Репродукцию
с картины К.С. Петрова-Водкина «Утренний
натюрморт» и текст В.Порудоминского, описывающий
это произведение искусства, можно использовать в
5-м классе, поскольку они прозрачны по содержанию
и доступны учащимся. Знакомство с этим жанром
живописи целесообразно проводить в связи с
изучением следующих лексико-грамматических тем:
«Род имен существительных», «н и нн в
суффиксах имен прилагательных».
Сначала учитель рассказывает учащимся, что
картину, на которой изображены сорванные цветы,
плоды, грибы, дичь, посуда, ткань, инструменты для
разных ремесел, предметы домашнего обихода,
канцелярские принадлежности и т.п., называют натюрмортом
(от франц. nature morte букв. – мертвая
природа). Художники в силу творческого
восприятия окружающего нас мира тоньше других
чувствуют красоту мира вещей. Каждый предмет
оживает под кистью живописца, рассказывает о
себе, о людях, которые его изготовили и которым он
служит.
Цели урока: 1) дать понятие об
описании как типе речи; 2) подготовить учащихся к
сочинению – описанию натюрморта на основе
знакомства с картиной и текстом-образцом; 3)
показать, какими средствами художник и автор
текста выражают свое отношение к изображенным
предметам; 4) дать понятие о натюрморте.
Рассказ
о художнике. Кузьма Сергеевич
Петров-Водкин (1878–1939) родился на Волге в
небольшом городке Хвалынске Самарской губернии
в семье сапожника. Учился в школах живописи в
Петербурге и в Москве. Наибольшее влияние на него
оказал художник-преподаватель В.А. Серов, о
котором он с любовью и уважением вспоминал всю
жизнь. С 1901 по 1908 г. Петров-Водкин много
путешествовал за границей, был в Италии,
Германии, Греции, Турции, Алжире и возвратился
оттуда с большим багажом картин, этюдов,
набросков. С 1918 г. преподавал в Петроградской
академии художеств, создал много живописных
полотен: «Купание красного коня», «Мать»,
«Девушки на Волге», «Петроград», «За самоваром» и
др.
В 1918–1919 гг. К.С. Петров-Водкин много и напряженно
работал и создал целую серию великолепных
натюрмортов, достигнув в них большой философской
и художественной глубины. В его натюрмортах
поражают предельная верность изображения
отдельных деталей, точная очерченность форм,
насыщенность цвета. Одним из лучших натюрмортов
художника является «Утренний натюрморт»,
который вызывает у зрителя радостное и
взволнованное чувство.
Беседа по картине. После того как
учащиеся внимательно рассмотрели натюрморт К.С.
Петрова-Водкина, учитель задает вопросы.
– Какое впечатление производит на вас этот
натюрморт? (Приятное, радостное, хочется долго
смотреть на этот натюрморт, потому что он
красочный и понятный.)
– Как вы понимаете название этой картины? (Словом
утренний художник подчеркивает время дня, а
словом натюрморт – то, что на картине
изображены разные предметы быта.)
– Как можно по-другому назвать этот натюрморт?
(«Завтрак», «Перед завтраком», «Утро», «Утро на
даче».)
– Ощущаете ли вы присутствие человека? (Да, на
столе стоит стакан с чаем, лежат куриные яйца –
значит, человек будет завтракать. Перед столом
сидит собака и преданно смотрит на хозяина,
который, наверное, сидит напротив за столом, но мы
его не видим, потому что художник изобразил не
весь стол, а часть его.)
– Нравится ли вам построение (композиция)
натюрморта? (Да, это необычное, интересное
построение картины: мы видим только поверхность
стола, которая занимает почти все полотно, на нем
стоят букет цветов и посуда. Собака как бы сидит
за столом, ее морда хорошо видна.)
– Что вы можете сказать о расположении предметов
на столе? Опишите их. (Предметы расположены на
столе естественно. В стеклянной банке стоит
букет полевых цветов: колокольчики, ромашки,
лютики, ближе к нам – граненый стакан с чаем на
блюдечке, на котором лежит чайная ложечка.
Посередине стола мы видим два куриных яйца,
которые отражаются в большом блестящем
металлическом чайнике. На краю стола – спичечный
коробок и круглый фонарик.)
– Как вы думаете, какие люди живут в этом доме?
(Здесь живут аккуратные люди: металлический
чайник такой чистый, что блестит как зеркало.
Хозяева этой комнаты любят цветы и животных –
значит, они добрые, приятные люди.)
– Какие цвета преобладают в натюрморте – теплые
или холодные? (Теплые: светло-коричневый, розовый,
желтый.)
– Как вы думаете, почему художник использовал в
основном теплые цвета? (Видимо, он хотел передать
красками свое радостное настроение вообще и
радостное восприятие изображенного. Видно, что
ему нравятся люди, которые живут в этом доме, и
что он сам любит цветы, животных, что ему
симпатичны те предметы, которые он изобразил.)
– А теперь послушайте, как описал этот натюрморт
писатель В.Порудоминский.
Искусствоведческий текст
«Свою работу Петров-Водкин назвал "Утренним
натюрмортом”.
На простом деревянном столе, не покрытом
скатертью, стоит в стеклянной банке с водой букет
полевых цветов. Цветы – свежие; наверно, только
что сорваны во время ранней прогулки. В стакан
налит чай. На блюдце лежит серебряная ложечка. Мы
видим ее сквозь стеклянные грани стакана.
Приготовлены для завтрака два куриных яйца. Яйцо
отражается, как в зеркале, на стенке
никелированного чайника.
Мы разглядываем простые предметы, словно видим
их в первый раз. Даже спичечный коробок кажется
красивой и серьезной вещью. Это оттого, что и
художник писал все предметы удивленно и
радостно». (Порудоминский В. Счастливые
встречи. М., 1989.)
Беседа по искусствоведческому тексту
– Соответствует ли этот текст тому, что
изображено на картине? (Да, соответствует, в нем
описывается натюрморт Петрова-Водкина.)
– Как вы думаете, для кого написан этот текст? Он
вам понятен или нет? (Для детей. Он очень простой и
нам хорошо понятен.)
– А с какой целью создан этот текст? (Описать
натюрморт, помочь детям лучше понять
изображенное на картине, создать приятное
впечатление.)
– Посчитайте, сколько слов в этом тексте, а затем
определите количество имен прилагательных, имен
существительных и глаголов (в тексте 94 слова, в
том числе 26 существительных, 18 прилагательных и 11
глаголов.)
– К какому же типу речи можно отнести этот текст
и почему? (Текст представляет собой описание, в
нем говорится о признаках предметов, которые мы
рассматриваем, преобладают имена
существительные и прилагательные.)
– В каком абзаце автор текста особенно ярко
выразил свое отношение к натюрморту? (В третьем, в
заключительной части, где он говорит о том, что
художник писал все предметы удивленно и радостно.)
Словарно-стилистическая работа.
Учитель предлагает учащимся найти имена
прилагательные, в суффиксе которых содержится н
или нн, и объяснить их правописание (утренний,
деревянный, стеклянный, ранний, серебряный,
куриный, никелированный, спичечный, граненый).
По окончании работы учитель предлагает учащимся
написать сочинение – описание натюрморта К.С.
Петрова-Водкина, используя текст-образец. Можно
предложить и другое задание – описать любимые
предметы быта. |