Цель: научить распознавать СПП с придаточными изъяснительными среди
других придаточных; формировать умение самостоятельного изучения
материала; развивать коммуникативные умения и навыки. Форма организации учебной деятельности: групповая Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала Чтение текста «Доброта» «Доброта человека! Каждый понимает ее на своем уровне.
Бездушных людей, которые для других жалеют даже капельку своей души,
раздражает ее тепло. Она им неприятна. Ее щедрость их обременяет. Самодовольные люди считают, что она свойственна утомительным занудам. Многие скептики убеждены, что доброта – прикрытие лицемерия.
Некоторые думают, что у доброго человека нет противников, что он
нравится абсолютно всем. Нет, конечно! Полезно помнить, что истинно
добрый человек может быть бельмом на глазу у посредственности, что он
может быть неприятен в глазах подлецов и лентяев, двуличных и хитрых
людей. Трудно определить, добрый ли ты человек. Дождись, чтобы тебя оценили другие.
Доброта связана со многими нашими чувствами, но она возможна только при
отсутствии эгоизма. А большинство людей непрестанно нам напоминают, что
наша эпоха невероятно динамична, что сейчас ни у кого нет времени на
добрые чувства, что надо экономить душевные силы. Эта категория людей
считает, что доброта полезна в самых умеренных дозах, что проявлять ее
надо только в крайних случаях. А как считаете вы?» 2.2. Анализ текста: - Какие по составу предложения составляют этот текст? (а) простые - Каждый понимает ее на своем уровне. Она им неприятна. Ее щедрость их обременяет. Б) сложносочиненные - Доброта связана со многими нашими чувствами, но она возможна только при отсутствии эгоизма.
В) сложноподчиненные с придаточными определительными - Бездушных людей,
которые для других жалеют даже капельку своей души, раздражает ее
тепло. Г) сложноподчиненные с союзами что, чтобы - А большинство
людей непрестанно нам напоминают, что наша эпоха невероятно динамична,
что сейчас ни у кого нет времени на добрые чувства, что надо экономить
душевные силы. Эта категория людей считает, что доброта полезна в самых
умеренных дозах, что проявлять ее надо только в крайних случаях.
Дождись, чтобы тебя оценили другие. Некоторые думают, что у доброго
человека нет противников, что он нравится абсолютно всем. - Что
вы знаете о сложноподчиненных предложениях, в которых придаточные
предложения присоединяются к главным предложениям при помощи союзов что,
чтобы? (эта тема учениками еще не изучалась, поэтому они не могут дать точного ответа). 2.3. Составления алгоритма исследования.
- Учитель вводит понятие «проблема»: Проблема – это то, чего я не знаю
или не умею делать, на что я не могу дать однозначный ответ, но при
определенных условиях узнаю, научусь. - Сформулируйте свою проблему, обсудите в группах.
(Я не знаю, какие придаточные предложения присоединяются к главному при
помощи союзов что, чтобы, на какие еще вопросы они могут отвечать, в
чем их отличие от придаточных определительных, как они используются в
речи). - Какова роль придаточных предложений, которые
присоединяются при помощи союзов что, чтобы? Понятен ли смысл главного
предложения без этих придаточных? Обсудите в группах. ( Эти придаточные предложения делают смысл главного более понятным или ясным). - Учитель вводит понятие «придаточное изъяснительное» и просит учеников сформулировать тему урока. (Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными). - Какую цель вы ставите перед собой в соответствии с темой урока? Согласуйте в группах. (Выявить отличительные особенности СПП с придаточными изъяснительными). - Какие шаги-задачи необходимо предпринять для достижения поставленной цели? Обсудите в группах и предложите задачи. (Ученики после обсуждения в группах предлагают свои версии, которые корректируются и записываются на доске: 1. Узнать, на какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные. 2. Выяснить, к чему относятся придаточные изъяснительные – ко всему предложению или к контактному слову. 3. Определить, как присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению. 4. Узнать, какое место может занимать придаточное изъяснительное по отношению к главному. 5. Научиться составлять СПП с придаточными изъяснительными. 6. Продолжить составлять схемы СПП. 7. Тренироваться правильно расставлять знаки препинания в СПП.) - Как предполагаете решать поставленные задачи? Кто или что вам в этом поможет? (выбор метода исследования).
(Ученики предлагают: изучить материал учебника русского языка,
проконсультироваться у педагога, использовать методы сравнения,
схематизации). 3. Закрепление. Работа в группах: - ученики читают материал 14 параграфа учебника русского языка;
- в группах составляют схему «Кластер», в которую вносят информацию о
средствах связи в СПП с придаточными изъяснительными (схемы составляются
на листах, которые вывешиваются на доске и коллективно обсуждаются); - выписывают из текста «Доброта» СПП с придаточными изъяснительными;
- составляют схемы этих предложений с указанием контактных слов или
словосочетаний, союзов (союзных слов, частицы), вопросов, на которые
отвечают придаточные изъяснительные. Например: чего? Дождись, чтобы тебя оценили другие. [ дождись], (чтобы ). что? Трудно определить, добрый ли ты человек. [ определить], (ли ). После выполнения последнего задания в тетрадях, схемы вычерчиваются на доске, заслушивается характеристика предложений. 4. Этап рефлексии: Ученики письменно отвечают на вопросы: - Что было сложным на уроке? - Какой учебный материал необходимо уточнить на следующем уроке? - Что мешало плодотворной работе в группе? Обсуждают вклад каждого члена группы, выставляют оценки. Учитель собирает тетради для проверки и выставления оценок. 5. Домашнее задание: |