Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 05.05.2024, 18:31:48
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Сопоставительный анализ стихотворений-переводов “Листок” В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова
09.10.2011, 11:28:49

Изучение любого лирического произведения можно сопроводить ахматовской строкой: "Я пришла к поэту в гости...” Пожалуй, будет позволительно изменение грамматических форм: "пришёл, пришли”, равно как и варьирование первоначального смысла и цели "визита”. Пришли в его эпоху, в его творческую мастерскую. Именно пришли к поэту (а не прибежали с быстротой перелистываемых страниц) "оттого, что всякому хочется возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним; всякий ждёт, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостаёт мне, но он скажет, и это сейчас же сделается моим” (А.Н. Островский).

В 1815 году французский поэт Антуан Венсан Арно написал стихотворение "La feuille”. Арно написал это стихотворение после того, как вернувшиеся к власти Бурбоны изгнали поэта за его близость к Наполеону Бонапарту. В эпоху Реставрации оно воспринималось отражающим общую участь изгнанников, преследуемых деспотизмом.

Пушкин в статье "Французская академия” (1836) писал: "Участь этого маленького стихотворения замечательна... Александр Ипсиланти перевёл его на греческий язык, у нас его перевели Жуковский, Давыдов”.

Перечень этот можно продолжить: стихотворение переводилось поэтом-петрашевцем С.Дуровым; ранее, в 1841 году, мотивы этого стихотворения своеобразно трансформировал М.Лермонтов; в XX веке перевод стихотворения Арно дал В.Брюсов.

Есть такое понятие — "вечные образы”: Фауст, Гамлет, Дон Жуан. Можно выделить ещё одно определение — "вечные символы”. И листок — одинокий, гонимый ветром — найдёт своё место в литературе любой страны, любой эпохи.

— Давайте вслушаемся в стихотворения Жуковского и Лермонтова.

(Звучит подготовленное чтение стихотворений, выясняется уровень восприятия: "Одинаковые ли чувства вызывают эти стихотворения? Что можно сказать об их цветовом восприятии?”)

— Вспомним, когда было написано стихотворение и каковы были в это время жизненные обстоятельства их авторов.

(Записи в тетрадях, как и всегда при сопоставлениях, ведутся в двух колонках: в первой содержатся результаты анализа стихотворения Жуковского, во второй — Лермонтова.)

1818 год. Местонахождение поэта — Петербург. Состоит на службе у государя-императора в качестве учителя русского языка у великой княгини Александры Фёдоровны.

Пережил замужество М.Протасовой (в 1817 году).

Апрель–май 1841 года. 14 апреля 1841 года, не получив отсрочки, возвращается из Петербурга на Кавказ. В мае прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. А из Петербурга тем временем идут предписания строжайше наблюдать, чтобы он непременно находился в полку.

— Вспомните контекст творчества поэтов, который обрамляет исследуемые нами стихотворения.

Для 24-летнего Жуковского это расцвет творчества. Личная драма поэта и связанное с нею разочарование во всём ещё больше укрепляют осознание невозможности счастья в этом мире и ожидание его за гробом, в "очарованном Там”.

В это время написаны стихотворения: "Песня”, "Там небеса и воды ясны”, "Весеннее чувство”. В этих произведениях становится видимым полёт души героя "Туда”.

Для Лермонтова это также время поэтического расцвета. Одновременно это — последние месяцы жизни, и потому с особенным трагизмом воспринимается написанное поэтом в это время: "Выхожу один я на дорогу...”, "Утёс”, "Прощай, немытая Россия...”, "На севере диком...”.

Оба стихотворения, таким образом, имеют идейную связь с другими лирическими произведениями, написанными в рассмотренные нами периоды жизни поэтов.

— Мы подошли к определению темы стихотворений.

Это: поиски страдающей и одинокой душой спокойствия и тепла

на "идеальной” родине, Там в реальном мире

— А почему начало сформулированной нами фразы одинаково?

Трагическое одиночество в мире людей сближает авторов стихотворений. Одиночество — в силу характеров меланхолически-замкнутого Жуковского и гордо-возвышенного Лермонтова, создателя типа "лишнего человека” и героя, произнёсшего одну из ключевых (для всего творчества поэта) фраз: "...я не создан для людей: я слишком горд, они для меня — слишком подлы”.

— Одинакова ли идея произведений?

Нет. И это определяется мировоззрением авторов. В этой связи в качестве ещё одной аллегории напрашивается библейское: "Каждому будет по вере его”. И поэтому:

загробное спокойствие и тепло будут наградой за все земные страдания. душевная гармония определяется личными качествами, умением находить компромиссы со своей совестью, а через это — и с миром.

— Охарактеризуйте стихотворения с точки зрения их структуры.

Это цельный логический поток, представляющий собой движение, полёт листка Туда. Аллегорическое повествование, включающее в себя историю скитаний листка, описания действующих лиц, местности.

— А как через структуру стихотворений раскрывается образ-символ и, соответственно, связанная с ним идея?

Однопланово, без полутонов, ярче и зримее изображено то, к чему он стремится. Более того, листок — это часть всего (это слово автор подчёркивает курсивом), равно как и "лист лавровый”, и "лёгкий розовый листок”. Именно в полутонах о нём можно сказать многое. Он, несомненно, на первом плане, и каждая строфа — это новый виток повествования и, следовательно, размышлений автора.

— Обратимся к языковым средствам, с помощью которых авторы изображают "героев”, а именно:

1. Что им надо?

"Не знаю сам”. "Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных”.

2. Что говорят о себе?

"От дружной ветки отлучённый”, "листок уединённый”, "по воле случая носимый, // Стремлюсь, куда велит мне рок”. "Оторвался от ветки родимой”, "в степь укатился, жестокою бурей гонимый”, "засох и увял я от холода, зноя и горя”, "до срока созрел я и вырос в отчизне суровой”, "один и без цели по свету ношуся”, "засох я без тени, увял я без сна и покоя”, "немало я знаю рассказов мудрёных и чудных”.

В аллегориях и символах стихотворения Жуковского раскрываются мысли автора о том, что в реальном мире человек — это всего лишь случайность, зависимая от воли рока, он не может быть спокоен и умиротворён здесь, истинное счастье там, "куда на свете всё стремится”.

"Внутреннее”, философское содержание стихотворения "Дубовый листок оторвался от ветки родимой...”, переданное также через аллегории и символы, позволяет увидеть черты "классического” для творчества Лермонтова героя: ум, опыт и мудрость, критическое сознание и страстное чувство личности, жизнелюбие, воплощающееся в мечтах о совершенстве и свободе... И одновременно с этим — тоска, порождённая мрачной эпохой, гнетущее сознание одиночества и невостребованности.

— Какое из стихотворений ближе по смыслу к оригиналу и почему?

Отсутствие в стихотворении Жуковского и, соответственно, наличие в стихотворении Лермонтова социально-политического контекста — это прежде всего фраза "вырос в отчизне суровой”. Читаемая на этом фоне и подтверждённая обстоятельствами жизни личная драма поэта позволяет говорить об идейной соотнесённости стихотворений Арно и Лермонтова.

— Как связаны художественные средства языка с характером произведений?

В обоих стихотворениях выделяются два пласта повествования; их можно обозначить как внешний — словесная оболочка — и внутренний — идейный — смысл. То есть философские категории раскрываются через описательные.

Жуковский обращается к словам и выражениям глубоко ассоциативного характера, намёкам и символам. Для реализации внутреннего, как мы обозначили, пласта автор одушевляет природу и олицетворяет человеческие чувства.

В четырёх последних ключевых стихах использована градация в форме синтаксической анафоры.

В стихотворении Лермонтова гораздо больше эпитетов, поскольку шире план повествования и описаний. Основным средством постижения смысла являются олицетворения и внутристиховые аллегории. Их смысл раскрывается прежде всего через символ "листок-странник”, "листок-пришелец”.

Художественным приёмом, с помощью которого автор строит композицию и, следовательно, выражает идею, может быть противопоставление.

— Есть ли противопоставления в этих стихотворениях?

В стихотворении Жуковского это лишь ассоциативное противопоставление: дружная ветка — уединённый листок.

Совсем иначе у Лермонтова: сухой, пыльный, жёлтый, бесцельный листок, засохший и увядший "от холода, зноя и горя”, "без тени”, "без сна и покоя”, и чинара, к которой "приложим” весь перечень благополучий: зелёные ветви, изумрудные листья, пение райских птиц, простор и холодное море, солнце...

— Что можно сказать о характере этих противопоставлений?

Они вызывают ощущение пропасти, лежащей между чинарой, её "свежими сынами” и "бедным листочком дубовым”. Это противопоставление является сюжетообразующим компонентом, фоном для раскрытия идеи и понимания аллегорий стихотворения. Перечень благополучий подчёркивает трагизм положения символически изображённого героя, его незаурядность и обречённость на бесконечное одиночество и страдания, потому что в мире, где ревностно оберегают собственный покой и безмятежность, нет места состраданию и пониманию. Забота о своём благополучии лишает человека души и даёт взамен маску.

— Одинаково ли звуковое восприятие стихотворений?

Стихотворение Жуковского написано четырёхстопным ямбом, нет деления на строфы, и поэтому, как мы уже говорили, стихотворение воспринимается как единый смысловой и звуковой поток. Хотя в стихотворении можно выделить определённые смысловые отрезки — это достигается благодаря разным способам рифмовки. Автор использует пятистопный амфибрахий. Характерно то, что к амфибрахию поэт обращается в последний период творчества.

— Какие зрительные ассоциации возникают при прослушивании? Какие слова будут ключевыми для создания ассоциативных картин?

"Стремлюсь”, "летишь”. "Докатился”, "ношуся”.

(Эти слова позволяют создать яркие и образные ассоциации.)

— А какие звуки придают зрительность стихотворениям и вызывают определённые ассоциации у читателей?

Это прежде всего лабиализованные гласные — "о” и "у”. Именно они создают эффект полёта, продвижения, стремительности.

Преобладающее количество лабиализованных в 1, 5, 6-й строках, равное с нелабиализованными в 10-й.

Именно эти строки передают движение, полёт, в целом — движение Туда. Не случайно в этой связи гласный последнего слога в стихотворении "о” — "листо-о-ок”.

Обращает на себя внимание частота употребления согласных "с” и "р”: звук "р” в данном случае создаёт ощущение тревоги, неустроенности. "Гроза разбила дуб родимый”, "с тех пор по долам, по горам”, "рок”. А звук "с” как бы передаёт звук летящего предмета — "с-с-с” — сопровождает полёт. Это ощутимо прежде всего в одной из ключевых фраз: "Куда на свете всё стремится”.

Повествование о листке, его речь даны в звуковом контексте лабиализованных гласных, что обусловлено стремлением автора передать состояние вечной подвижности листка, а в контексте данного стихотворения — тревоги: "о” и "у” — звуки, передающие ещё и стон.

А вот повествование о чинаре и её речь обрамлены звуковым воплощением нелабиализованных, прежде всего "а” и "и”, что, в свою очередь, передаёт состояние покоя, безмятежности, постоянства. Таким образом противопоставление, о котором мы уже говорили, реализуется и на звуковом уровне.

Подобные схемы — листок–полёт (для обоих стихотворений) и чинара–спокойствие — реализуются и в синтаксической организации стихотворений.

В стихотворении два предложения, представляющие собой структуру вопрос–ответ. Второе предложение представляет собой единый речевой поток, выдаваемый, как мы уже говорили, на одном дыхании. Это закономерно, потому что паузы-точки, восклицательные знаки стали бы преградой в изображаемом полёте листка. Три первые строфы — это три бессоюзных предложения, части которых распространены и осложнены.

4-я строфа делится на 2 предложения: 1-е заканчивает мысль первых трёх строф, 2-е содержит обращение и начинает новый смысловой виток.

Таким образом, речевая организация повествования о листке в стихотворениях совпадает. А повествование, связанное с ответом чинары, оформлено по-другому: две последние строфы, ей посвящённые, содержат пять предложений, которые она, уверенная в себе, не просто произносит, а "рубит”. В вопросительной и восклицательной интонациях слышатся гнев и возмущение.

Наблюдения над всеми уровнями стихотворений позволяют сделать ещё один вывод, вытекающий из внутреннего подтекста произведений. Жуковского ожидает счастье там, куда летит листок, на "идеальной родине”, потому что время, в которое живёт поэт, предоставляет ему право на "теорию двоемирия”.

Лермонтов же, с его острым умом, обострённым восприятием, романтической приподнятостью над людьми, остаётся за чертой, которую проводит "холодное море”. Идти некуда. Уже — и ещё! — 1841 год.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Вилли | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, конспект урока, скачать бесплатно, презентация powerpoint
Просмотров: 3376 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0