ТЕМА: Жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет,
анималистический, батальный, мифологический. Создание портрета знакомого
человека.
Цель: 1. Закрепить знания по жанрам живописи, более
глубоко изучить портретный жанр и его классификацию, а также основные законы
изображения человека.
2. Развивать зрительную память, глазомер; умение
анализировать, наблюдать, выделять индивидуальное; совершенствовать приемы
работы красками, осознанное применение колористического решения для раскрытия
характера модели.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к людям,
чуткость, способность видеть душевную красоту.
Оборудование: материалы: краски, кисти,
бумага, альбом с шаблонами;
зрительный ряд: таблица конструктивной модели головы
в разных ракурсах, таблица пропорциональных отношений частей тела человека,
рисунки отдельных деталей: губы, уши, руки; репродукции: ф. Хале. «Лютнист», Т.
Гейнсборо. «Портрет барышень Слокер», Энгр. «Мадемуазель Ривьер», А. ван Дейк.
«Автопортрет», «Портрет короля Англии Карла I и королевы Генриетты Марии»,
«Роберт Рич», Ф. Хале. «Флейтист», Т. Гейнсберг. «Портрет герцогини де Бофор»,
Д. Веласкес. «Папа Иннокентий X».
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
— Какой вид искусства представлен наибольшим разнообразием
жанров?
— Назовите некоторые жанры и их основные изображения.
— Какие разновидности пейзажа вам известны?
III.
Объявление темы урока
Сегодня мы изучим жанры живописи, в частности
портретный жанр, и создадим портрет.
IV. Изучение нового материала
Слово учителя.
Большинство видов изобразительного искусства
подразделяются на жанры, многие из них универсальны: к ним обращаются и
живопись, и графика, и скульптура — это анималистический, портретный, бытовой,
исторический, батальный. Есть жанры, которые преимущественно разрабатываются в
каком-то определенном виде изобразительного искусства.
Жанр натюрморта, например, более характерен для живописи,
чем для графики, жанр карикатуры чаще всего встречается в графике, но изредка в
живописи и скульптуре. Жанры изобразительного искусства возникли в разное
время. Древнейший — анималистический. Именно ему больше всего внимания уделяли
первобытные художники, оставив изображения животных на стенах пещер,
предметах. Почтенный возраст у портретного жанра. Поразительного совершенства
(прежде всего в скульптуре) он достиг уже в Древнем Египте. Портрет — один из
самых распространенных жанров изобразительного искусства. Он имеет разновидности:
одиночный, погрудный, поясной, во весь рост, парный, групповой, автопортрет.
Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно. Пейзаж очень богат
разновидностями: сельский, городской, марина и т. д. Натюрморт оформили в
самостоятельный жанр лишь в XVII в. в Голландии. И хотя это слово nature morte переводится
с французского как «мертвая натура», натюрморт рассказывал о красоте жизни, о
созданных человеком удобных и полезных вещах, прекрасных творениях природы —
цветах, плодах, дарах моря и т. д. Родина бытового жанра, как и натюрморта, —
Голландия XVII в. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми. К
бытовому жанру относятся картины, рисунки, рассказывающие о событиях
повседневной жизни. Особое место принадлежит историческому жанру, который
включает произведения на темы большого общественного звучания, отображающие
значительные для истории народа события. К историческому жанру примыкает
батальный.
Религиозно-мифологический жанр в прошлом веке был
одним из самых распространенных. Первыми в России ему «объявили войну»
художники-передвижники во главе с И. Крамским. Во многих произведениях можно
наблюдать синтез двух и более жанров (портретно-пейзажный, пейзажно-бытовой),
однако всегда или почти всегда один из них — основной. Синтез различных жанров,
характерный для современного искусства, диктуется самой жизнью — сложной,
динамичной, многообразной.
Практическая работа нашего урока связана с портретным
жанром и поэтому мы подробно остановимся на нем. Портрет — это жанр изобразительного
искусства, передающий неповторимое своеобразие определенного человека. Но для
художника важно не только передать внешнее сходство, а и заглянуть во
внутренний мир, показать особенности характера, переживание, эмоциональное
состояние. В портрете важны все детали: поза, костюм, обстановка, аксессуары.
Именно они помогают художнику показать общественное положение портретируемого.
Портреты классифицируются по нескольким принципам:
1. По характеру изображаемой модели— женские, мужские,
детские
2. По числу изображенных персон — индивидуальные (один
человек), двойные (два человека), групповые (более двух человек). Особой
разновидностью является парные портреты: два портрета (как правило, супругов),
написанных на отдельных полотнах, но объединенных общим фоном, композицией,
колоритом и форматом.
3. В зависимости от размеров — «в натуру»,
миниатюрные, малоформатные.
4. По полноте изображения фигуры — поясные, погрудные,
поколенные, в полный рост.
5. Парадные — выполнялись на заказ (монархи, знать,
видные деятели, военачальники, облаченные в парадные одежды, с богатыми
украшениями, орденами, медалями). Камерные — могли выполняться как на заказ,
так и по собственному желанию
художника. На таких портретах бывали запечатлены и
влиятельные особы, и простолюдины. Такой портрет невелик по размерам и
сближает героя и зрителя.
6. В автопортрете художник изображал себя.
Не зная основных правил изображения фигуры человека,
трудно создать, реалистический образ. Чтобы изображать человеческую фигуру,
надо изучать анатомию, учитывать пропорции отдельных частей тела.
Чтобы правильно определить размер отдельных частей
тела относительно роста человека, нужно изучить основные пропорции. Голова
высокого человека в восемь раз меньше его роста, человека среднего роста — в
семь, у подростков — в шесть. Ширина плеч в два раза больше ширины головы.
Длина ног составляет половину высоты фигуры, а колено расположено посередине
ноги. Длина ступни равняется высоте головы (вместе с шеей). Если руки опущены,
то кисть достает до середины бедра. Формы человеческого тела сводятся к
упрощенным геометрическим форам: голова — форма яйца, шея — цилиндр, руки и
ноги можно изобразить как цилиндры, а туловище — цилиндр, переходящий в конус,
приплюснутый с боков. Пластика тела находится в непосредственной зависимости
от мышц. Их у человека более 500. Хорошо развитая мускулатура (достигается
физическими упражнениями) делает фигуру стройной, красивой. Но самая главная
роль в портретном жанре принадлежит изображению головы. Так же, как и в фигуре
человека, здесь присутствует пропорциональная зависимость между частями лица:
нос, глаза, уши, губы и т. д. Очень важен ракурс изображаемой модели.
В альбоме с шаблонами представлена конструктивная
модель головы в различных ракурсах, пропорциональное отношение фигуры
человека.
V. Практическая работа
7. Коллективная работа.
Все люди имеют одинаковое строение лица, фигуры,
сохраняются основные пропорции, но тем не менее каждый человек индивидуален,
он имеет свои характерные особенности, черты, отличающие его от других.
Давайте сравним двух человек. (В классе выбирают двух учеников, анализируют
формы частей тела.)
2. Создание портрета.
Вспомните хорошо знакомого человека, его черты лица,
характер. Это может быть мама, брат, сестра или просто друг. Этот человек будет
вашей моделью. Обязательно проанализируйте все детали: глаза, губы, волосы,
одежду. Вы можете нарисовать не только одного человека, а двойной или групповой
портрет. Можете воспользоваться фотографией, которую вы принесли. В альбоме
представлены материалы, которые помогут вам изобразить человека. Цветовой строй
привнесет в вашу работу определенное настроение, поможет зрителю понять ваши
чувства к изображаемому человеку.
Самостоятельная работа учащихся.
VI. Завершение урока
Демонстрация завершенных работ. Задание на следующий
урок: принести любой упаковочный материал (пакеты, коробки, пластмассовые
стаканчики, пробки и т. д.), нитки, бумагу, краски, фломастеры, клей,
пластилин; любимые игрушки. |