Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 25.11.2024, 04:51:10
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Сочинение – статья о картине И.И. Фирсова «Юный живописец»
21.03.2011, 11:39:52
Цели урока: 1) на материале текста углубить знания учащихся об особенностях научно-популярного стиля; 2) показать проявление авторской позиции на материале искусствоведческого текста; 3) активизировать лексику по теме «В мире прекрасного»; 4) повторить искусствоведческие термины.

Оборудование: 1) репродукция картины И.И. Фирсова «Юный живописец»; 2) искусствоведческий текст, рассчитанный на широкий круг читателей.

Рассказ учителя о художнике и его картине. В русском искусстве XVIII века отсутствовал интерес к жанровой живописи, тем не менее жанровая картина существовала. В 70–80 гг. в Академии был класс «домашних упражнений», захиревший к концу века вместе с развитием героического направления.
Замечательным, но загадочным памятником русской жанровой живописи является картина «Юный живописец», написанная Иваном Фирсовым, о котором известно только то, что с 1748 по 1756 г. он был в Париже и там учился в Академии художеств.
Юный живописец, изображенный за работой в своей мастерской, и позирующая ему женщина с девочкой по-настоящему просты. Фирсову прекрасно удалось уловить здесь скромную прелесть обыденного. Серо-розовая, серебристая гамма своею скромностью вполне соответствует общему характеру картины. Она одинока в русской живописи и не имела никакого продолжения.
Мы ничего не знаем о дальнейшей судьбе самого художника. (Коваленская Н.О. История русского искусства XVIII века. Л.: Искусство, 1940. С. 90.)

Беседа по картине

– Скажите, вам нравится эта картина? (Да. Картина мне очень нравится, потому что она очень простая. Видно, что она старинная, давно написана. Больше всего мне нравится то, что в ней так много разнообразных красок, которые прекрасно сочетаются. Мне картина настолько понравилась, что хочется самому стать художником.)
– О чем бы вы рассказали, на что особенно обратили бы внимание, если бы вашим слушателем был человек, который никогда не видел эту картину? (Я бы передал прежде всего содержание картины, рассказал о юном художнике, с таким увлечением пишущем картину. Ему позирует девочка, она прижимается к юбке матери. Живописец подобрал яркие краски, которые смягчаются дневным светом. Композиция картины проста и жизненна. Мне очень нравится эта картина. Я бы обратил внимание на то, с каким увлечением работает молодой художник. Сразу видно, что он любит свое дело, что он уже умелый мастер. Живописец сидит спиной к зрителю, не обращает на него никакого внимания. Он весь сосредоточен на своей модели – маленькой девочке с добрым веселым лицом.)
(В ходе беседы учитель раздает ученикам напечатанный текст.)

Искусствоведческий текст

«В картине Фирсова останавливает на себе взгляд серьезность, с какой художник передает сюжет. Мальчик-живописец, молодая женщина, наставляющая девочку, исполнены поразительной непринужденности и простоты.
В композиции картины нет ничего от классических приемов. Художник показал уголок тесноватой комнаты и в небольшом пространстве свободно расположил фигуры людей. «Случайность композиции» вызывает у зрителя впечатление жизненности сцены.
Фирсов пишет свободно и мягко, прекрасно передавая различные качества вещей различным характером мазка. Внимательно отмечает переход светотени на лицах людей и на предметах, освещенных сероватым дневным светом. Смягченность контуров, тонкие оттенки цветов, наблюдаемые художником в натуре, создают ощущение воздушной среды. Розовые, бруснично-красные, белые и бледновато-желтые цвета, преобладающие в первой части полотна, мягко сочетаются с зеленоватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок находит себе отзвук в более глухом зеленом тоне занавеса в глубине.
Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма содействует сдержанной поэзии картины и атмосфере моральной чистоты, разлитой в ней» (Грабарь И.Э. История русского искусства. Т. 7. М., 1961. С. 234.)

Беседа по искусствоведческому тексту

– Представьте себе, что вы должны пересказать этот текст другу, который его не читал. В чем он для вас сложен или непонятен? (Текст несложный. Он не очень большой по объему: в нем 3 абзаца. Незнакомых слов или слов, вызывающих затруднение, нет.) (Текст написан просто. Но в тексте встречаются такие слова, как сюжет картины, композиция картины, классические приемы, случайность композиции, характер мазка, светотень, смягченность контуров, воздушная среда, красочная гамма. Эти слова представляют собой искусствоведческие термины, с которыми мы раньше встречались.) (Кроме искусствоведческих терминов, в тексте встречаются и «зрительные» прилагательные: розовый, бруснично-красный, белый, бледновато-желтый, серо-зеленый, зеленый.) (Текст очень простой и приятный. Мы как будто вместе с автором смотрим на картину и видим то же самое и чувствуем то же самое. Сразу стали понятны все слова. Видно, что картина понравилась И.Э. Грабарю. Этот текст прочитают с удовольствием и взрослые, и дети.)
– А теперь попробуем найти все основные элементы текста, проанализируем текст с точки зрения его структуры и содержания. Как мы видим, в тексте 3 части: введение, основная часть и заключение. Составим план текста. (Во вступлении указана тема картины – молодой живописец. В основной части дается описание картины и реализуются две микротемы: «свободная композиция картины» и «живописные средства картины». В заключение реализуется следующая микротема: «атмосфера моральной чистоты в картине».)
– Какова же основная мысль текста? (По-моему, она выражена во втором предложении: мальчик исполнен поразительной непринужденности и простоты.)
– Сейчас разделимся на группы. Сидящие в первом ряду выпишут имена существительные, во втором – имена прилагательные, в третьем – деепричастия. На работу отводится пять минут. (Имена существительные: картина, серьезность, взгляд, живописец, девочка, женщина... Имена прилагательные: молодая, поразительный, тесноватый, небольшой, свободный, мягкий... Деепричастия: создавая, вызывая...)
– Подведем итог. Мы видим, что большинство слов – прилагательные, принадлежащие к так называемой описательной лексике. Но, кроме нее, есть еще и экспрессивно-выразительные слова, искусствоведческие термины. Давайте попробуем найти эти слова и выражения. (Экспрессивно-выразительные слова: тесноватая комната, писать свободно и мягко, сероватый дневной свет, тонкие оттенки цветов, воздушность среды, розовый, брусничный цвет, зеленовато-серый оттенок... Искусствоведческие термины: картина, сюжет, живописец, композиция картины, случайность композиции, мазок, светотень, контуры, воздушность среды, первая часть полотна, оттенок, глухой цвет.)
– В каких предложениях текста наиболее ярко выражена авторская позиция? (Фирсов пишет свободно и мягко, прекрасно передавая различные качества вещей различным характером мазка; Такая скромная, тщательно продуманная красочная гамма содействует сдержанной поэзии картины и атмосфере моральной чистоты, разлитой в ней.)
– Теперь вместе ответим на несколько вопросов. Каким является текст – описательным, повествовательным, рассуждением? (Текст является описательным, потому что большинство слов в нем принадлежит описательной лексике: очень много существительных – конкретных; имен прилагательных, обозначающих цвет; глаголы употребляются в основном в настоящем времени, часто встречаются атрибутивные обороты типа коричневатый тон, глухой тон... Связь между предложениями последовательная, и потому текст легко и быстро запоминается.)
– Какая у нас лексика опорных слов? Как происходит действие в тексте? Что такое описание?
– Как вы думаете, к какому стилю – разговорному или книжному – относится текст? (В этом тексте совмещаются и разговорный, и книжный стили.) (Я так не думаю. Это научно-популярный стиль с элементами художественной речи. В тексте много искусствоведческих терминов. Но все в тексте излагается просто и понятно.)
– И.Э. Грабарь разъясняет тайны картины, делая ее доступной для понимания, а значит, и любимой всеми, то есть популярной. Поэтому слова и предложения, которыми он воспользовался, просты и понятны всем. Стиль такого текста, как мы уже знаем, называется научно-популярным.

Задание на дом. Напишите сочинение-статью о картине И.Фирсова «Юный живописец» в школьную стенгазету. Передайте не только содержание картины, но и свое впечатление, выразите свое отношение к ней. Поделитесь с читателем своим мнением об увиденной вами картине (репродукции) на выставке (на уроке, в альбоме).

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, Орфография, письмо
Просмотров: 5725 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0