Цели:- Знакомство с понятием СОЮЗ и его ролью в предложении.
- Развитие логического мышления, навыков синтеза и анализа.
- Воспитание морально-нравственных устоев семьи.
Оборудование: словарь иностранных слов, музыка А. Бородина
"Струнный
квартет. Ноктюрн”, книга А. Райдль. "Самое заветное желание”
(краеведческий
материал), презентация по теме урока – Приложение
1.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Чистописание. (Учитель начальных классов.)
АЯИМИЛФ
– Соберите слово. ФАМИЛИЯ.
– Какой звук стоит в начале слова? (Согласный, глухой, твердый.)
– Как называется буква?
Прописывание с проговариванием соединений: Фф, фа, фам, фами, фамил,
фамилии,
фамилия.
3. Словарная работа. (Учитель русского языка и литературы.)
Выделение орфограмм.
– Что такое ФАМИЛИЯ? Чтение детьми заранее подготовленных статей из
словаря
иностранных слов.
Вывод на доске:
ФАМИЛИЯ – СЕМЬЯ – СОЮЗ
Фамилия – это название семьи, или сама семья, род.
– Кто создает семью? Родители. Они вступают в брак. Брак – это
семейный СОЮЗ.
– Сколько детей может быть в семье? Кто еще может входить в семью?
На доске: А. Бородин "Струнный квартет. Ноктюрн”.
– Прочитайте. Где здесь фамилия? (Бородин.) Запишите в
тетрадь.
Прослушивание фрагмента.
– Прослушайте и скажите, сколько человек в этой семье, которая
собралась за
завтраком.
– Как различили? (Различия переданы с помощью тембров четырех
инструментов, темпа мелодии.)
4. Тема и цель. (Учитель начальных классов.)
– Итак, семья за завтраком. Запишем два предложения.
ЖИЛ В ПОСЕЛКЕ ПИРСЫ МАЛЬЧИК ИЛЬЯ ПО ФАМИЛИИ АКАТЬЕВ. УТРОМ СЕМЬЯ
АКАТЬЕВЫХ
ДРУЖНО ЗАВТРАКАЕТ.
– Из какого произведения эти герои? Райдль. "Самое заветное желание”.
Мы
читали эту повесть. Кто ее главный герой? Где живет семья Акатьевых? (Илья
Акатьев – герой книги – и его семья живут в поселке Пирсы Архангельской
области
на речке Левковке, которая впадает в Северную Двину – великую северную
реку.)
– Продолжим разговор о семье Акатьевых.
Презентация – Приложение
1. (Учитель
русского языка и литературы.)
– Посмотрите на доску. Что вы можете сказать об этих словах?
Разделите на группы по частям речи.
– Что такое А? Назовите тему сегодняшнего урока. СОЮЗЫ.
– Знаете ли вы еще ИС, глаголы, наречия, предлоги, союзы?
– Зачем они нужны в предложении?
Цель урока – итак, сегодня мы узнаем, какие еще есть союзы и для чего
они
нужны в предложении.
5. Работа по теме.
– Составьте предложение.
ИЛЬЯ ПОЛОЖИЛ ВИЛКИ СЛЕВА ОТ ТАРЕЛКИ, А НОЖИ СПРАВА.
Запись с проговариванием орфограмм.
Диктант. (Учитель начальных классов.)
ОН ОЧЕНЬ ХОЧЕТ ЕСТЬ, НО ТЕРПЕЛИВО ЖДЕТ. МАМА ПРИГОТОВИЛА БЛИНЫ С
ВАРЕНЬЕМ И
СМЕТАНОЙ. СЕМЬЯ СОБРАЛАСЬ ЗА СТОЛОМ, И МАМА ВНЕСЛА ЦЕЛУЮ ГОРУ БЛИНОВ.
– Найдите союзы. (Учитель русского языка и литературы.)
– Что общего в двух последних предложениях? Союз И.
– В чем разница между ними? Запятая.
– Сделаем разбор предложений по членам предложения и частям речи.
– Т.О. если союз И соединяет одинаковые члены предложения, то запятая
не
ставится, если союз И соединяет два простых предложения в одно, то
запятая
ставится обязательно.
– Итак, какие есть союзы и для чего они нужны в предложении?
Соединяют два
одинаковых члена предложения или два простых предложения в одно.
6. Закрепление. (Учитель русского языка и литературы.)
– Прочитайте. (Выпущены союзы.)
Что выпущено? Попробуем вставить союзы.
– Можно ли убрать союзы из предложения? Попробуем. А предлоги?
– Сделайте вывод. (Союзы можно пропустить, а предлоги нет, но от
того, что
мы пропускаем союзы, наша речь обедняется.)
7. Итог урока. (Учитель начальных классов.)
– О чем мы сегодня говорили на уроке?
– Что вы о них узнали?
– А есть ли еще союзы в русском языке? Где узнать? (Словари,
справочники,
учебники старших классов, обращение к учителю русского языка и
литературы.)
(Учитель русского языка и литературы знакомит детей с многообразием
союзов –
беседа.)
– Есть множество союзов, с которыми вы познакомитесь в старших
классах.
8. Домашнее задание. Мини – сочинение о семье. |