Цель: учить умению вести переписку, составлять письма, развивать
творческую самостоятельность учащихся, умение излагать мысли сжато,
ясно, писать грамотно и аккуратно, устанавливать связь между частями в
тексте и предложениями; научить правильно оформлять прямой и обратный
адрес; воспитывать внимательное, чуткое отношение к людям. Оборудование:
картина А.Лактионова « Письмо с фронта», «Боевые подруги» Н. Бут, «Запорожцы
пишут письмо турецкому султану» И. Репина. Ход
урока. 1.Слово учителя. Письмо - серьёзный документ. Порой оно
перестаёт быть личным делом, когда, например, учащиеся пишут в газету о
своих школьных делах, о трудовых достижениях производства, о переписке с
зарубежными друзьями. Вовремя полученное письмо способно возвратить
человеку веру в добро, жизнь. Писать письма - большое искусство,
которому нужно учиться с детства. (Дома вы читали произведения, в
которых говориться о письмах.) Вопрос классу: Какую роль играют они в
произведении? Учащимся предлагается для устного описания
репродукции картин: А. Лактионова, Н.Бут, И. Репина. Ребята
определяют содержание писем. В тетради делают записи: Письмо-радость,
письмо- скорбь, письмо- отчаяние, письмо- надежда.
2.Выясняется
значение слова - письмо. Оно образовано от греческого -
эпистола- послание. (Определение записать в тетради.)
Вопрос:
Всегда ли были письма? Предлагается подобрать однокоренные слова к
слову письмо - писать, письменность, письмена, писатель, писание,
переписчик, письмоносец, писарь, писака. Обращение к истории:
есть ещё одно неизвестное вам, слово- письмовник. Так в
старину называли сборник образцов для составления писем: подбери нужный
текст, перепиши и можешь отсылать? Вопрос: Как вы думаете,
есть у нас необходимость в письмовнике? (Нет, каждое письмо отражает
чувство и мысли автора.) Кому же их пишут?
(
Родителям, друзьям, знакомым, и даже незнакомым людям, а случается
врагам.) Кто пишет письма? ( Один человек другому - личные,
индивидуальные; группа людей - коллективные. А как
называются письма по содержанию: дружеские, родственные, любовные,
деловые.
Учитель.
У каждого автора письма свой почерк, свой стиль, своя манера. Но
все они должны быть грамотными и аккуратно написанными. (Ребятам
раздаются карточки с «Основными правилами переписки» их зачитывают.) -
Мысли выражай сжато, точно, ясно. - Добивайтесь живости и
выразительности речи. - Тон письма должен быть вежливым. -
Будь внимателен к адресату и его вопросам. - Сначала изложи то,
что прямо относится к лицу, которому пишешь, а затем сообщи то, что
касается тебя самого или других лиц. - Старайся писать о себе мало
и кратко, о других - больше и подробнее. - Стремись писать об
интересных фактах и событиях. - Обязательно отвечай на полученное
письмо своевременно. А какие ещё общечеловеческие правила
необходимо помнить: Никогда не читай чужие письма и подписывай
адресат. а) словарная работа: уточняется значение
слов - адресат и адресант; и значение слова анонимный.
Учитель
передаёт ребятам конверты с образцами писем (Н. Островского - матери, Защитников
Брестской крепости). Вопрос - Что общего в этих письмах, как они
построены? Ребята могут ответить: 1- дата; 2 - обращение; 3 -
начальные фразы; 4 - содержание письма; 5 - концовка; 6 - имя автора.
Учитель.
Но вот письмо закончено. Его запечатывают в конверт. Теперь нужно
написать адрес. Как это сделать? (Вспомнить рассказ А. П. Чехова «
Ванька Жуков».) Что мы пишем на конверте? Какие слова
на конверте принято сокращать? В какой форме принято писать на
конверте фамилии и имена? (адресат - полностью фамилию, имя, отчество в
форме дательного падежа.) (Адресант - фамилию в форме именительного
падежа и инициалы.) У каждого ученика на партах конверты. Им
предлагается его заполнить. Письмо запечатано и опущено в
почтовый ящик. Вопрос: А как ещё можно переслать письмо?
(Голубиной почтой; собаками, стрелами.)
В конце урока учитель
может рассказать о том, что летом 1957 года на Конгрессе Всемирного
почтового Союза был учреждён праздник - Неделя письма - международный
праздник почтальонов и других работников связи. Международную
организацию работники связи создали в 1874 году. Итог урока -
оценивание. Домашнее задание: написать письма: Письмо другу,
Письмо семье, Письмо Президенту, другие. Записать в тетрадь.
Произведения,
с которыми работали ребята, готовясь к уроку: 1.Симонов К. « Живые и
мёртвые», книга 1, глава 4. 2. Чехов А. П. « Ванька». 3 Каверин
В. « Два капитана». |