Цель:
1. Закрепить знания о видах и жанрах скульптуры,
ознакомить с произведениями народных и современных мастеров кукол.
2. Развивать образное мышление и представление,
ассоциативную память; учить создавать определенный образ в объемно-пластических
формах.
3. Воспитывать эстетическое отношение к произведениям
народного искусства, учить уважать и беречь традиции народа.
Оборудование:
материалы: упаковочный материал (пакеты, коробки,
пластмассовые стаканчики, пробки и т.д.), нитки, бумага, краски, фломастеры,
клей, пластилин; альбом с шаблонами (с. 55); зрительный ряд: образцы народной
игрушки, современные игрушки (по просьбе учителя их могут принести учащиеся),
образцы игрушек, выполненных из различных материалов; музыкальный ряд:
фортепьянная пьеса П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла».
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Какие существуют виды скульптуры?
— Как различается скульптура по назначению?
Определите, к какому виду принадлежат данные скульптурные изображения.
Рассмотрите рисунки в альбоме с шаблонами.
— Перечислите материалы, которые чаще всего
используются в монументальной, станковой скульптуре, мелкой пластике.
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя.
Рассмотрим принесенные вами игрушки: они такие яркие,
забавные. Но задумывался ли кто-нибудь, что такими они были не всегда. Первые
игрушки совсем не похожи на те, которые мы видим сегодня.
IV. Объявление темы урока
Сегодня на уроке мы будем создавать игрушку. Она будет
уникальна, так как материал, из которого предстоит ее выполнить, необычный:
разнообразные упаковки, нитки, бумага, картон.
V. Изучение нового материала
Слово учителя.
Еще в далекие времена в скульптуре, как и в живописи,
графике, в зависимости от содержания определились жанры: портретный,
исторический, бытовой, мифологический, анималистический. Основной герой
скульптуры — и круглой, и рельефа, и монументальной, и станковой — человек. В
основе всех перечисленных жанров, (кроме анималистического) заложено изображение
человека: только лица (маска), только головы или подгрудного бюста,
полуфигуры, статуи или нескольких фигур. А мелкая пластика (малые скульптурные
формы) может отражать многообразие в различной трактовке — бытовой, сказочной,
юмористической. Именно произведения мелкой пластики дарили детям радость.
Давным-давно существовали иные игрушки, создаваемые
народными мастерами, в руках которых оживали глина, дерево, солома, превращаясь
в яркие сказочные образы.
Издавна известна глиняная игрушка. Мастер пальцами правой
руки быстро вытягивал глину в одном месте и вдавливал ее в другом. Рога и ушки
прикладывал отдельно. Так лепили игрушку, а затем украшали ее росписью. А
сколько деревянных игрушек! Шары, погремушки, волчки, каталки и вертушки на
палках, расписанные яркими красками. А кто не знаком с матрешкой? Сегодня
деревянные матрешки — знаменитый, признанный за рубежом сувенир. Этой кукле
около 100 лет. В чем же секрет обаяния деревянной игрушки? Наверное, в том, что
она теплее, душевнее промышленной. Мастера, создавая игрушку, не скупятся на
яркие краски, с увлечением покрывают передники матрешек и рубашки пареньков
цветами и фантастическими травами. Интересными получаются игрушки из ткани. Художники
каждую из них наделяют индивидуальным характером, который подчеркивается
рисунком ткани. С каким бы материалом не работали мастера, их произведение
выполнено с душой. Послушайте, как композитор П. Чайковский передает свои
чувства в пьесах «Болезнь куклы», «Новая кукла».
VI. Практическая работа
Создание игрушки.
Как мы видим, народные умельцы работали с
определенными материалами. В современном мире появляются все новые и новые
строительные материалы. Экспериментируя с ними, соединяя с другими известными,
можно создать уникальную игрушку. Посмотрите вокруг и вы увидите большое
разнообразие упаковочного материала: пакеты, коробки, пластмассовые
стаканчики, бутылки, пробки и т. д. Рассмотрите эту игрушку. (Учитель показывает
игрушку-кота).
Он выполнен из двух маленьких пластиковых стаканчиков
из-под йогурта. Это — основная форма игрушки. Добавив в прорези уши из бумаги,
хвост, лапы, дорисовав глаза и усы, мы получим кота. Из травинки сделана
удочка, из бумаги — озеро и камыши: кот удит рыбу.
А теперь выберите ту форму, в которой вы видите образ
своей игрушки. Пофантазируйте, обдумайте план ее выполнения и приступайте к
созданию уникальной игрушки. Учитель во время урока активизирует творческую
инициативу каждого ребенка, оказывает помощь в соединении отдельных деталей,
напоминает о правилах безопасной работы с острыми предметами.
VII. Завершение урока
Демонстрация завершенных работ. Задание на следующий
урок: принести цветную бумагу, белую бумагу, клей, ножницы, линейку, природный
материал (сухие растения, сосновые иголки).
|