Желательно, чтобы накануне на уроке
изобразительного искусства учитель рисования
познакомил учащихся с особенностями живописи, в
которой выражается отношение художника к
изображаемому, создается художественный образ,
который волнует зрителя. С помощью цвета,
светотени, рисунка живописец старается передать
то, что сам узнал, увидел, почувствовал:
настроение, чувство восхищения или негодования
по поводу того или иного предмета, явления,
изображенного на полотне.
В соответствии с программой учащиеся знакомятся
только с разговорным, научным и художественным
стилями. Но с научным стилем учащиеся
практически не встречаются, а имеют дело в
основном с научно-популярным стилем: объяснение
учителя на уроке, текст учебника, тексты
научно-познавательных книг.
Поэтому целесообразно на уроках развития речи
ввести понятие научно-популярного стиля как
разновидности научного.
Цели урока: 1) познакомить учащихся с
особенностями научного и научно-популярного
стилей речи на основе их сравнения; 2) показать,
как автор текста может проявить свою позицию,
отношение к картине (на примере
искусствоведческого текста); 3) расширить лексику
по теме «Весна»; 4) повторить употребление слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: 1) репродукция картины
И.И. Левитана «Март»; 2) текст Б.В. Иогансона,
рассчитанный на широкий круг читателей; 3) текст
И.И. Гинзбурга, адресованный узкому кругу
специалистов.
Рассказ
учителя о художнике и его картине. Мы уже
знакомы с биографией И.Левитана, поэтому
расскажу вам только о картине «Март», которую
Левитан написал в 1895 г. В ней чувствуется живое,
непосредственное восприятие природы,
характерное для некоторых ранних произведений
художника. Известно, что «Март» был написан с
натуры под Москвой, в Горке – имении
Турчаниновых, друзей художника.
Беседа по картине
– Если бы вы не знали, как называется картина,
смогли бы вы определить время года, изображенное
на полотне? (Да, смогли бы. Это весна. Снег на
дороге уже тает и образует проталины. Сугробы
тоже подтаяли и стали ноздреватыми. На деревьях
уже нет снега, а с мокрой крыши вот-вот упадет
пласт снега. Свет солнышка теплый, желтый. Так и
хочется выйти на улицу и вдохнуть свежий воздух.
Небо ярко-голубое, чистое.)
– О чем бы вы рассказали, на что особенно
обратили бы внимание, если бы вашим слушателем
был человек, который никогда не видел эту
картину? (Рассказал бы о том, что картина очень
красивая, радостная, потому что художник
подобрал яркие, сочные, теплые краски, потому что
лошадь стоит у деревянного дома, а вокруг –
густой лес, потому что начинается весна. Тепло на
улице, совсем нет ветра, и все спокойно. Теплый
солнечный закат озаряет всю картину.)
(Во время беседы учитель раздает учащимся по два
отпечатанных текста.)
– Представьте себе, что вы главный редактор
одного из детских журналов. Вам принесли для
публикации две статьи о картине И.И. Левитана
«Март». Эти статьи перед вами. Прочитайте их.
Ваша задача: выбрать для своего журнала один
из текстов и объяснить автору другого текста,
почему его статья не подходит.
Искусствоведческий текст 1
Вот передо мною «Март» Левитана. Поражаюсь этой
светоносной ослепительности мартовского солнца.
Я всегда как зачарованный стою перед этим чудом.
До предела доведена ослепительность белого
света мартовского утра. И это выражено в игре
света на корке осевшего снега, в контрасте
глубокой синевы тени от деревьев, на сверкающем
снеге, в темно-зеленой, почти черной тени ветвей
сосен на фоне освещенного леса третьего плана
картины. А главное – в особом свете марта,
предвестника весны, когда снег уже мешается с
землею, когда проталины чередуются с заморозками
и уже на синем небе четко рисуются ветви деревьев
со скворечниками, поджидающими перелетных
гостей. Всякий раз когда мне удается в марте быть
на природе или же сидеть в городе на бульваре в
солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает
шуточный парадокс: «Как удивительно природа
подражает "Марту” Левитана!». И всякий раз,
когда выезжаешь в Подмосковье и бродишь по полям,
лесам, по руслу речушек в любое время года и дня,
опять вспоминаешь Левитана. (Иогансон Б.В. И.И.
Левитан. М., 1965.)
Искусствоведческий текст 2
Картины, исполненные И.И. Левитаном в 1895–1897
годах, к числу которых относятся «Март», «Золотая
осень» и «Весна – большая вода», своим мажорным
строем образуют отчетливый контраст грустным
настроениям некоторых произведений
предшествующих лет. В них на смену сдержанной
тональности пришла звучная, радостная цветность.
Впоследствии не раз высказывалось мнение, что
начиная с «Марта» импрессионистские приемы
становятся неотъемлемой частью левитановской
техники. И на самом деле, здесь от порыжевших на
темном солнце елей к зелено-рыжей роще, к желтому
дому проложены легкие лилово-голубые тени.
Левитан видит, что в тени освещенного солнцем
предмета кроются цвета, дополнительные к его
цвету. Но Левитан не возводит это реальное
наблюдение в цветовую схему, не
противопоставляет с назойливым постоянством
«очищенные» оранжевые и голубые цвета; он видит,
что в реальности это взаимодействие значительно
сложнее и что оно находится также в
непосредственной внутренней зависимости от
цвета, постоянно присущего данному предмету и не
зависящего от временных условий освещения. (Гинзбург
И.И. И.Левитан. М.–Л., 1937.)
– Я бы выбрал текст Б.Иогансона.
Текст И.Гинзбурга – непонятный и сложный. В нем
много неясного; много неизвестных слов. Он
состоит из очень сложных предложений, и в общем
он какой-то «сухой», скучный, неинтересный. Этот
текст не поймут дети и, мне кажется, даже
взрослые.
А текст Б.Иогансона – очень приятный и простой.
Мы как будто вместе с ним смотрим на картину и
видим то же самое, и чувствуем то же самое. Здесь
все слова и предложения понятные и знакомые.
Сразу видно, что Иогансону эта картина очень
понравилась Этот текст с удовольствием
прочитают и дети, и взрослые.
– Вы сделали правильный выбор, решив поместить в
свой журнал текст Б.Иогансона. Текст И.Гинзбурга
слишком сложен для его читателей. В чем же
заключается его сложность? В тексте И.Гинзбурга
много слов, понятных только художникам, например,
цветность, тональность, цветовая схема и др.,
много непонятных слов: мажорный,
импрессионистский и т.д. В тексте много больших
и сложных предложений. Последнее предложение
состоит из 50 слов!
– Вы четко увидели разницу между двумя текстами.
Казалось бы, авторы этих текстов говорят об одном
и том же – о картине «Март» И.И. Левитана, но
делают они это по-разному. А все зависит от того, в
какой ситуации будет использован этот текст.
Текст И.Гинзбурга хорош и полезен для художников,
искусствоведов, то есть для людей, разбирающихся
в живописи. Поэтому автору легче говорить на том
языке, на котором общаются ученые, следовательно,
стиль его статьи – научный, и задача автора –
сообщить новое, научить.
А Б.Иогансон написал текст для того, чтобы
разъяснить нам тайны картины, познакомить с ней,
сделать ее доступной и любимой всеми, то есть
популярной. Поэтому и слова, и предложения,
которыми воспользовался Иогансон, просты и
понятны всем. А чтобы стать к ним поближе, автор
ведет рассказ от первого лица, как будто
разговаривает с нами.
Стиль такого текста называется научно-популярным.
Научно-популярным стилем написаны почти все ваши
учебники, литература для дополнительного чтения
по разным предметам, научно-познавательные
книги.
Словарно-стилистическая работа
Во многих текстах ярко проявляется авторское
отношение к рассматриваемой теме. Обратите
внимание, как Б.Иогансон показывает свое
отношение к художнику и его картине. Он
использует не только отдельные слова и
словосочетания, которые выражают его
авторско-зрительскую оценку и чувства (поражаюсь,
ослепительность, зачарованный, чудо, сверкающий,
глубокая (синева), особый (свет), перелетные
гости), но и целое предложение: «Как
удивительно природа подражает "Марту”
Левитана!». Авторская позиция в тексте
Иогансона проявляется и в том, что он употребляет
уменьшительно-ласкательные суффиксы, например, в
слове речушек.
Итак, авторское отношение может быть выражено в
эмоционально-оценочной лексике, в употреблении
суффиксов с уменьшительно-ласкательным
значением и даже целыми отрывками из текста.
В ходе словарно-стилистической работы можно дать
толкование следующих слов: игра света,
контраст, парадокс.
Задание на дом. Напишите свой вариант
статьи в детский журнал о картине И.И. Левитана
«Март» и проявите в ней свою авторскую позицию. |