Цели урока: Обучающая - познакомить ребят с музыкой М.П. Мусоргского (вступление к опере «Хованщина») и музыкой С.Прокофьева (ария Кутузова из оперы «Война и мир»); Развивающая - развитие внутреннего слуха, способности «мысленно» увидеть картины и образы, которые создает музыка, развитие творческого воображения. Воспитательная - воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине. Ход урока:
Звучит «УТРО» Э.ГРИГА У: Знакома ли вам эта музыка? Как она называется? Кто композитор? Д: Э.Григ – симфоническая картина «Утро» У: Послушайте, пожалуйста, новое музыкальное произведение. Звучит «РАССВЕТ НА МОСКВЕ-РЕКЕ» - М.МУСОРГСКОГО У: Что общего и чем отличается одна музыкальная картина от другой? Д: Музыка звучит сначала тихо, нежно, потом постепенно усиливается и звучит мощно и громко. Слышен колокольный звон. Красивая напевная мелодия. У: Это музыкальное вступление к опере «Хованщина» русского композитора М. Мусоргского. Сюжет оперы повествует о начале царствования Петра I и судьбе русского народа. Справка: посвятил Стасову; написана в 1870 году; Римский-Корсаков дописал последний акт, инструментовал; премьера состоялась на частной Петербургской сцене в 1886 году. Рассвет над Москвой сравнивается с рассветом в жизни Русского государства. Мы словно представляем себе пробуждение древней Москвы: слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы. Народная по складу мелодия течет нескончаемым песенным потоком, она мужественна и сурова. У: Посмотрите как изобразил рассвет над Москвой А.Васнецов: «РАССВЕТ КРЕМЛЯ. ВСЕСВЯТСКИЙ МОСТ»-А.ВАСНЕЦОВ (Сравниваем, анализируем.)
Звучит следующий музыкальный фрагмент: «ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ»- С.ПРОКОФЬЕВАУ: Вам знакомо это произведение. Мы его уже слушали. Кто композитор? Как называется произведение? Д: Сергей Прокофьев – контата «Александр Невский» - «Вставайте люди русские» У: показывает картину П.КОРИНА– «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» События XIII века – защита русских земель от немецких рыцарей А сейчас мы мысленно перенесемся к событиям Отечественной войны 1812 года. Эти события нашли отражение в литературе, живописи и, конечно же в музыке. Весной 1941 года, когда над нашей страной снова нависла опасность войны, С.Прокофьев начал работать над оперой по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Работал он над ней 12 лет, но впервые, в концертном варианте, она прозвучала в Москве в 1943 году. Справка: в опере 13 картин. Либретто написано самим композитором в содружестве с М. Мендельсон-Прокофьевой. Там, где авторам не хватало толстовских диалогов, их строили по тексту романа и согласно характеристикам, данным Толстым своим героям. Они обращались также к запискам поэта-партизана Д.Давыдова и к текстам песен, сложенных народом во время отечественной войны 1812 года. Начиная с 8-ой картины, в центре событий оказывается борьба русского народа, его страдания, гнев, мужество и победа над неприятелем. Главным героем становится народ: крестьяне-ополченцы (Тихон Щербатый), русское войско (М.Кутузов), казаки, партизаны (Д.Давыдов). Звучит «АРИЯ КУТУЗОВА» - С.ПРОКОФЬЕВА У: Как вы думаете, кто мог исполнять в опере такую арию? Д: Маршал Кутузов. У: Каким вы представили себе этого маршала? Какая была музыка? Д: Уверенным, решительным. Музыка героическая, мужественная. У: А вот как изобразил его художник А.Д. КИВШЕНКО на картине «ВОЕННЫЙ СОВЕТ В ФИЛЯХ» (можно показать картину Р.М. ВОЛКОВА – «М.И. КУТУЗОВ») Кутузов с любовью поет о сердце России – Москве, о Родине. Он готов отдать жизнь за ее спасение. У: У композитора М.И. Глинки есть опера, посвященная очень известному народному герою. Она даже называется его именем. Вспомните и назовите, пожалуйста, это музыкальное произведение? Д: Иван Сусанин. Он тоже не пожалел своей жизни во имя спасения Родины. У: Показывает картину . ВЕРЕЩАГИНА «НЕ ЗА МАЙ! ДАЙ ПОДОЙТИ!». Можно прослушать фрагмент «Арии Сусанина». Да, только Сусанин защищает Родину ценой своей жизни (трагизм), а Кутузов умом и талантом мудрого полководца (уверенность в победе). Как вы думаете, какие бы песни, из тех, что мы с вами учили, могли бы сейчас прозвучать? Д: «БОРОДИНО» - народная песня на стихи М.Лермонтова У: Показывает картину художника П.ГЕССА - «СРАЖЕНИЕ ПРИ БОРОДИНО». Дети поют 2 куплета песни. Д: «СОЛДАТУШКИ, БРАВЫ РЕБЯТУШКИ» - русская народная песня. (поют 3 куплета) У: Опера «Война и мир» завершается хором, поющим славу Москве и русскому народу, так же как знаменитым хором «Славься» завершает Глинка своего «Ивана Сусанина». -Какое счастье быть вкладчиком крови в это священное дело! Прежде чем вы услышите хор, я бы хотела прочитать вам слова эпиграфа к хоровому прологу оперы: Силы двунадесяти языков Европы Ворвались в Россию В русском народе все более и более Разгоралося чувство оскорбления. Разгорался в нем священный гнев огнем. На защиту русской земли он встал. И дубина народной войны Поднялась со всей своей грозной И величественной силой. Поднималася, опускалась и гвоздила врага, Пока не погибло все нашествие. Велика наша земля. Не счесть сынов отважных на просторах ее. Но наша Родина не встала еще Во весь свой грозный исполинский рост. И горе ждет врага в час, когда встанет она. Гибель ждет врага. Огромна наша Россия, родная русская земля!! Звучит «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ХОР»-С.ПРОКОФЬЕВА (фрагмент) Вся последующая история нашей Родины доказывает, что чувство патриотизма и переживания за свое Отечество всегда было присуще русскому человеку и дрались они за землю русскую, не щадя живота своего! В годы Великой Отечественной войны и наш Мурманский край защищали так, что враг не смог прорвать оборону города. Вы были сегодня так участливы в теме урока, так замечательно пели, слушали и отвечали, что мне кажется, когда вы вырастите, будете настоящими патриотами и защитниками своей Отчизны! Поем песню «МОРЯ ПОЛЯРНЫЕ», стихи В.МАТВЕЕВА, музыка А.АВЕРКИНА В конце урока может прозвучать любая патриотическая песня. «Землю родимую, Землю могучую, Землю Отечества Кровью отстоим!» |