- Урок
развития речи в 7 классе
- Цели урока:
1.
Познакомиться с историей портрета Дениса Давыдова Ореста Кипренского
2. Закрепить умения и навыки описания портрета Ход урока Слово учителя Слайд
3 Ответьте на вопросы - Какие
типы речи вы знаете?
Описание, повествование,
рассуждение Это такой тип речи, где мы рассказываем
о каких-то событиях Это такой тип речи, где мы выдвигаем
тезис, доказываем его и приходим к выводу Это
такой тип речи, в котором мы что-то описываем Человека,
природу, предмет, посуду, картину, обстановку - Каков тип нашего сочинения?
Описание
Внешность
Дениса Давыдова - В каком стиле
мы должны его описать?
В художественном - Что необходимо использовать в
художественном стиле?
Эпитеты, сравнения, метафоры,
олицетворения Слайд 4 Кто же такой Денис
Васильевич Давыдов, который изображён на полотне? Это бравый
гусар, участник Отечественной войны 1812 года, герой-партизан, друг А.
С. Пушкина, поэт. О Д. В. Давыдове складывались легенды. На
основе этих легенд снят фильм «Эскадрон гусар летучих», в котором
главную роль великолепно сыграл Андрей Ростоцкий. Д. Давыдов писал в
своих стихах: Я люблю кровавый бой, Я рождён для службы царской, Сабля,
водка, конь гусарский - С вами век мой золотой.
Но гусары в пылу битвы и в дружеской пирушке не забывали и про
любовь. Они всегда были поклонниками женщин и галантными кавалерами.
Поэт-партизан писал прекрасные стихи о любви. Многие из них положены на
музыку и стали романсами. Вот одно из них: Не
пробуждай, не пробуждай Моих безумств и
исступлений, И мимолётных сновидений Не возвращай, не возвращай! Не повторяй мне имя той, Которой
память - мука жизни, Как на чужбине песнь отчизны
Изгнаннику земли родной. Не воскрешай, не воскрешай Меня
забывшие напасти, Дай отдохнуть тревогам страсти
И ран живых не раздражай.
Иль нет! Сорви покров долой!.. Мне
легче горя своеволье, Чем ложное холоднокровье,
Чем мой обманчивый покой. После того, как
Давыдов вышел в отставку, он поселился в Москве, часто встречался с
Пушкиным, играл с ним в карты, писал стихи, но без военной жизни скучал.
Д. В. Давыдов умер в Москве и похоронен в Новодевичьем монастыре. Слайд
5 - Кто же изображён на
портрете?(Слово учителя)
По старой музейной традиции
признавалось, что портрет изображает Дениса Васильевича Давыдова,
известного поэта, прославленного партизана Отечественной войны 1812
года. Но в 1940 году выступила против общего мнения искусствовед
Ацаркина. В одном из ленинградских архивов её удалось найти реестр
произведений Кипренского, составленный ещё при жизни художника. В этом
реестре, среди прочих работ, упомянут «Портрет Ев. В. Давыдова» с
описанием, из которого вполне ясно, что речь идёт именно о портрете,
находящемся ныне в Русском музее. Но кто же такой Ев. В. Давыдов?
Исследовательница напомнила, что у Дениса Давыдова был брат по имени
Евдоким Васильевич Однако эта точка зрения долго не удержалась,
ведь Евдоким Васильевич был кавалергардом, а на полотне изображён гусар.
Тогда возникла другая догадка. У Дениса Давыдова был двоюродный брат
Евграф Владимирович Давыдов, храбрый офицер, сражавшийся под Лейпцигом.
Но прошло 10 лет, и московский искусствовед Зименко установил, что
реестр изобилует ошибками, и доказал, что на портрете действительно
изображён Денис Давыдов. Беседа по картине Слайд 6 Словарная работа (Учитель
вместе с учащимися знакомится с названиями элементов костюма гусара
начала 19 века) Слайд 7 (Давыдов изображён в полный рост)
- На фоне чего изображён герой?
(Он изображён на фоне пейзажа) (Он стоит, облокотившись на выступ
каменной ограды, левой рукой придерживая саблю и уперев правую в бедро.)
(Иначе
туловище) - Как вы понимаете
слово «контраст»?
(контраст - это что-то
противоположное, антитеза, противопоставление, например, могут быть
контрастные цвета - белый и чёрный) - Что значит положение в профиль?
(Боком)
- Что выражает поза героя-партизана?
- Что можно понять о характере гусара по ней?
(Гусар
уверен в себе и чувствует себя раскованно и непринуждённо) Слайд
8 Главное в портрете - лицо - Подберите
эпитеты к глазам Давыдова
(выразительные, карие,
горящие, одухотворённые, широко раскрытые, задумчивые) - О чём, по-вашему, он может думать?
(Его
взгляд устремлён в будущее, а может быть, он вспоминает счастливые
времена, когда он был нужен, когда пули свистели и бешено скакал его
конь) - Как вы считаете, какие
качества человека хотел подчеркнуть Кипренский?
(Он
хотел подчеркнуть напряжённую внутреннюю жизнь изображаемого им
человека)
(Это видно в намеренном контрасте воинственной и небрежной позы,
которая подчёркивает многогранность образа.) - Почему всё-таки считают, что это портрет Дениса Давыдова? Что
на это указывает, кроме костюма гусара?
(Давыдов -
поэт, а не только гусар. Его лицо необыкновенно одухотворено, глаза
мечтательны, это соответствует облику поэта) Слайд 9 Запишите
предложения, дополнив их - Денис
Давыдов одет в (...) ментик, украшенный (...) ботиками и (...) кантами.
Его грудь (...) (...) перевязью. На шее (...) (...) галстук. (...)
чакчиры (...) контрастируют с (...) ботфортами.
(Денис
Давыдов одет в красный ментик, украшенный чёрными ботиками и золочёными
кантами. Его грудь охвачена широкой перевязью. На шее повязан
шёлковый галстук. Белые узкие чакчиры контрастируют с чёрными
лакированными ботфортами. Слайд 10 Детали
- Какие детали изображает Кипренский?
(Саблю и кивер) (Они подчёркивают его бравый вид и военную
выправку) - Опишите правую руку и
саблю героя
(Его правая рука крепко сжимает тяжёлую
саблю, украшенную кистями. Сабля - первая помощница воина в бою.)
Слайд 11 Фон - Что является
фоном полотна?
(Фоном полотна служит романтический
пейзаж) - Почему именно такой фон
выбрал художник?
(Художник выбрал такой фон, чтобы
представить человека на фоне природы, но не только на фоне, но и как бы
частью этой природы. Напряжённая страстность героя находит отклик в
природе, в тревожном ритме теней и в почерневшем грозном небе, по
которому бегут облака) Слайд 12 Составим план - Автор, его полотно и герой
- Образ героя
и мечтателя
А) Поза Давыдова - выражение уверенности и
воинственности Б) Лицо поэта, мечтателя и мыслителя В)
Контрастность одежды Г) Тревожность пейзажа 3. Давыдов
-сын своей эпохи Чтение
образца сочинения Если вы думаете, что гусар
рождён только для кровавой битвы, то вы глубоко заблуждаетесь. И в этом
нам поможет убедиться жизнь Д. В. Давыдова и его портрет, созданный О.
Кипренским. Художник изобразил на своём полотне не только
бравого вояку, но и поэтичного мечтателя, и что самое удивительное - в
одном лице. Давыдов изображён Кипренским во весь рост, на фоне
пейзажа. Он стоит, облокотившись на выступ каменной ограды, левой рукой
придерживая саблю - неразлучную спутницу воина, - и уперев правую в
бедро. Голова и торс представлены в контрастном движении - лицо Давыдова
прямо обращено на зрителя, а плечи повёрнуты почти в профиль. Поза
героя-партизана эффектна и торжественна, но в ней нет манерности. Он
уверен в себе и чувствует себя раскованно и непринуждённо.
Глаза Д. Давыдова широко раскрыты и внимательно смотрят вдаль. Обращая
свой взор на лицо его, мы понимаем, что этот человек не только храбрый
воин. Но и глубоко чувствующий, умный и страстный человек.
Колорит полотна смел. Это сочетание света и тени, красных, ярких,
огненных тонов с блеском золота и темного фона. Ярким пятном на картине
выделяется ментик героя, который расшит золотыми шнурками и опушён
чёрным батиком. Через плечо перекинута перевязь. Белые чакчиры
обтягивают ноги смелого воина. Лакированные сапоги ярко блестят.
Кажется, мы вот-вот услышим их скрип. Пейзаж на полотне играет
значительную роль. Человек представлен здесь не на фоне природы, а как
бы в ней самой. Напряжённая страстность его чувств находит живой отклик в
тревожном ритме теней и в почерневшем грозовом небе, по которому бегут
облака. Д. В. Давыдов - сын своего времени. Бурного, военного и
необыкновенно поэтичного. Таким, воином и мечтателем, он предстал перед
нами на полотне О. Кипренского. Слайд 13 Советы: - Что необходимо делать, чтобы не повторяться?
(Подбирать синонимы, заменять слова местоимениями)
- Подберите синонимы к слову «художник»
(Мастер, Кипренский, портретист) - Подберите
синонимы к слову «картина»
(Полотно, портрет,
шедевр) - Подберите синонимы к слову
«Давыдов»
(Воин, гусар, поэт) - Подберите синонимы к слову «написал»
(создал,
изобразил, выразил) - Почему в
сочинении по картине нельзя писать «нарисовал»?
- В каком
времени необходимо писать?
(в настоящем) - По какой схеме строится предложение?
(Определение,
подлежащее, сказуемое, второстепенные члены) - Сколько абзацев у вас будет?
|