Изучение любого лирического
произведения можно сопроводить ахматовской
строкой: "Я пришла к поэту в гости...” Пожалуй,
будет позволительно изменение грамматических
форм: "пришёл, пришли”, равно как и варьирование
первоначального смысла и цели "визита”. Пришли
в его эпоху, в его творческую мастерскую. Именно
пришли к поэту (а не прибежали с быстротой
перелистываемых страниц) "оттого, что всякому
хочется возвышенно мыслить и чувствовать вместе
с ним; всякий ждёт, что вот он скажет мне что-то
прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостаёт
мне, но он скажет, и это сейчас же сделается моим”
(А.Н. Островский).
В 1815 году французский поэт Антуан Венсан Арно
написал стихотворение "La feuille”. Арно написал это
стихотворение после того, как вернувшиеся к
власти Бурбоны изгнали поэта за его близость к
Наполеону Бонапарту. В эпоху Реставрации оно
воспринималось отражающим общую участь
изгнанников, преследуемых деспотизмом.
Пушкин в статье "Французская академия” (1836)
писал: "Участь этого маленького стихотворения
замечательна... Александр Ипсиланти перевёл его
на греческий язык, у нас его перевели Жуковский,
Давыдов”.
Перечень этот можно продолжить: стихотворение
переводилось поэтом-петрашевцем С.Дуровым;
ранее, в 1841 году, мотивы этого стихотворения
своеобразно трансформировал М.Лермонтов; в XX
веке перевод стихотворения Арно дал В.Брюсов.
Есть такое понятие — "вечные образы”: Фауст,
Гамлет, Дон Жуан. Можно выделить ещё одно
определение — "вечные символы”. И листок —
одинокий, гонимый ветром — найдёт своё место в
литературе любой страны, любой эпохи.
— Давайте вслушаемся в
стихотворения Жуковского и Лермонтова.
(Звучит подготовленное чтение стихотворений,
выясняется уровень восприятия: "Одинаковые ли
чувства вызывают эти стихотворения? Что можно
сказать об их цветовом восприятии?”)
— Вспомним, когда было
написано стихотворение и каковы были в это время
жизненные обстоятельства их авторов.
(Записи в тетрадях, как и всегда при
сопоставлениях, ведутся в двух колонках: в первой
содержатся результаты анализа стихотворения
Жуковского, во второй — Лермонтова.)
1818 год. Местонахождение поэта —
Петербург. Состоит на службе у
государя-императора в качестве учителя русского
языка у великой княгини Александры Фёдоровны. Пережил
замужество М.Протасовой (в 1817 году). |
Апрель–май 1841 года. 14
апреля 1841 года, не получив отсрочки, возвращается
из Петербурга на Кавказ. В мае прибывает в
Пятигорск и получает разрешение задержаться для
лечения на минеральных водах. А из Петербурга тем
временем идут предписания строжайше наблюдать,
чтобы он непременно находился в полку. |
— Вспомните контекст
творчества поэтов, который обрамляет
исследуемые нами стихотворения.
Для 24-летнего Жуковского
это расцвет творчества. Личная драма поэта и
связанное с нею разочарование во всём ещё больше
укрепляют осознание невозможности счастья в
этом мире и ожидание его за гробом, в
"очарованном Там”. В это время написаны
стихотворения: "Песня”, "Там небеса и воды
ясны”, "Весеннее чувство”. В этих произведениях
становится видимым полёт души героя "Туда”. |
Для Лермонтова это также
время поэтического расцвета. Одновременно это —
последние месяцы жизни, и потому с особенным
трагизмом воспринимается написанное поэтом в
это время: "Выхожу один я на дорогу...”, "Утёс”,
"Прощай, немытая Россия...”, "На севере диком...”. |
Оба стихотворения, таким образом, имеют идейную
связь с другими лирическими произведениями,
написанными в рассмотренные нами периоды жизни
поэтов.
— Мы подошли к определению
темы стихотворений.
Это: поиски страдающей
и одинокой душой спокойствия и тепла
на "идеальной” родине,
Там |
в реальном мире |
— А почему начало
сформулированной нами фразы одинаково?
Трагическое одиночество в мире людей сближает
авторов стихотворений. Одиночество — в силу
характеров меланхолически-замкнутого
Жуковского и гордо-возвышенного Лермонтова,
создателя типа "лишнего человека” и героя,
произнёсшего одну из ключевых (для всего
творчества поэта) фраз: "...я не создан для людей:
я слишком горд, они для меня — слишком подлы”.
— Одинакова ли идея
произведений?
Нет. И это определяется мировоззрением авторов.
В этой связи в качестве ещё одной аллегории
напрашивается библейское: "Каждому будет по
вере его”. И поэтому:
загробное спокойствие и
тепло будут наградой за все земные страдания. |
душевная гармония
определяется личными качествами, умением
находить компромиссы со своей совестью, а через
это — и с миром. |
— Охарактеризуйте
стихотворения с точки зрения их структуры.
Это цельный логический
поток, представляющий собой движение, полёт
листка Туда. |
Аллегорическое
повествование, включающее в себя историю
скитаний листка, описания действующих лиц,
местности. |
— А как через структуру
стихотворений раскрывается образ-символ и,
соответственно, связанная с ним идея?
Однопланово, без
полутонов, ярче и зримее изображено то, к чему он
стремится. Более того, листок — это часть всего
(это слово автор подчёркивает курсивом), равно
как и "лист лавровый”, и "лёгкий розовый
листок”. |
Именно в полутонах о нём
можно сказать многое. Он, несомненно, на первом
плане, и каждая строфа — это новый виток
повествования и, следовательно, размышлений
автора. |
— Обратимся к языковым
средствам, с помощью которых авторы изображают
"героев”, а именно:
1. Что им надо?
"Не знаю сам”. |
"Прими же пришельца меж
листьев своих изумрудных”. |
2. Что говорят о себе?
"От дружной ветки
отлучённый”, "листок уединённый”, "по воле
случая носимый, // Стремлюсь, куда велит мне рок”. |
"Оторвался от ветки
родимой”, "в степь укатился, жестокою бурей
гонимый”, "засох и увял я от холода, зноя и
горя”, "до срока созрел я и вырос в отчизне
суровой”, "один и без цели по свету ношуся”,
"засох я без тени, увял я без сна и покоя”,
"немало я знаю рассказов мудрёных и чудных”. |
В аллегориях и символах стихотворения
Жуковского раскрываются мысли автора о том, что в
реальном мире человек — это всего лишь
случайность, зависимая от воли рока, он не может
быть спокоен и умиротворён здесь, истинное
счастье там, "куда на свете всё стремится”.
"Внутреннее”, философское содержание
стихотворения "Дубовый листок оторвался от
ветки родимой...”, переданное также через
аллегории и символы, позволяет увидеть черты
"классического” для творчества Лермонтова
героя: ум, опыт и мудрость, критическое сознание и
страстное чувство личности, жизнелюбие,
воплощающееся в мечтах о совершенстве и
свободе... И одновременно с этим — тоска,
порождённая мрачной эпохой, гнетущее сознание
одиночества и невостребованности.
— Какое из стихотворений
ближе по смыслу к оригиналу и почему?
Отсутствие в стихотворении Жуковского и,
соответственно, наличие в стихотворении
Лермонтова социально-политического контекста —
это прежде всего фраза "вырос в отчизне
суровой”. Читаемая на этом фоне и подтверждённая
обстоятельствами жизни личная драма поэта
позволяет говорить об идейной соотнесённости
стихотворений Арно и Лермонтова.
— Как связаны
художественные средства языка с характером
произведений?
В обоих стихотворениях выделяются два пласта
повествования; их можно обозначить как внешний —
словесная оболочка — и внутренний — идейный —
смысл. То есть философские категории
раскрываются через описательные.
Жуковский обращается к
словам и выражениям глубоко ассоциативного
характера, намёкам и символам. Для реализации
внутреннего, как мы обозначили, пласта автор
одушевляет природу и олицетворяет человеческие
чувства. В четырёх последних ключевых стихах
использована градация в форме синтаксической
анафоры. |
В стихотворении
Лермонтова гораздо больше эпитетов, поскольку
шире план повествования и описаний. Основным
средством постижения смысла являются
олицетворения и внутристиховые аллегории. Их
смысл раскрывается прежде всего через символ
"листок-странник”, "листок-пришелец”. |
Художественным приёмом, с помощью которого
автор строит композицию и, следовательно,
выражает идею, может быть противопоставление.
— Есть ли
противопоставления в этих стихотворениях?
В стихотворении Жуковского это лишь
ассоциативное противопоставление: дружная
ветка — уединённый листок.
Совсем иначе у Лермонтова: сухой, пыльный,
жёлтый, бесцельный листок, засохший и увядший
"от холода, зноя и горя”, "без тени”, "без сна и
покоя”, и чинара, к которой "приложим” весь
перечень благополучий: зелёные ветви, изумрудные
листья, пение райских птиц, простор и холодное
море, солнце...
— Что можно сказать о
характере этих противопоставлений?
Они вызывают ощущение пропасти, лежащей между
чинарой, её "свежими сынами” и "бедным
листочком дубовым”. Это противопоставление
является сюжетообразующим компонентом, фоном
для раскрытия идеи и понимания аллегорий
стихотворения. Перечень благополучий
подчёркивает трагизм положения символически
изображённого героя, его незаурядность и
обречённость на бесконечное одиночество и
страдания, потому что в мире, где ревностно
оберегают собственный покой и безмятежность, нет
места состраданию и пониманию. Забота о своём
благополучии лишает человека души и даёт взамен
маску.
— Одинаково ли звуковое
восприятие стихотворений?
Стихотворение Жуковского
написано четырёхстопным ямбом, нет деления на
строфы, и поэтому, как мы уже говорили,
стихотворение воспринимается как единый
смысловой и звуковой поток. Хотя в стихотворении
можно выделить определённые смысловые отрезки —
это достигается благодаря разным способам
рифмовки. |
Автор использует
пятистопный амфибрахий. Характерно то, что к
амфибрахию поэт обращается в последний период
творчества. |
— Какие зрительные
ассоциации возникают при прослушивании? Какие
слова будут ключевыми для создания
ассоциативных картин?
"Стремлюсь”, "летишь”. |
"Докатился”, "ношуся”. |
(Эти слова позволяют создать яркие и образные
ассоциации.)
— А какие звуки придают
зрительность стихотворениям и вызывают
определённые ассоциации у читателей?
Это прежде всего лабиализованные гласные —
"о” и "у”. Именно они создают эффект полёта,
продвижения, стремительности.
Преобладающее количество
лабиализованных в 1, 5, 6-й строках, равное с
нелабиализованными в 10-й. Именно эти строки
передают движение, полёт, в целом — движение
Туда. Не случайно в этой связи гласный последнего
слога в стихотворении "о” — "листо-о-ок”.
Обращает на себя внимание частота употребления
согласных "с” и "р”: звук "р” в данном случае
создаёт ощущение тревоги, неустроенности.
"Гроза разбила дуб родимый”, "с тех пор по
долам, по горам”, "рок”. А звук "с” как бы
передаёт звук летящего предмета — "с-с-с” —
сопровождает полёт. Это ощутимо прежде всего в
одной из ключевых фраз: "Куда на свете всё
стремится”. |
Повествование о листке,
его речь даны в звуковом контексте
лабиализованных гласных, что обусловлено
стремлением автора передать состояние вечной
подвижности листка, а в контексте данного
стихотворения — тревоги: "о” и "у” — звуки,
передающие ещё и стон. А вот повествование о
чинаре и её речь обрамлены звуковым воплощением
нелабиализованных, прежде всего "а” и "и”, что,
в свою очередь, передаёт состояние покоя,
безмятежности, постоянства. Таким образом
противопоставление, о котором мы уже говорили,
реализуется и на звуковом уровне. |
Подобные схемы — листок–полёт (для обоих
стихотворений) и чинара–спокойствие —
реализуются и в синтаксической организации
стихотворений.
В стихотворении два
предложения, представляющие собой структуру вопрос–ответ.
Второе предложение представляет собой единый
речевой поток, выдаваемый, как мы уже говорили, на
одном дыхании. Это закономерно, потому что
паузы-точки, восклицательные знаки стали бы
преградой в изображаемом полёте листка. |
Три первые строфы — это
три бессоюзных предложения, части которых
распространены и осложнены. 4-я строфа делится
на 2 предложения: 1-е заканчивает мысль первых
трёх строф, 2-е содержит обращение и начинает
новый смысловой виток.
Таким образом, речевая организация
повествования о листке в стихотворениях
совпадает. А повествование, связанное с ответом
чинары, оформлено по-другому: две последние
строфы, ей посвящённые, содержат пять
предложений, которые она, уверенная в себе, не
просто произносит, а "рубит”. В вопросительной и
восклицательной интонациях слышатся гнев и
возмущение. |
Наблюдения над всеми уровнями стихотворений
позволяют сделать ещё один вывод, вытекающий из
внутреннего подтекста произведений. Жуковского
ожидает счастье там, куда летит листок, на
"идеальной родине”, потому что время, в которое
живёт поэт, предоставляет ему право на "теорию
двоемирия”.
Лермонтов же, с его острым умом, обострённым
восприятием, романтической приподнятостью над
людьми, остаётся за чертой, которую проводит
"холодное море”. Идти некуда. Уже — и ещё! —
1841 год.
|