Цели урока: образовательная: развивать умения выражать свои мысли на письме и вслух; воспитательная: воспитание любви к природе; углубление знаний в области изобразительного искусства; развитие эстетического вкуса. развивающая: развитие творческих способностей учащихся, внимания, памяти. Оборудование: Слайды с картинами И.Левитана, портрет художника.
Ход урока.
1. Организационный момент. 2. Повторение пройденного материала. ( Слайд 1) 1) Пользуясь данной схемой, расскажите о членах предложения. 2) Определите, какими частями речи выражено подлежащее в следующих предложениях Сытый голодного разумеет. Семеро одного не ждут. Опоздавшие не допускаются в класс Пришло и послезавтра. Далече грянуло ура. Учиться - всегда пригодиться. 3. Графический диктант. (На доске – для каждого ряда предложения.) На горизонте алела утренняя заря. Полная тишина. Широкие поля были заснежены. Уже темнело. Мы въехали в березовую рощу. Скоро показалось село. (Слайд 2. Таблица «Виды предложения по строению грамматической основы») -Какие бывают предложения по наличию главных членов предложения? -Какие предложения называются двусоставными? -Какие предложения называются односоставными? 4.Ознакомление с новой темой. ( Слайд3.Портрет И. Левитана.) Небольшое сообщение о художнике.
Одним из распространенных жанров живописи является пейзаж. В переводе с
французского « пейзаж» - « вид страны», « вид местности». Задача художника пейзажиста – изображение природы в ее многообразии.
Выдающийся мастер этого жанра И.И.Левитан все свое творчество посвятил
изображению русской природы. Его произведения глубоки по содержанию и
необычайно ясны по форме. Среди картин Левитана преобладают те, на
которых природа запечатлена в переходные моменты ее состояния: не летом и
зимой, а весной и осенью. И это не случайно, поскольку эти времена года
богаче сменой и оттенками настроений. (Слайды с картинами художника. Короткий комментарий к ним.) Вот как отозвалась искусствовед В.А.Алексеева о картинах Левитана. Кто самый тонкий, щедрый живописец? Ну кто горазд на выдумки такие в цвете, Что даже безразличный восхитится? Конечно, мудрая Природа! А пейзажист - лишь ученик ее Чем больше преуспел, тем больше наблюдает, тем кисть его подвижней! Как она точна, смела, изящна Красотой ликует мир в картинах Левитана!
Поэзия весны, пробуждения природы, таяния снегов - излюбленная тема и
русской живописи, и русской литературы. Русские поэты красоту природы,
свои чувства к ней передавали в слове. Природа не может не волновать
каждого. Красоту природы одинаково талантливо смогли воспеть поэты,
художники, музыканты. -Чтение стихотворений о весне (под тихое звучание музыки.) ( На доске - стихотворение А. Блока « Песни весны») Ветер принес издалека Песни весенней намек, Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны Плакали зимние бури, Реяли звездные сны. -Поэт видит, слышит или, прежде всего, чувствует приближение весны? -Какое настроение возникает от этой вести? -О каких весенних намеках говорит поэт? Словарь: • сезім чувство • ымырт сумерки • сездіру намек • коктем весна • наурыз март • (слайд 5.Репродукция картины И. Левитана « Март») Ребята, внимательно рассмотрите и ответьте на следующие вопросы: - Время года, изображенное на этой картине? - Какие ассоциации вызывает у вас это время года? ( на доске выходит кластер) - Что изображено на переднем плане картины? -Какое небо, какой снег, какие деревья? Что особенное в них? -Присутствует ли человек? Но есть ли связь между ним и природой? -Почему дверь дома осталась незапертой? -Какие чувства, впечатления вызывает у вас картина И.Левитана « Март»? Составление плана к сочинению (рассматриваются варианты) Примерный план: 1.И.Левитан - великий художник-пейзажист. 2. Картина « Март» - один из самых поэтических пейзажей русской живописи. а) первые шаги весны. б) связь пейзажа и настроения человека. 3. Мои впечатления от картины. Словарная работа. Запись на доске составленных словосочетаний:
пробуждение природы, весенняя яркость, голубое небо, тающие сугробы,
потемневший снег, долгожданная весна, неприкрытая дверь, запряженная
лошадь, большой деревянный дом, высокие сосны, снег на лесной поляне,
полна солнечного света, веет бодростью и свежестью. Художник - мастер кисти - живописец. Работа по учебнику. Поставьте предложения в нужной последовательности. Задание на дом. Составьте черновой вариант сочинения. |