Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 25.11.2024, 04:42:09
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Сочинение – описание портрета «Мика Морозов» кисти В.А. Серова
21.03.2011, 11:37:59

«Мика Морозов» – яркий обобщенный образ детства, талантливо созданный В.А. Серовым. Портрет четырехлетнего мальчика Мики Морозова, кажется, исполнен живописцем в одно мгновение. Динамика, этюдность живописи подчинены психологическому состоянию ребенка.
Необычность композиции портрета, глубокий психологизм образа, поэтическое обаяние изображенного малыша, с одной стороны, привлекают учащихся, а с другой – создают для них трудности при описании портрета. Сложность заключается в том, что следует описать не только внешность, но и психологическое состояние изображенного, передать его внутренний мир, что требует использования в высказывании различных типов речи: описание, повествование, рассуждение.

Цели урока: 1) научить учащихся на основе текста-образца соединять в своем сочинении различные типы, в частности, описание и рассуждение;
2) познакомить учащихся с научно-популярным стилем речи; 3) ввести в речь причастия и причастные обороты, которые уместно использовать при описании внешности человека; 4) обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими более ярко описать портрет.

Оборудование: 1) репродукция портрета В.А. Серова «Мика Морозов»;
2) искусствоведческий текст о портрете.

Беседа по картине (примерные вопросы)

– Нравится ли художнику изображенный мальчик? Докажите свое мнение.
– Почему художник использует неяркие краски? Что для него главное в этом портрете?
– Каково выражение лица мальчика? Какие черты характера угадываются в нем?
– Что прежде всего привлекает ваше внимание в лице Мики?
– Как вы охарактеризуете взгляд мальчика? О чем он говорит?
– Опишите глаза, рот, нос, волосы малыша. Обратите внимание, какие краски использует художник.
– Заметили ли вы контраст между крупной головой и худенькой фигуркой мальчика? Почему художник это подчеркивает?
– Как художнику удалось показать мальчика в движении? Какие детали он использует для этого? Обратите внимание на руки мальчика.
– Что вы можете сказать о психологическом состоянии ребенка?
– Опишите фигурку, руки, позу, одежду малыша.
– Почему живописец написал Мику в белоснежном костюмчике? Попробуем надеть на малыша костюм другого цвета. Что изменится в образе Мики?
– Почему Серов пишет Мику в комнате? Как это соотносится с замыслом художника?

Исходя из задачи урока основное внимание уделяем работе с текстом, поясняющим портрет «Мика Морозов». Для этой цели используем текст искусствоведа Г.С. Арбузова, в котором удачно сочетаются различные типы речи.

Искусствоведческий текст

«В портрете Мики Морозова (1901, ГТГ) образ выражен скупыми, но крайне точными средствами. Нужно представить себе, как трудна для художника задача – портрет четырехлетнего ребенка, если писать его с натуры. А ведь так и был написан этот портрет, причем не в один сеанс. Тем не менее в портрете нет даже следа той натянутой напряженности, которая дает себя знать как следствие детского позирования и которую так редко удавалось преодолевать даже очень большим мастерам.
Мальчик изображен сидящим в детском креслице. Но портрет полон внутренней динамики, которая и составляет существенную сторону образа. Стремительная поза, движение рук, мгновенный взгляд наивных карих глаз самым прямым образом передают момент сильной детской взволнованности.
Идущая от содержания образа динамика определила как композиционные особенности, так и характер живописи в целом. Остро выражен контраст между крупной головой и худенькой, легкой фигуркой. Кресло, подлокотники которого пересекает по диагонали небольшой холст, расположено на переднем плане так, что фигура мальчика как бы скатывается на зрителя. Это движение, идущее из глубины холста, подчеркнуто активно выраженным здесь принципом построения живописного пространства, которое мыслится как некая глубина, развертывающаяся за картинной плоскостью. Контраст холодного цвета белоснежного костюмчика с теплыми, почти горячими тонами темноглазого румяного лица составляет основную колористическую идею произведения.
«Мика Морозов» написан не на открытом воздухе, а в комнате. Это заставило художника не только искать более яркое освещение, но и писать с близкого расстояния, что давало возможность лучше передать шелковистость нежной детской кожи, пушистых, вьющихся волос, почувствовать выражение изумленных, влажных, горящих нетерпением, широко смотрящих на мир глаз. Нужно сказать, что писать с близкого расстояния – дело очень трудное: как правило, в таких случаях легко утрачивается целостность зрительского ощущения. Однако Серов блестяще преодолел эту трудность – и тем самым достиг значительной образной выразительности.
Несколькими сочными мазками написан полуоткрытый рот с ярко-красными губами, легкими, точными прикосновениями кисти – поблескивающие жемчугом зубы, в скупой, своеобразной, трудно определимой манере – разноцветная спинка креслица, находящаяся в полутени.
В этом портрете с особенной наглядностью раскрывается вся сила Серова – детского портретиста». (Арбузов Г.С. Валентин Серов. Портретная живопись. Л., 1968. С. 20–21.)
После чтения текста выясняем коммуникативное намерение автора, цель данного текста. (Эстетически-коммуникативная. Автору важно показать свой взгляд на полотно, выразить свои эмоции, вызванные им.)

Определяем основную мысль, выраженную в тексте Г.С. Арбузова. (Портрет полон внутренней динамики, составляющей существенную сторону образа. Выделим основные микротемы: а) задача для художника, б) трудность в написании портрета четырехлетнего мальчика с натуры, в) описание внешности малыша, г) характеристика мастерства художника.)
Предлагаем учащимся выделить абзацы в тексте, определить строение и тип речи каждого из них.

Беседа по тексту

– Прочитайте 1-й абзац. Проследите за развитием мысли. Где делается заявка на тему? (В 1-м предложении.) Где она раскрывается? (Во 2–3-м предложениях.) Где концовка этой темы? (В 4-м предложении.)
– Подчеркните опорные слова в 1-м абзаце. (Портрет, образ, средства, задача, четырехлетний ребенок, натура, не в один сеанс, нет следа напряженности, следствие детского позирования, преодолевать, большой мастер.)
– Определите способы и формальные средства связи между предложениями в этом абзаце. (Этот абзац представляет собой цепочку предложений со сквозной темой и параллельным способом связи. Формальными средствами связи являются: повторяющиеся слова, личные и указательные местоимения, сочинительные, противительные союзы, частицы. «В портретепортрет... А ведь так и был написан этот портрет... Тем не менее в портрете нет даже следа... преодолевать даже очень большим художникам».)
– Докажите, что в абзаце использован тип речи рассуждение, найдите тезис, доказательство, вывод. (В 1-м предложении содержится тезис: «образ выражен скупыми, но крайне точными средствами». Почему? В следующих предложениях эта мысль обосновывается трудностью написания портрета четырехлетнего ребенка с натуры, т.е. в них приводятся доказательства. В конце абзаца делается вывод о том, что эту трудность редко удавалось преодолевать даже очень большим мастерам.)
– Что является содержанием 2-го абзаца? (Описание позы и состояния мальчика, изображенного художником.)
– Какие языковые средства использует Г.С. Арбузов для передачи своего видения портрета? Какие части речи преобладают в этом абзаце? (Для описания портрета автор использует имена прилагательные: детский, внутренний, существенный, стремительный, мгновенный, наивный, карий, прямой, сильный; причастия: сидящий, изображен; имена существительные: мальчик, креслице, портрет, динамика, сторона, образ, поза, движение руки, взгляд, глаза, момент, взволнованность; глаголы несовершенного вида в настоящем времени: составляет, передают. Таким образом, преобладают описательные слова. С помощью однородных членов перечисляются черты, присущие изображению: стремительная поза, движение рук, мгновенный взгляд наивных карих глаз.)
– Какой тип речи использован в этом абзаце? (Описание.)
– Прочитайте 3-й абзац. Как развивается мысль в этом абзаце? Определите тип речи данного высказывания. Дайте развернутое обоснование своего решения. (Данное высказывание является рассуждением, так как в нем объясняется, почему художник использовал оригинальные средства выразительности. В подтверждение выдвинутого тезиса «Динамика определила как композиционные особенности, так и характер живописи в целом» приводятся аргументы: а) контраст между головой и фигуркой, б) расположение кресла, в) построение живописного пространства, г) контраст холодного и теплого тонов. Доказательства содержат описание признаков портрета. Об этом свидетельствует употребление большого количества имен прилагательных и причастий: крупный, худенький, легкий, небольшой, передний, идущее, подчеркнуто, выраженный, живописный, развертывающаяся, картинный, холодный, белоснежный, теплый, горячий, темноглазый, румяный, основной, колористический. Таким образом, в этом абзаце соединяются разные типы речи – рассуждение и описание.)
– Проанализируйте 4-й абзац. Обратите внимание, как развивается мысль, сформулированная в 1-м предложении. (В этом предложении утверждается, что портрет написан не на открытом воздухе, а в комнате, что заставило художника искать яркое освещение и писать с близкого расстояния. Это тезис. Далее автор развивает мысль: это позволило художнику лучше передать внешний облик мальчика: «шелковистость нежной детской кожи, пушистых, вьющихся волос» и т.д. Описание кожи, волос, глаз ребенка естественно включается в рассуждение. Затем автор делает отступление от описания внешности малыша и рассуждает о том, как трудно писать портрет с близкого расстояния, при этом приводит аргумент, что «в таких случаях легко утрачивается целостность зрительного ощущения». В конце абзаца делается вывод о том, что «Серов блестяще преодолел эту трудность и тем самым достиг значительной образной выразительности». Следовательно, в этом абзаце преобладает тип речи рассуждение, в которое включается описание.)
– Какую роль в этом абзаце играют сочинительные противительные союзы? (Противительные союзы а, но, однако, выполняя роль противопоставления, помогают строить мысль от противного, приводить доказательства, создавать рассуждение.)
– Найдите в этом абзаце глаголы. Обратите внимание на их временную форму. (В этом тексте используются глаголы неопределенной формы – искать, писать, передать, почувствовать, сказать; глаголы в прошедшем времени – заставило, давало, преодолел, достиг.)
– Какова роль глаголов неопределенной формы в этом отрывке? (Глаголы-инфинитивы обозначают нейтральные действия без указания на время, они используются для обозначения связей и отношений между предметами и явлениями и обычно преобладают в рассуждении.)
– Прочитайте 5-й абзац. Определите тип речи этого высказывания. Обоснуйте свое мнение. (В этом высказывании характеризуются признаки портрета – рот, губы, зубы малыша, спинка креслица. Преобладают имена прилагательные: сочный, полуоткрытый, ярко-красный, легкий, точный, скупой, своеобразный, разноцветный; причастия: написан, поблескивающий, определимый, находящаяся. В абзаце 28 слов, из них 8 имен прилагательных, 4 причастия, 10 конкретных имен существительных и ни одного глагола. Следовательно, это – описание.)
– Что представляет собой последний абзац? (Этот абзац содержит вывод о мастерстве В.А. Серова – детского портретиста.)
– Итак, что можно сказать о типе речи данного текста в целом? (В этом тексте соединяются два типа речи – рассуждение и описание. Выдвинув тезис о трудности написания портрета четырехлетнего малыша с натуры, автор последовательно аргументирует свою мысль, приводит ряд доказательств, которые содержат описание признаков портрета. В заключительной части текста делается вывод. С этой целью автор использует соответствующие языковые средства: сочинительные противительные союзы, глаголы в неопределенной форме, синтаксические конструкции, содержащие вводные словосочетания, однородные члены, а также односоставные – безличные и неопределенно-личные и сложноподчиненные предложения. При описании признаков портретов используются имена прилагательные, причастия, разнообразные образно-выразительные средства языка – эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.)
– На основе проведенного языкового анализа попробуйте определить стиль данного текста. (Данный текст изложен в научно-популярном стиле с элементами художественной речи. Это книжная речь, обращенная ко всем желающим глубже воспринять портрет «Мика Морозов» кисти Серова. Текст взят из научно-популярной книги об искусстве. В тексте много книжных слов, искусствоведческих терминов: образ, средство, задача, портрет, натура, сеанс, следствие, динамика, существенная сторона, поза, момент, композиционные особенности, характер живописи, контраст, диагональ, холст, передний план, фигура, зритель, принцип построения, живописное пространство, мыслится, плоскость, холодный цвет, теплый тон, колористическая идея произведения, освещение, выразительность, мазок, манера, полутень, портретист. Использованы книжные слова с отвлеченным значением: напряженность, позирование, взволнованность, возможность, выражение, нетерпение, утрачивается, целостность, ощущение, трудность, выразительность, прикосновение, наглядность.скупые средства, стремительная поза, скатывается на зрителя, глубина холста, белоснежный костюмчик, легкая фигурка, горячий тон, шелковистость нежной кожи, пушистые волосы, горящие нетерпением глаза, сочные мазки, поблескивающие жемчугом зубы.)
Мики Морозова образ выражен... Нужно представить себе – Преобладают имена существительные и прилагательные, глаголов мало. Почти все предложения повествовательные, распространенные. Об элементах художественной речи свидетельствует употребление стилистических фигур, образно-выразительных средств:

Словарно-стилистическая работа. Учитель предлагает подобрать причастия и причастные обороты, которые уместно использовать для описания портрета Мики Морозова: глаза (широко смотрящие на мир, горящие нетерпением, выражающие изумление), взгляд (устремленный вдаль, взволнованный, оживленный, изумленный, восхищенный, восторженный), волосы (вьющиеся, непричесанные, спадающие на лоб, взлохмаченные), брови (приподнятые, резко очерченные, изогнутые дугой, придающие глазам особую выразительность), рот (полуоткрытый, приоткрытый, обнажаюший ослепительно белые зубы), нос (слегка вздернутый, с расширенными ноздрями), лицо (взволнованное, изумленное, сосредоточенное, передающее внутреннее состояние мальчика), поза (сидящий в кресле вполоборота, скатывающийся с креслица, ухватившийся руками за подлокотники кресла, вытянувшийся вперед, чуть-чуть приподнявшись), одежда (рубашонка, облегающая фигурку, рубашонка с воротником, окаймленным кружевом).

– Какие образно-выразительные средства языка можно использовать для описания внешности Мики Морозова? (Прелестный ребенок, детская прелесть, влажные, горящие нетерпением глаза, кареглазый; румяное нежное, словно персик, лицо, шелковистая детская кожа, поблескивающие жемчугом зубы, дугообразные брови; лучистые карие глаза, хрупкая фигурка, белоснежная рубашонка, золотисто-каштановые волосы, ярко-красные пухлые губы, обаятельный малыш, лучезарный пытливый взгляд.)
– Сравните слова: шелковыйшелковистый. Чем они отличаются по значению? Составьте с ними словосочетания (шелковое платье, шелковистые волосы).
– Какое значение вносит суффикс -ист- в прилагательное лучистый? Подберите слова с этим суффиксом для описания портрета Мики Морозова. (Золотисто-русые волосы, золотистый блеск волос, шелковистые волосы, шелковистая кожа лица, серебристый оттенок краски (рубашка), золотисто-нежный цвет, пушистые волосы, лучистый взгляд, искристый взгляд.)
– Объясните, пользуясь словарем, значение слов лучезарный, окаймленный. Составьте с ними словосочетания. (Лучезарное солнце, лучезарные мечты, лучезарный взгляд, лучезарное будущее; глаза, окаймленные синевой, окаймленный рисунок; воротник, окаймленный кружевом.)
– Объясните значение слов: блондин, шатен, брюнет. (Блондин – светловолосый, белокурый; шатен – темно-русый; брюнет – темноволосый.)
– Назовите прилагательные, которыми можно описать цвет глаз. Составьте с ними словосочетания. (Карий, серый, голубой, серо-голубой, синий, черный (очи); зеленый; карие глаза, кареглазый малыш, синеглазая девушка, огромные серо-голубые глаза, черноокая девушка, серые с зеленоватым оттенком глаза.)

Задание на дом: напишите сочинение-рассуждение с элементами описания о портрете «Мика Морозов» кисти В.А. Серова.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, Орфография, письмо
Просмотров: 7487 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.8/4
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0