Цели урока: 1) на материале
текста углубить знания учащихся об особенностях
научно-популярного стиля; 2) показать проявление
авторской позиции на материале
искусствоведческого текста; 3) активизировать
лексику по теме «В мире прекрасного»; 4) повторить
искусствоведческие термины.
Оборудование: 1) репродукция
картины И.И. Фирсова «Юный живописец»; 2)
искусствоведческий текст, рассчитанный на
широкий круг читателей.
Рассказ учителя о художнике и его
картине. В русском искусстве XVIII века
отсутствовал интерес к жанровой живописи, тем не
менее жанровая картина существовала. В 70–80 гг. в
Академии был класс «домашних упражнений»,
захиревший к концу века вместе с развитием
героического направления.
Замечательным, но загадочным памятником русской
жанровой живописи является картина «Юный
живописец», написанная Иваном Фирсовым, о
котором известно только то, что с 1748 по 1756 г. он
был в Париже и там учился в Академии художеств.
Юный живописец, изображенный за работой в своей
мастерской, и позирующая ему женщина с девочкой
по-настоящему просты. Фирсову прекрасно удалось
уловить здесь скромную прелесть обыденного.
Серо-розовая, серебристая гамма своею
скромностью вполне соответствует общему
характеру картины. Она одинока в русской
живописи и не имела никакого продолжения.
Мы ничего не знаем о дальнейшей судьбе самого
художника. (Коваленская Н.О. История русского
искусства XVIII века. Л.: Искусство, 1940. С. 90.)
Беседа по картине
– Скажите, вам нравится эта картина? (Да.
Картина мне очень нравится, потому что она очень
простая. Видно, что она старинная, давно написана.
Больше всего мне нравится то, что в ней так много
разнообразных красок, которые прекрасно
сочетаются. Мне картина настолько понравилась,
что хочется самому стать художником.)
– О чем бы вы рассказали, на что особенно
обратили бы внимание, если бы вашим слушателем
был человек, который никогда не видел эту
картину? (Я бы передал прежде всего содержание
картины, рассказал о юном художнике, с таким
увлечением пишущем картину. Ему позирует
девочка, она прижимается к юбке матери. Живописец
подобрал яркие краски, которые смягчаются
дневным светом. Композиция картины проста и
жизненна. Мне очень нравится эта картина. Я бы
обратил внимание на то, с каким увлечением
работает молодой художник. Сразу видно, что он
любит свое дело, что он уже умелый мастер.
Живописец сидит спиной к зрителю, не обращает на
него никакого внимания. Он весь сосредоточен на
своей модели – маленькой девочке с добрым
веселым лицом.)
(В ходе беседы учитель раздает ученикам
напечатанный текст.)
Искусствоведческий текст
«В картине Фирсова останавливает на себе
взгляд серьезность, с какой художник передает
сюжет. Мальчик-живописец, молодая женщина,
наставляющая девочку, исполнены поразительной
непринужденности и простоты.
В композиции картины нет ничего от классических
приемов. Художник показал уголок тесноватой
комнаты и в небольшом пространстве свободно
расположил фигуры людей. «Случайность
композиции» вызывает у зрителя впечатление
жизненности сцены.
Фирсов пишет свободно и мягко, прекрасно
передавая различные качества вещей различным
характером мазка. Внимательно отмечает переход
светотени на лицах людей и на предметах,
освещенных сероватым дневным светом.
Смягченность контуров, тонкие оттенки цветов,
наблюдаемые художником в натуре, создают
ощущение воздушной среды. Розовые,
бруснично-красные, белые и бледновато-желтые
цвета, преобладающие в первой части полотна,
мягко сочетаются с зеленоватым оттенком камзола
мальчика слева. Этот оттенок находит себе отзвук
в более глухом зеленом тоне занавеса в глубине.
Такая скромная, тщательно продуманная, красочная
гамма содействует сдержанной поэзии картины и
атмосфере моральной чистоты, разлитой в ней» (Грабарь
И.Э. История русского искусства. Т. 7. М., 1961. С. 234.)
Беседа по искусствоведческому тексту
– Представьте себе, что вы должны пересказать
этот текст другу, который его не читал. В чем он
для вас сложен или непонятен? (Текст несложный. Он
не очень большой по объему: в нем 3 абзаца.
Незнакомых слов или слов, вызывающих
затруднение, нет.) (Текст написан просто. Но в
тексте встречаются такие слова, как сюжет
картины, композиция картины, классические
приемы, случайность композиции, характер мазка,
светотень, смягченность контуров, воздушная
среда, красочная гамма. Эти слова представляют
собой искусствоведческие термины, с которыми мы
раньше встречались.) (Кроме искусствоведческих
терминов, в тексте встречаются и «зрительные»
прилагательные: розовый, бруснично-красный,
белый, бледновато-желтый, серо-зеленый, зеленый.)
(Текст очень простой и приятный. Мы как будто
вместе с автором смотрим на картину и видим то же
самое и чувствуем то же самое. Сразу стали
понятны все слова. Видно, что картина понравилась
И.Э. Грабарю. Этот текст прочитают с
удовольствием и взрослые, и дети.)
– А теперь попробуем найти все основные элементы
текста, проанализируем текст с точки зрения его
структуры и содержания. Как мы видим, в тексте 3
части: введение, основная часть и заключение.
Составим план текста. (Во вступлении указана тема
картины – молодой живописец. В основной части
дается описание картины и реализуются две
микротемы: «свободная композиция картины» и
«живописные средства картины». В заключение
реализуется следующая микротема: «атмосфера
моральной чистоты в картине».)
– Какова же основная мысль текста? (По-моему, она
выражена во втором предложении: мальчик
исполнен поразительной непринужденности и
простоты.)
– Сейчас разделимся на группы. Сидящие в первом
ряду выпишут имена существительные, во втором –
имена прилагательные, в третьем – деепричастия.
На работу отводится пять минут. (Имена
существительные: картина, серьезность, взгляд,
живописец, девочка, женщина... Имена
прилагательные: молодая, поразительный,
тесноватый, небольшой, свободный, мягкий...
Деепричастия: создавая, вызывая...)
– Подведем итог. Мы видим, что большинство слов –
прилагательные, принадлежащие к так называемой
описательной лексике. Но, кроме нее, есть еще и
экспрессивно-выразительные слова,
искусствоведческие термины. Давайте попробуем
найти эти слова и выражения.
(Экспрессивно-выразительные слова: тесноватая
комната, писать свободно и мягко, сероватый
дневной свет, тонкие оттенки цветов, воздушность
среды, розовый, брусничный цвет, зеленовато-серый
оттенок... Искусствоведческие термины: картина,
сюжет, живописец, композиция картины,
случайность композиции, мазок, светотень,
контуры, воздушность среды, первая часть полотна,
оттенок, глухой цвет.)
– В каких предложениях текста наиболее ярко
выражена авторская позиция? (Фирсов пишет
свободно и мягко, прекрасно передавая различные
качества вещей различным характером мазка; Такая
скромная, тщательно продуманная красочная гамма
содействует сдержанной поэзии картины и
атмосфере моральной чистоты, разлитой в ней.)
– Теперь вместе ответим на несколько вопросов.
Каким является текст – описательным,
повествовательным, рассуждением? (Текст является
описательным, потому что большинство слов в нем
принадлежит описательной лексике: очень много
существительных – конкретных; имен
прилагательных, обозначающих цвет; глаголы
употребляются в основном в настоящем времени,
часто встречаются атрибутивные обороты типа коричневатый
тон, глухой тон... Связь между предложениями
последовательная, и потому текст легко и быстро
запоминается.)
– Какая у нас лексика опорных слов? Как
происходит действие в тексте? Что такое описание?
– Как вы думаете, к какому стилю – разговорному
или книжному – относится текст? (В этом тексте
совмещаются и разговорный, и книжный стили.) (Я
так не думаю. Это научно-популярный стиль с
элементами художественной речи. В тексте много
искусствоведческих терминов. Но все в тексте
излагается просто и понятно.)
– И.Э. Грабарь разъясняет тайны картины, делая ее
доступной для понимания, а значит, и любимой
всеми, то есть популярной. Поэтому слова и
предложения, которыми он воспользовался, просты
и понятны всем. Стиль такого текста, как мы уже
знаем, называется научно-популярным.
Задание на дом. Напишите
сочинение-статью о картине И.Фирсова «Юный
живописец» в школьную стенгазету. Передайте не
только содержание картины, но и свое впечатление,
выразите свое отношение к ней. Поделитесь с
читателем своим мнением об увиденной вами
картине (репродукции) на выставке (на уроке, в
альбоме). |