Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 13:44:16
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Сложноподчиненной предложение с придаточными определительными и изъяснительным
21.02.2011, 20:55:48
Тип урока: закрепление Урок в 9 классе
Технология дифференцированного обучения
Цель: 1 Повторить знания по теме: «СПП с придаточными определительными и изъяснительными»;
2 Развить умение отличать СПП с придаточным определительным от СПП с придаточным изъяснительным;
3 Закрепить умение расставлять знаки препинания, составлять схемы предложения;
4 Развить стилистические навыки учащихся.
1 этап урока «Теоретический» Учитель работает с группой на «3». Проверяет «5» и у доски
Учитель : Сегодня мы с вами повторим теоретические сведения по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными «.
Задание №1 ( у доски) «4»
Используя схемы предложений, рассказать об основных видах сложных предложений. Подобрать примеры. Обоснуйте свой ответ. Какое из предложений не относится к теме вашего ответа и почему?
/ /, / /.
/ /, ( который…)
/ /, и / /.
Трескался лёд, снег шуршал о каменную стену сторожки. Светило солнце ласково, и дышало утро раннее прохладой. Тихо пошёптывая, невзначай налетел ветер. Последним на карте был отмечен город, который расположен в тридцати километрах вверх по реке.
Задание № 2 ( у доски) «3»
Используя план ответа, составьте связный рассказ по теме: «Типы СПП»
План ответа:
1 По характеру соотнесённости придаточного предложения с главным СПП делятся на 2 группы:-------------------------------------------------------------
2 В группу СПП, в которых придаточное предложение относится к одному слову( словосочетанию) главного предложения , входят:_______________
3 Слова, к которым относятся придаточные определительные и изъяснительные, называются------------------------------------------------------
4 В группу СПП, в которых придаточное предложение относится ко всему главному предложению, входят-----------------------------------------------------
Задание № 3 ( у доски) «5»
Заменить простое предложение с причастным оборотом на СПП с придаточным определительным. Выполните синтаксический разбор СПП .
Журналист, побывавший на целинных землях, написал интересный очерк.
Класс:
Задание № 4 (работа на месте, ряд) «5»
Найти соответствия. Заполните таблицу при помощи цифр.
1 ПП_________ 1. Распустились почки на деревьях, прилетели птицы.
2ССП-------------- 2. Читатель, общаясь с Пушкиным, испытывает ощущение
3 СБП-------------- простой человечности своего собеседника.
4СПП-------------- 3. Я поднял книгу, которая упала со стола.
4. Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие
холмы.
5. По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черёмуха.
6.Он знал, что со стуком к нему в кабинет входит
только директор театра.
Задание №5(работа на месте, ряд) «3» Учитель работает с данной группой
Распределить признаки придаточного определительного и придаточного изъяснительного предложения в таблицу при помощи цифр.
Придаточное определительное Придаточное изъяснительное


1.Отвечают на вопросы какой? какая? какое?
2. Придаточное относится к контактному слову , словосочетанию.
3.Придаточные присоединяются к главному предложению с помощью 3 средств: союзов, союзных слов, частицы ли , употреблённой в значении союза.
4.Относятся к именам существительным.
5.Придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов.
6.Контактные слова имеют значения речи, мысли, внутреннего состояния.
7.Придаточные всегда стоят после существительного, к которому относятся.
8.В роли контактных слов обычно выступают глаголы, реже другие части речи.
9.Придаточные могут занимать любую позицию по отношению к главному.
10. Придаточные занимают место после главного предложения или в его середине.
Что общего у придаточного изъяснительного и придаточного определительного?
правильный ответ:
1, 2, 4, 5, 7,10 2, 3, 6, 8, 9
Задание № 6 ( работа на месте, ряд) «4»
Ответить на теоретические вопросы на месте пропусков. При затруднении используйте теоретический материал учебника.
1.Подчинительные союзы ------------------------------членами предложения.
2.СПП состоит из простых предложений, одно из которых------------------от другого.
3.Простое предложение, подчиняющее себе придаточное предложение, называется_______________________.
4. Придаточное определительное присоединяется к главному при помощи_---------------------------.
5.Назовите отличительный признак союзного слова______________.
6. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному при помощи
_________________________________.
7.Может ли придаточное предложение употребляться без главного предложения_____________________.
8.Слова, к которым относятся придаточные определительные и изъяснительные, называются ________________________
9.В группу СПП , в которых придаточное предложение относится ко всему главному предложению, входят СПП с придаточными____________________
10.Придаточные изъяснительные отвечают на _____________ вопросы.
2 этап «Практический» Учитель работает с группой на «4», проверяет «3»
Задание: «4»
Распределите СПП с придаточным определительным и СПП с придаточным изъяснительным. Расставьте знаки препинания. Графически докажите правильность вашего ответа. .Определите роль союзного слова
Все любовались новым домом который построили рабочие предприятия.
Я боялся что из моей затеи ничего не получится. Ей казалось что одна рука у него красная. Никто не подозревал что я собрал хорошую коллекцию камней. Новая квартира в которую мы переехали была на втором этаже.
Задание «5»
Задание: Составьте предложения. Определите вид придаточного предложения. Графически обоснуйте ответ. Начертите схемы предложений.
1.Река, по которой…..
2. Озеро, возле которого…..
3. Отец полагает, что….
4. Лётчик чувствовал, что….
5. Профессор определил, что….
Задание :«3»
Пользуясь алгоритмом рассуждения при определении вида придаточных предложений, определите вид придаточного предложения.
1.Дом, в котором я живу, находится возле реки.
2. Сердце предчувствовало, что случится что- то недоброе.
3. Софья казалась ей подростком, который торопится выдать себя за взрослого.
4. Брат писал, что вы будете жить у него.
Алгоритм рассуждения:
1.Найдите грамматическую основу предложения.
2.Установите смысловые отношения между частями СП, определите главное и придаточное предложение.
3.Поставьте вопрос от главного к придаточному предложению
4. Найдите союз, союзное слово в предложении.
5. По вопросу и союзу(союзному слову) определите вид придаточного предложения.

3 этап «Стилистический» Учитель работает с группой на «5», слушает выводы учащихся
» Задание № 1 «5» Учитель работает с данной группой
Можно ли данные предложения назвать текстом? Что следует сделать, чтобы получился текст? Отредактируйте текст, не записывая предложения. Начертите схемы предложения, определите вид придаточного.
Определите стиль речи. Дайте письменно характеристику последнего предложения в вашем тексте..
Вот школа, в которой я учился. Небольшие деревца, которые мы сажали на школьном дворе, стали высокими и ветвистыми деревьями. Энск- небольшой городок, который стоит на берегу реки. Я увидел, что за последние годы город сильно изменился. Вот улицы, по которым я бегал мальчишкой. Я рад, что по- прежнему люблю свой родной город.
Образец правильного ответа :
1. / /, (который….).
2. / /, (в которой….).
3. / /, (по которым…..).
4. / /, (что….)
5. /…..,(которые….),…../
6. / /, (что….)
Задание № 2 «4»
В приведённых ниже предложениях произведите синонимическую замену союзных слов что и который. Определите стилистические различия, учитывая следующую информацию:
Союзное слово что характерно для разговорного стиля и употребляется только в И.и В. падежах.
В нашей стране есть такие реки, которые не текут всё время по одному месту.
Я с уважением посматривал на солдат, которые готовились спускаться в бассейн.
Ребята, надо сходить назад и взять офицера, который ранен в подвале.
В небе появились реактивные истребители, которые летают быстрее звука.
Задание № 3 «3»
Среди приведённых ниже предложений выпишите такие, в которых союзные слова имеют устаревший характер. Для какого стиля речи свойственно употребление таких предложений?
А всё чуден и мост, по коем мы пойдём.
Порядок, с каковым обоз следовал за войском, в самом деле удивителен.
Школьник, с которым мы познакомились, родом из Китая.
Тут посетил я круглое, каменное строение, в коем находится горячий серный источник.
Вывод: Устаревшие союзные слова свойственны художественному стилю.
Задание № 4 «3»
Задание: Прочитайте предложения, определите вид придаточного предложения. Составьте схемы предложения. Допишите предложения, чтобы получилось СПП с придаточным определительным. Определите стиль речи.
Сделайте вывод , используя материал для справок.

Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.
Сложноподчинёнными называются предложения, в которых простые предложения связываются интонацией, подчинительными союзами или союзными словами.
Предложения, которые содержат сообщения, называются повествовательными.
Приставка- это часть слова…
Глагол- часть речи…

Материал для справки: В учебниках, словарях, научных статьях, книгах используется научный стиль речи. Основная цель научного стиля речи- точная передача научных знаний, информации.
Вывод: СПП с придаточными определительными используются в…………
……………….стиле речи с целью передачи………………………………….
Задание №5 «3»
Задание: Прочитайте текст справки. Найдите СПП с придаточным изъяснительным. Определите стиль речи. Сделайте вывод, используя материал для справки. Напишите по образцу свой документ. Графически докажите, что перед нами СПП с придаточным изъяснительным.

Справка
Дана Петровой Ирине Сергеевне в том, что она действительно
является ученицей 6 класса средней общеобразовательной школы № 2
г. Омска.
Справка дана для предъявления в областную библиотеку.

Директор школы Л.И. Виноградова

Материал для справки: В различных документах (справках, расписках, приказах ) используется официально- деловой стиль. Основная цель этого стиля речи – точная передача деловой информации.
Вывод: СПП с придаточными изъяснительными используются в…………
………………………..стиле речи с целью передачи……………………….

4 этап «Уровневая дифференциация»
Уровень «А»
Задание: Записать предложение, расставить знаки препинания. Определить роль союзного слова в предложении. Какое предложение соответствует схеме / --/, (что ).
Каждый человек- это мир который с ним рождается и с ним умирает.
Мы забрались на площадку где ожидал нас Грушницкий.
Мне казалось что небо стало ещё темнее.
Сегодня на геологической карте земли зафиксировано множество линий и разломов которые протянулись на тысячи километров по дну океанов.
Уровень «В»
Задание: Соедините половинки СП. Выделите главные и придаточные предложения. Начертите схемы. Распределите предложения , учитывая вид придаточного. Найдите ошибки, которые «вкрались» в задание.
1Николай и не заметил, 1.Надо прилежно учиться
2 Чтобы получить хорошую профессию, 2 Установилась теплая , солнечная
3Которая бывает в начале сентября, погода
4Воздух пропитан ароматом трав, 3 Тихо шелестящих под ветром
4 Что стало светать
Уровень «С»
Задание: Ответьте на вопросы, чтобы получилось СПП с придаточным определительным. Графически объясните постановку знаков препинания.
Выполните синтаксический разбор одного предложения.
1 Какое предложение называется сложным?
2. Какое предложение называется главным?
3.Какое слово называется контактным?
4Что такое союзные слова?
5 этап Домашнее задание
1 Упр. 211, стр. 122
2Выписать из худ. произв. по 5 предложений на тему нашего урока. Графически объясните вид придаточного, начертите схемы.
3Составить опорную схему по теме: «СПП с придаточным определительным и изъяснительным»
6 этап Подведение итогов урока
7 Дополнительное задание: тест
1 С помощью чего придаточные определительные прикрепляются к главному предложению?
А) союза
Б) союзного слова
В) союза и союзного слова
Г) по смыслу
2 Какой отличительный признак союзного слова?
А) является членом предложения
Б) не является членом предложения
В) отделяет главное предложение от придаточного
Г) присоединяет придаточное предложение к главному
3 Какой частью речи являются союзные слова?
А) не являются частью речи
Б) местоимением
В) наречием
Г) местоимением и наречием
4 На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
А) падежные
Б) вопросы определения
В) падежные и вопросы определения
Г) обстоятельства
5 Как присоединяется придаточное изъяснительное к главному?
А) с помощью союзных слов
Б) с помощью частицы ли
В) с помощью союзов
Г) с помощью союзов, союзных слов, частицы ли
6 Место придаточного по отношению к главному
А) после главного предложения
Б) в середине предложения
В) перед главным
Г) любая позиция по отношению к главному
7 Найдите предложение, соответствующее схеме
/…., (что ), /
А)Я любил, когда Надюша мне что-то растолковывала.
Б)Все, конечно, пойдут на концерт, в котором участвуют одноклассники
В) Боясь, что он обидит Софью, мать торопливо и строго заговорила.
Г) Обед в честь гостя, который приехал из Украины, по мнению хозяина, удался.
8 Перед нами СПП с придаточным изъяснительным
А) Он сидел, откинувшись в скрипучем кресле.
Б) Давно поспела полевая клубника, лакомиться которой позволяли нам вдоволь.В) Он сообщил, что возвращается экспедиция. Г) Второе окно во двор, к которому я подкрадываюсь, выходило во двор подъезда.
Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, Орфография, письмо
Просмотров: 3856 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0