Цели: 1) проверка ЗУН по изучаемой теме; 2) развитие творческих способностей (в устной и письменной речи) по применению изучаемых орфограмм; 3) воспитание чувства коллективизма, формирование коммуникативности. Оборудование: мониторинговая ведомость, карточки-задания, рабочая тетрадь. Ход урока. I. Актуализация (мобилизация внимания учащихся, постановка учителем целей и задач урока) II. Проверка уровнего домашнего задания. I уровень. Расскажите о правописании изучаемых орфограмм друг другу в своей группе ( по кругу), объясните вставленные буквы. 1) Приставки на - з, -с . 2) Корни лаг-лож, раст- рос. 3) Ё-о в корне после шипящих . 4) Ы -и после ц.
В...ходить, и...мучить, ра...сказать, во...главить, бе...граничный;
распол...жение, прил...гательное, р...стение, р...сток, выр...щенный;
тяж...лый, ч...рствый, крыж...вник, ш...лковый, ш...колад; дисц...плина,
лещ...я, на ц...почках, учениц..., лисиц...н (20 слов). II уровень. Расскажите о правописании орфограмм (см. 1 уровень), сгруппируйте слова по ним и объясните выбор букв.
В...ходить, распол...жение, и...мучить, прил...гательное, лещ...я,
р...стение, ра...сказать, ш...колад, крыж...вник, бе...граничный, на
ц...почках, р...сток, учениц..., выр...щенный, ш...лковый, во...главить,
лисиц...н, тяж...лый, ц... ган, ч...рствый (20 слов). III уровень. Придумать сообща в своей группе 4-5 вопросов по изучаемым орфограммам (см. 1 уровень), исправить ошибки в словах, сгруппировать их по правилам.
Всходить, измучить, разполажение, прилагательное, лекцыя, растение,
расток, разсказать, шеколад, крыжовник, на цыпочках, безграничный,
выращенный, ученицы, шёлковый, возглавить, лисицин, тяжолый, черствый. III. Контрольно- тренировочные упражнения.
Задание №1. Словарный диктант (динамический) по карточкам. Проверка
самостоятельно по контрольному листу. Выставление оценок — на доверии. I уровень. Бе...шумный, ...десь, ра...делить, ...делать, бе...людный, бе...покойный, ра...тяжка, ...доровье, ...бить, ра...считать. II уровень. ...бежаться, ...дание, и...менитъ, ел...гать, отл...жение, Р...стов, отр...сль, выр...сти, ц...рковой, ц...кнутъ. III уровень. Ц...тата, скворц..., ш...ссе, ож...груки, поч...т, зар...сли, Р...стислав, ел...жить, бе...связиый, ра...ливатъ. Контрольный лист. I уровень. Бесшумный, здесь, разделить, сделать, безлюдный, беспокойный, растяжка, здоровье, сбить, рассчитать. II уровень. Сбежаться, здание, изменить, слагать, отложение, Ростов, отрасль, вырасти, цирковой, цыкнуть. III уровень. Цитата, скворцы, шоссе, ожог руки, почёт, заросли, Ростислав, сложить, бессвязный, разливать. Задание № 2. Приставки -з, -с. I уровень. Добавить к словам всевозможные приставки на -з, -с ( раз-рас-; без-бес-; воз- вос-; из- ис-; низ- нис-). Пилить, голос, бить, сердечный, ходить, бег, краска, писать, делать. II уровень. Распределить слова в 3 колонки. Какие не вошли не в одну из них и почему? 1. -3 2. -с 3. с-
Ра...сердить, ...делать, ...десь, ...дание, бе...сердечный, ...гиб,
во...клицатъ, во...делывать, ...доровье, ...жать, и...бежать,
чре...мерный. III уровень. Продолжить ряды слов, подобрав по 2-3
своих примера. Какие строки не касаются правила на правописание
приставок -з, -с и почему? а) Расчёт, восклицание__________________________________________________ б) Сделать, сбить_______________________________________________________ в) Безработный, раззадориться___________________________________________ г) Здесь_________________________________________________________________ Задание № 3. Правописание корней лаг-лож, раст-рос. I уровень. Отгадать загадки, выписать слова с лаг- лож, раст- рос.
1) Летом выр...стают, а зимой отпадают. 2) Встает рано, л...жится
поздно, светит ярко, греет жарко. 3) Что вершиной вниз р...стет? 4) Один
льет, другой пьет, а третий зеленеет да р...стет. 5) В летнюю пору
выр... сли золотые горы. II уровень. Заменить словосочетания синонимами с лаг-лож, раст-рос, распределить их в две группы. 1. а 2. о
1) Добавление к журналу, книге. (Приложение) 2) То, что предлагается. (Предложение) Частый кустарник. (Заросли) Сообщать свои мысли. (Излагать) Отдельная область науки, производство, деятельности. ( Отрасль) Становиться ветвистее, гуще, больше. (Разрастаться) 3) 4) 5) 6)
III уровень. Исправить ошибки там, где они есть; указать словосочетания
гл.+ сущ. Слагаемые успеха, трудное изложение, заросли крыжёвника,
высказать предположение, древний Ростов, умный Ростислав, рано ложиться,
прилогать усилия. Задание №4. Ё-о в корне после шипящих. I уровень. Заменить указанные слова антонимами, выписать их и объяснить орфограммы. 1) Мягкий хлеб. (Чёрствый) 2) Мягкий диван. (Жёсткий) 3) Легкий рюкзак. ( Тяжёлый) 4) Крик. (Шёпот) 5) Грохот, гром. (Шорох) 6) Человек без аппетита. ( Обжора) 7) Неуважение. (Почёт) II уровень. Закончить пословицы, списать и указать в них слова с орфограммой, объяснить свой выбор. 1) По крыльям — полет, по делам -_______.(Почёт) 2) Трусливому каждый ш...рох- ______.(Беда) 3) На хороший цветок и пч...лка________. (Летит) 4) Хорош садовник, хорош и_______. (Крыжовник) III уровень. Заменить словосочетания синонимами, записать их и подчеркнуть третье лишнее. а) Место соединения сшитых кусков б) Профессиональный наездник на ткани. (Шов) скачках. (Жокей) Водитель машины. (Шофер) Мельничный круг для размола Плод дуба. (Жёлудь) зерна. (Жернов) Цирковой актер. (Жонглер) Сильное потрясение. Шок) Задание №5. Буквы ы-и поеле ц. I уровень. Вставить пропущенные буквы, объяснить их выбор, указать словосочетание прил.+сущ.
Изучать инструкц...ю, лекц...я по литературе, ц...ганский театр,
подниматься на ц...почки, выступать в ц...рке, инкубаторские ц...плята,
измерять ц...ркулем. II уровень. Сочетания слов заменить синонимами и заполнить ими кроссворд. 1)Ковкий металл синевато-белого цвета. (Цинк) 2)3нак, обозначающий число. (Цифра) 3) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата) 4) Инструмент для вычерчивания окружностей. (Циркуль) 5) Большой резервуар для перевозки и хранения жидкостей. (Цистерна) 6) Указания, правила по выполнению чего-нибудь. (Инструкция)
III уровень. Озаглавить текст, раскрыть скобки, вставить и объяснить
пропущенные буквы, расставить знаки препинания, указать словосочетание
сущ. + сущ. . Гиац... нт цветок весе(н, нн)их д... ждей. Так
называли его в Древней Грец ...и. (В) честь цв...тка ежегодно (по)
традиц...и устраивали весной трехдневный праздник. Предание гл...сит что
гиац...нт выр...с из крови поги...шего во время спортивных сост...заний
юноши. IV. Творческая работа. Задание №6. I уровень. Подобрать по смыслу слова в словосочетаниях на изучаемые орфограммы.1 1)__________ _кот. 2) Металлическая _______________ 3)___________________саранча. 4) Перелетные ________________ 5) _________________хвост. 6) Ветряные__________________ 7) Трудное___________________ 8)_____________ветки 9)_____________на бумаге. 10)____________подвиг. 11)____________орех. 12)___________красотой.
Слова для справок: реш...тка, изл...житъг_ч...рный, мельниц...,
прож...рливая, птиц..., ра...колоть, во...хищатъся, куц...й,
ср...сшиеся, бе...мертный, пол...жение. II уровень. Исправить ошибки там, где они есть, образовать словосочетания с каждым данным словом. Панцыръ, операция, Шотландия, обжёра, ростки, растительность, слагать, перелажить, безсилие, рассекретить. III уровень. Ответить на проблемные вопросы, придумать 3 подобных. Почему так, а не иначе? 1) Возглас, но перевозчик. 2) Сбить, сгиб, но здесь, здоровье. 3) Ростислав, росток, но растение, расти. 4)________________:___________________ 5)____________________________________ б)_____________________________________ Задание № 7.
I уровень. Придумать 5 разных слов на изученные орфограммы, дать их
своему товарищу по группе ( с пропуском букв), чтобы он придумал с ними
предложения. II уровень. Написать мини-сочинение по опорным словосочетаниям, вставить пропущенные буквы, озаглавить текст.
Ш..рокие улиц... и пр...спекты нашей ст..лиц..., кр..сивые дворц...,
к...мфортабельные г…стинщ..., поч...тные гости, ра...бить парк,
выр...стить прекрасные цветы, яркие грозд..я с..люта в ч...рном небе,
праз...ничная и(л,лл)юминац...я, новые страниц..., истории. III уровень. Сочинить сказку по одному из изучаемых правил, озаглавить ее. V. Домашнее задание. Составить тесты по пяти изучаемым орфограммам( с ответами), придумав 5 заданий. I уровень. « 3-е лишнее». II уровень. « 4-е лишнее». III уровень. Комбинированные тесты (указать лишнее слово, соотнести понятия, найти строку с одной буквой- орфограммой и т.п.). VI. Рефлексия. Анализ учащимися работы в группе. 1. Что удалось сделать? Почему? 2. Что не удалось? Почему? 3. Как усовершенствовать работу в группе в следующий раз? 4. Какое впечатление и настроение осталось от работы? Чем особенно запомнился урок? 5. Какие виды карточек- заданий вам бы хотелось еще применять в будущем? 6. Чем вам помог этот урок в закреплении знаний? Анализ учителем работы групп. 1. Оценить результаты работы. 2. Оценить характер взаимодействия учащихся (взаимопомощь, взаимоподдержка и т.д.) 3. Назвать положительные примеры работы учащихся на уроке. |