Вступительное слово учителя.- Мечтали ли вы когда-нибудь
оказаться в большом городе? А в столице? Конечно. Любовь к путешествиям
присуща, наверное, каждому образованному человеку. Путешествуя, мы,
прежде всего, знакомимся с достопримечательностями того или иного
города: театрами, выставками, музеями… Одной из
достопримечательностей нашей столицы Москвы является Государственная
Третьяковская галерея. И сегодня мы с вами отправляемся именно туда.
Поводом этому послужила тема, над которой мы работали на предыдущих
уроках развития речи - описание внешности. 1 экскурсовод.
- Нашу экскурсию начнем с экспозиции художника И.Н.Крамского. И.Крамской
родился в маленьком городе Острогожске в семье мелкого чиновника,
окончил четырехклассное училище, был переписчиком, подмастерьем
иконописца, ретушером у фотографа. Наконец, приехал в Петербург и
поступил в Академию художеств. Крамской немало времени уделял исполнению
заказов, писал множество портретов. Известным его сделала работа
«Христос в пустыне». В центре безграничной каменистой пустыни под
широким светлым небом сидит Иисус Христос, пребывающий в напряженном,
скорбном раздумье. Образ Христа – символ нравственного подвига,
готовности к жертве во имя людей. А вот другая, не менее
известная картина «Неизвестная». Молодую женщину в мехах и бархате с
высокомерным выражением лица критики назвали «исчадием больших городов».
В картине усматривали обличительный смысл. Однако в лице героини можно
увидеть не только надменность, но и грусть, затаенную драму. В
70-80-х г.г. Крамской создавал портреты крестьян. Характер Мины Моисеева
- крепкого старика с морщинистым лицом и натруженными руками - не
поддается однозначному определению. В усмешке крестьянина - и ум, и
простодушие. Весь его облик оставляет ощущение величия: палка в руках
кажется посохом, а ветхая одежда ниспадает с плеч, как мантия. 2
экскурсовод. - Переходим в другой зал.
Экспозиция произведений И.Е.Репина. Илья Репин родился в 1844 году на
Украине, в г. Чугуеве, в семье военного поселенца. С детства любил
рисовать, обучался иконописи. Обучаясь в Академии художеств Петербурга,
знакомится с В.В. Стасовым и И.Н. Крамским, творчество которого оказало
на Репина большое влияние. Первая картина, принесшая молодому
живописцу шумную популярность – « Бурлаки на Волге» находится в
Государственном Русском музее Санкт- Петербурга. Художника привлекали не
переломные моменты в истории, а ситуации, в которых наиболее полно
раскрывались те или иные человеческие чувства и состояния. Об этом можно
говорить, обратившись к картине «Царевна Софья Алексеевна в
Новодевичьем монастыре в 1698г.» История царевны трактуется
художником как драма личности. Главная интересующая его задача –
раскрыть трагические переживания свергнутой и заточенной царевны, гнев и
лютую, бессильную ненависть. С большой силой выразительности изображает
он гневное лицо царевны с нахмуренными бровями, широко раскрытыми
глазами, раздувающимися ноздрями и плотно сжатыми губами. Судорожно
скрещены на груди руки, и вся ее, словно застывшая, фигура выражает
скованную силу и энергию. Облик Софьи внушает страх, что
подчеркнуто художником в изображении забившейся в глубину испуганной
девочки – послушницы. А это портрет дочери художника Веры
Ильиничны Репиной. Картина носит название «Осенний букет». О портрете
Репин сообщал: «Теперь начал писать с Веры: посреди сада, с большим
букетом грубых осенних цветов, бутоньеркой тонких изящных в берете, с
выражением чувства жизни, юности и неги.» В основе этого портрета лежало
стремление художника к передаче человека в связи с природой. 3
экскурсовод. Следующая экспозиция посвящена творчеству
Валентина Александровича Серова. Еще в юности художник довольно
просто и ясно сформулировал одну из главных творческих задач: «Я хочу
отрадное, и буду писать только отрадное». Серов родился в семье
музыкантов. Дарование будущего живописца обнаружилось рано. На рисунки
9-летнего мальчика обратил внимание Репин, ставший его учителем и
другом. Больше всего Серов прославился как портретист. В 1887 г. В
Абрамцеве он создал свой шедевр «Девочка с персиками». Это был портрет
дочери Мамонтова – известного русского промышленника и мецената – Веры.
Еще в годы учебы у Репина Серов попадает в семейство Мамонтовых и
воспитывается вместе с их детьми. Вернувшись из Италии, опять
встречается с дочерьми Мамонтова. А Верушка стала совсем большая, 12
лет. Замысел картины возник неожиданно. Увидев девочку в розовом, в
розовой кофточке с наивным темно-синим бантом, сидевшую в столовой
спиной к свету, и саму, словно излучающую свет, он вдруг почувствовал,
что, наконец, нашел то, что раньше лишь ощущалось, нашел мотив,
созвучный его новому пониманию красоты. Писал эту картину Серов больше
месяца. Перед обитателями «мамонтовского гнезда» сидела девочка, та или
не та, какой они видели ее каждый день. Конечно, это она, Веруша. Ее
темные, чуть раскосые глаза, густая, не поддающаяся прическе шапка
волос, смугловатое лицо с характерным овалом, «буквой О», как говорил
художник. Веруша кажется старше своих 12 лет. Прервав обычную
беготню, она задумалась о чем-то значительном, сосредоточилась, стала
взрослее. Пушистые персики, розовая блуза, игрушечный гренадер – все это
осталось в прошлом. Открытая в гостиную дверь, выходящее в сад окно
раздвигает пределы комнаты, напоминает о большом «настоящем» мире, в
который – еще минута, и уйдет эта милая повзрослевшая девочка. А
теперь, вооружившись полученными знаниями, обратимся еще раз к
репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками» Отметьте,
как художник передает обаяние девочки, опишите ее лицо, позу, обратите
внимание на освещение комнаты, девочки. (Это должна быть миниатюра) Написание
миниатюры. Чтение работ учащимися. |