Цели:
- Образовательные: создать условия,
способствующие закреплению знаний о придаточных
изъяснительных; правильной расстановке знаков
препинания в сложном предложении.
- Развивающие: содействовать развитию
умения выделять существенные признаки и
свойства, составлять план, классифицировать
факты, делать обобщающие выводы, умение
применять полученные знания на практике;
развивать исследовательские навыки.
- Воспитательные: прививать любовь к
прекрасному в искусстве и окружающем мире.
Оборудовние: таблица
"Публицистический стиль”, репродукции картин И.
Левитана, распечатки текста А. Жуковой "Улыбка
Джоконды”, таблички со словами "картина”,
"по-летнему”, "бездонный”, "Толковый словарь
русского языка” И. С. Ожегова, "Словарь морфем”.
Ход урока
На центральной части доски написано:
"Левитан показал нам то скромное и
сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже,
- его…, его очарование”.
М. В. Нестеров.
I. Организационный момент:
Итак, чем мы сегодня займемся на уроке русского
языка?
Мы постараемся выяснить, что имел в виду
художник М. В. Нестеров, говоря о картинах
великого русского живописца И. Левитана? Помогут
нам это сделать знания, полученные на прошлых
уроках о предложениях с придаточными
изъяснительными.
Возникли ли у кого вопросы и неясности при
выполнении домашнего задания?
Если - нет, то к доске пойдут ученики с
тетрадями, где имеются домашние задания и
выполнят его на доске (упр. 111);
2 ученика получают карточку с морфемным
разбором "по-летнему” и "бездонный”; 1 ученик
найдет толкование слова "искусство” в словаре;
остальным дается 2 минуты на то, чтобы составить
как можно больше слов из данного "картина”.
Опрос. Сильные ученики проверяют выполненное
на доске домашнее задание, в котором нужно было
найти придаточные изъяснительные и расставить
знаки препинания в сложном предложении.
Повторяются признаки сложноподчиненного
предложения и дается определение придаточным
изъяснительным.
По-летнему - на карточке морфемный разбор
выполнен верно, так как это наречие, неизменяемая
часть речи, окончания не имеет, корень лет,
приставка по, суффиксы н и ему.
Ответы по слову "картина”. Учащиеся называют
по очереди составленные слова, выигрывает
последний. От этого слова можно образовать 15.
Ученик дает толкование слову "искусство”,
устно придумывает предложение с этим словом,
запись сделана на доске справа.
Искусство – творческое отражение,
воспроизведение действительности в
художественных образах.
II. Сейчас придвиньте к себе распечатки
отрывка статьи А. Жуковой "Улыбка Джоконды”. О
чем нужно думать во время её чтения? Надо
постараться ответить на вопросы:
- какова тема,
- идея,
- тип речи,
- стиль языка? Если возникают затруднения в
определении стиля, обратитесь к таблице, висящей
у доски.
Подготовленный ученик читает статью:
"Художники решали все те же вопросы, которые
человечество на новом этапе решает и сегодня: в
чем заключается красота человека? Где канон,
закон, к которому должен стремиться человек? И с
представлениями об идеале человека неразрывно
связана другая группа вопросов: в чем смысл жизни
человека? Для чего мы живем? Для чего живу я —
сегодня, сейчас задающий этот вопрос?” (А. Жукова.
"Улыбка Джоконды”.)
После прочтения ученики отвечают на ранее
заданные вопросы.
Тема: роль искусства в жизни общества.
Идея: искусство формирует человека, учит его
понимать прекрасное, дает ответы на многие
общечеловеческие вопросы.
Стиль: общественно-публицистический, так как
лексика из сферы общественной жизни человека:
литература, искусство, смысл жизни.
Присутствуют эмоционально-оценочные
прилагательные: в самой живой, в самой
полнокровной.
Грамматические приметы: употребление личных
местоимений
мы знаем, мы живем, для чего я живу.
Синтаксические приметы
Сложные предложения, причастные обороты,
однородные члены, как в научном стиле, но много
риторических вопросов, проблемных,
вопросительных.
Тип речи - четкое логическое рассуждение по
волнующей автора и общество проблеме. Для
большей убедительности – повторы.
Вывод – это публицистический стиль языка.
III. Активизация материала для ответа на
основной вопрос урока.
Итак, когда нас волнуют вопросы о смысле жизни,
если мы хотим научиться видеть прекрасное в том,
что нас окружает, мы обращаемся к искусству, будь
то музыка, архитектура, балет… А сегодня мы
обратимся к искусству живописи. У вас на столах
лежат репродукции картин великого русского
живописца И. И. Левитана. К сожалению, мы не можем
много говорить о судьбе и творчестве этого
художника на уроке, я предлагаю вам сделать
самостоятельно, обратившись в библиотеку. Я
приведу лишь одну строку из рассказа Г. К.
Паустовского: "Пейзаж печален всегда, когда
печален человек”. Но посмотрите на репродукции.
Вы увидите, - несмотря ни на что, увидев эти
пейзажи раз, вам захочется это делать еще и еще, в
особенности, когда вам грустно. Почему?
Посмотрите на доску, вот мнение известного
художника. Какое слово скрыто за многоточиями?
Письменно попробуйте ответить на этот вопрос,
начав свои размышления со сложноподчиненного
предложения с придаточным изъяснительным:
Я считаю…
Я убежден…
Меня привлекает мысль, что…
Я думаю…
Примерный ответ: "Мне кажется, что в этой
цитате пропущено слово душа. Почему? Я отвечу. Вот
я просмотрела репродукции некоторых картин И.
Левитана, в них изображена русская природа, людей
нет, но следы его деятельности всюду: вот лодки,
вытащенные на берег кем-то, вот дорога, а ведь её
протоптало множество людей, живущих в окружении
русской природы. Они пропитались воздухом её.
Самого человека в пейзаже нет, а есть его дух, то
есть душа. Я убеждена, что в высказывании В.
Нестерова пропущено слово "душа”.
V. Итоги урока.
IV. Домашнее задание: продолжите работу с
репродукциями картин И. Левитана, изучите
биографию художника, напишите сочинение на тему:
"Чем мне близки картины Левитана?”, чтобы его
можно было поместить в школьную стенгазету, то
есть, используя элементы публицистического
стиля).
|