работа учащихся: «Птица - фантазия «Сказочная птица».
Даю пояснения. Особое условие при выполнении работы: вы изображаете свою птицу либо в холодном, либо в теплом колорите. Значит, вы должны выбрать те краски из 7 цветов радуги, которые вам подойдут, и помогут зрительно получить смеси цветов на их основе. Также условием будет выполнить фон в противоположном цвету птицы колорите (птица в «теплом» цвете - фон в «холодном», и наоборот). поощряю яркие, красочные изображения птиц, в которых, проявляется фантазия детей, увлеченность процессом изображения.
V.Итоги урока.
Можно выполнить из работ учащихся коллективное панно либо в виде полосы, либо в виде прямоугольников (4-6 работ), придумать название. Уборка рабочих мест. |