Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 25.11.2024, 04:29:22
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Сочинение – описание картины И.И. Левитана «Март»
21.03.2011, 11:34:35

Желательно, чтобы накануне на уроке изобразительного искусства учитель рисования познакомил учащихся с особенностями живописи, в которой выражается отношение художника к изображаемому, создается художественный образ, который волнует зрителя. С помощью цвета, светотени, рисунка живописец старается передать то, что сам узнал, увидел, почувствовал: настроение, чувство восхищения или негодования по поводу того или иного предмета, явления, изображенного на полотне.
В соответствии с программой учащиеся знакомятся только с разговорным, научным и художественным стилями. Но с научным стилем учащиеся практически не встречаются, а имеют дело в основном с научно-популярным стилем: объяснение учителя на уроке, текст учебника, тексты научно-познавательных книг.
Поэтому целесообразно на уроках развития речи ввести понятие научно-популярного стиля как разновидности научного.

Цели урока: 1) познакомить учащихся с особенностями научного и научно-популярного стилей речи на основе их сравнения; 2) показать, как автор текста может проявить свою позицию, отношение к картине (на примере искусствоведческого текста); 3) расширить лексику по теме «Весна»; 4) повторить употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: 1) репродукция картины И.И. Левитана «Март»; 2) текст Б.В. Иогансона, рассчитанный на широкий круг читателей; 3) текст И.И. Гинзбурга, адресованный узкому кругу специалистов.

Рассказ учителя о художнике и его картине. Мы уже знакомы с биографией И.Левитана, поэтому расскажу вам только о картине «Март», которую Левитан написал в 1895 г. В ней чувствуется живое, непосредственное восприятие природы, характерное для некоторых ранних произведений художника. Известно, что «Март» был написан с натуры под Москвой, в Горке – имении Турчаниновых, друзей художника.

Беседа по картине

– Если бы вы не знали, как называется картина, смогли бы вы определить время года, изображенное на полотне? (Да, смогли бы. Это весна. Снег на дороге уже тает и образует проталины. Сугробы тоже подтаяли и стали ноздреватыми. На деревьях уже нет снега, а с мокрой крыши вот-вот упадет пласт снега. Свет солнышка теплый, желтый. Так и хочется выйти на улицу и вдохнуть свежий воздух. Небо ярко-голубое, чистое.)
– О чем бы вы рассказали, на что особенно обратили бы внимание, если бы вашим слушателем был человек, который никогда не видел эту картину? (Рассказал бы о том, что картина очень красивая, радостная, потому что художник подобрал яркие, сочные, теплые краски, потому что лошадь стоит у деревянного дома, а вокруг – густой лес, потому что начинается весна. Тепло на улице, совсем нет ветра, и все спокойно. Теплый солнечный закат озаряет всю картину.)
(Во время беседы учитель раздает учащимся по два отпечатанных текста.)
– Представьте себе, что вы главный редактор одного из детских журналов. Вам принесли для публикации две статьи о картине И.И. Левитана «Март». Эти статьи перед вами. Прочитайте их.
Ваша задача: выбрать для своего журнала один из текстов и объяснить автору другого текста, почему его статья не подходит.

Искусствоведческий текст 1

Вот передо мною «Март» Левитана. Поражаюсь этой светоносной ослепительности мартовского солнца. Я всегда как зачарованный стою перед этим чудом. До предела доведена ослепительность белого света мартовского утра. И это выражено в игре света на корке осевшего снега, в контрасте глубокой синевы тени от деревьев, на сверкающем снеге, в темно-зеленой, почти черной тени ветвей сосен на фоне освещенного леса третьего плана картины. А главное – в особом свете марта, предвестника весны, когда снег уже мешается с землею, когда проталины чередуются с заморозками и уже на синем небе четко рисуются ветви деревьев со скворечниками, поджидающими перелетных гостей. Всякий раз когда мне удается в марте быть на природе или же сидеть в городе на бульваре в солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: «Как удивительно природа подражает "Марту” Левитана!». И всякий раз, когда выезжаешь в Подмосковье и бродишь по полям, лесам, по руслу речушек в любое время года и дня, опять вспоминаешь Левитана. (Иогансон Б.В. И.И. Левитан. М., 1965.)

Искусствоведческий текст 2

Картины, исполненные И.И. Левитаном в 1895–1897 годах, к числу которых относятся «Март», «Золотая осень» и «Весна – большая вода», своим мажорным строем образуют отчетливый контраст грустным настроениям некоторых произведений предшествующих лет. В них на смену сдержанной тональности пришла звучная, радостная цветность.
Впоследствии не раз высказывалось мнение, что начиная с «Марта» импрессионистские приемы становятся неотъемлемой частью левитановской техники. И на самом деле, здесь от порыжевших на темном солнце елей к зелено-рыжей роще, к желтому дому проложены легкие лилово-голубые тени. Левитан видит, что в тени освещенного солнцем предмета кроются цвета, дополнительные к его цвету. Но Левитан не возводит это реальное наблюдение в цветовую схему, не противопоставляет с назойливым постоянством «очищенные» оранжевые и голубые цвета; он видит, что в реальности это взаимодействие значительно сложнее и что оно находится также в непосредственной внутренней зависимости от цвета, постоянно присущего данному предмету и не зависящего от временных условий освещения. (Гинзбург И.И. И.Левитан. М.–Л., 1937.)
– Я бы выбрал текст Б.Иогансона.
Текст И.Гинзбурга – непонятный и сложный. В нем много неясного; много неизвестных слов. Он состоит из очень сложных предложений, и в общем он какой-то «сухой», скучный, неинтересный. Этот текст не поймут дети и, мне кажется, даже взрослые.
А текст Б.Иогансона – очень приятный и простой. Мы как будто вместе с ним смотрим на картину и видим то же самое, и чувствуем то же самое. Здесь все слова и предложения понятные и знакомые. Сразу видно, что Иогансону эта картина очень понравилась Этот текст с удовольствием прочитают и дети, и взрослые.
– Вы сделали правильный выбор, решив поместить в свой журнал текст Б.Иогансона. Текст И.Гинзбурга слишком сложен для его читателей. В чем же заключается его сложность? В тексте И.Гинзбурга много слов, понятных только художникам, например, цветность, тональность, цветовая схема и др., много непонятных слов: мажорный, импрессионистский и т.д. В тексте много больших и сложных предложений. Последнее предложение состоит из 50 слов!
– Вы четко увидели разницу между двумя текстами. Казалось бы, авторы этих текстов говорят об одном и том же – о картине «Март» И.И. Левитана, но делают они это по-разному. А все зависит от того, в какой ситуации будет использован этот текст.
Текст И.Гинзбурга хорош и полезен для художников, искусствоведов, то есть для людей, разбирающихся в живописи. Поэтому автору легче говорить на том языке, на котором общаются ученые, следовательно, стиль его статьи – научный, и задача автора – сообщить новое, научить.
А Б.Иогансон написал текст для того, чтобы разъяснить нам тайны картины, познакомить с ней, сделать ее доступной и любимой всеми, то есть популярной. Поэтому и слова, и предложения, которыми воспользовался Иогансон, просты и понятны всем. А чтобы стать к ним поближе, автор ведет рассказ от первого лица, как будто разговаривает с нами.

Стиль такого текста называется научно-популярным.
Научно-популярным стилем написаны почти все ваши учебники, литература для дополнительного чтения по разным предметам, научно-познавательные книги.

Словарно-стилистическая работа

Во многих текстах ярко проявляется авторское отношение к рассматриваемой теме. Обратите внимание, как Б.Иогансон показывает свое отношение к художнику и его картине. Он использует не только отдельные слова и словосочетания, которые выражают его авторско-зрительскую оценку и чувства (поражаюсь, ослепительность, зачарованный, чудо, сверкающий, глубокая (синева), особый (свет), перелетные гости), но и целое предложение: «Как удивительно природа подражает "Марту” Левитана!». Авторская позиция в тексте Иогансона проявляется и в том, что он употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы, например, в слове речушек.
Итак, авторское отношение может быть выражено в эмоционально-оценочной лексике, в употреблении суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением и даже целыми отрывками из текста.
В ходе словарно-стилистической работы можно дать толкование следующих слов: игра света, контраст, парадокс.

Задание на дом. Напишите свой вариант статьи в детский журнал о картине И.И. Левитана «Март» и проявите в ней свою авторскую позицию.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, Орфография, письмо
Просмотров: 2247 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0