Форма проведения: урок-практикум
Тип урока: обобщающий
Вид урока: комбинированный
Время проведения: 7-8 уроки по теме «Технология создания и обработки мультимедийной информации»
Целевая аудитория: 10 класс, группа 13 человек
Цели урока:
- Образовательные:
- показать значимость работы с презентацией;
- формировать знания и умения в прикладной информатике;
- обучить способам поиска и использования источников информации, а также Интернет ресурсов;
- формировать практические умения учащихся при работе с изученными информационными технологиями;
- Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать информационную культуру;
- Воспитательные:
- прививать интерес к предмету;
- прививать навыки самостоятельности в работе;
- воспитывать толерантность и дисциплинированность;
- формировать навыки работы в группе.
Задачи урока:
- Рассмотреть применение информационных технологий.
- Развивать коммуникативные навыки учащихся.
- Содействовать установлению межпредметных связей.
- Научить объективно оценивать творческую работу учащихся по указанным критериям.
Ожидаемые результаты: самостоятельное обоснование
учащихся удобства использования презентации в дебатах или выступлениях,
развитие творческого воображения, формирование навыков работы в группе,
создание справочных материалов для уроков по МХК, истории и классных
часов. Продолжительность занятия
: 2 урока (80 минут). Оборудование, материалы
:
- проектор;
- компьютеры;
- звуковые колонки;
- наушники;
- фотоаппарат;
- программное обеспечение:
- ОС Windows XP;
- Microsoft Office PowerPoint 2003;
- Microsoft Office Excel 2003;
- Internet Explorer;
- web-страница (предварительно подготовленная учителем);
- тема урока на доске.
Используемая литература:
- Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция) / Под ред Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2008.
- Письмо департамента образования и науки от 13.08.2003 №2015 «О
введении метода проектов в практику образовательных учреждений»;
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии. 10 класс. / Под ред. проф. Н.В. Макаровой.
- Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Под ред. проф. Н.Д. Угриновича.
Аннотация
Потенциально человек рожден для счастья. Он наделен всеми
способностями и функциями, которые обеспечивают счастье. Но эти
способности должны быть обеспечены и окружающим обществом, его
мировоззрением, его модой и обычаями. Что такое счастье? От чего
зависит семейное счастье? Какова роль женщины в семье – такова и ее
жизнь. Эти вопросы волновали. Они волнуют человечество и сегодня.
Россия очень многогранная страна. В том числе и современная русская
семья - это и семьи живущие по принципу Домостроя, и по принципу –
«современная европейская семья».
Интернет-технологии совместно с возможностями мультимедиа позволяют
провести урок эмоционально, плодотворно, информативно и красочно!
Класс делится на две рабочие группы – они готовят свое выступление с
помощью презентаций. Каждой рабочей группе нужно будет подготовить
выступление – «защита» современной «европейской» семьи и семьи –
«по-Домострою».
В течении 2-х уроков члены рабочей группы совещаются, делятся своими
мнениями, изучают литературу, делают опрос учеников и старшего
поколения, обрабатывают и готовят его к публикации, готовятся к
выступлению, настраивают к показу презентацию (подбор дизайна, музыки,
графики). Создавшие лучшую презентацию, зарабатывают очки (учащиеся на
предоставленной web-страничке могут ознакомиться с критериями
оценивания работ своей и оппонентов). Учитывается выступление,
содержание, дизайн презентации, а также, на сколько рационально
использовалось данное программное обеспечение. В качестве экспертов
выступают учитель и сами ученики.
Ученики во время урока работают в web-страницей созданной
преподавателем. На этой страничке представлена тема урока, форма урока,
проблематика вопроса, даны задания для проверки знаний (ответы на них
они присылают преподавателю на электронную почту, а сами ответы
готовят в любом текстовом редакторе. В данном случае идет повторение и
проверка таких умений как работа в текстовом редакторе (набор
текстового ответа, работа с буфером обмена информации (PrintScreen –
по необходимости) и работа с электронной почтой). На страничке
представлены ссылки на полезные и интересные сайты.
В каждой рабочей группе распределены обязанности.
Задачи капитана: провести организационное собрание (распределить
обязанности, выбор дизайна презентации), проконсультировать участников
рабочей группы во время работы над презентацией, организовать
обсуждение защиты своей презентации.
Задачи участников рабочих групп: собрать материал по данной теме
(поиск в Интернете), провести опрос по самостоятельно выбранным вопросам
(по теме), подготовка презентации (настройка анимации, настройка
показа), подготовить защиту проекта, продемонстрировать капитану
готовый материал.
В процессе работы происходит смена деятельности – работа на
компьютере, проведение опроса (как и с помощью внутренней электронной
почты, так и с помощью непосредственного общения (на перемене учащиеся
успевают провести опрос взрослых (учителей), происходит общение внутри
группы. В течение урока проводится две физкультминутки.
Для достижения цели ребята работают с информацией, которую сами нашли
и выбрали в Интернете по ссылкам, которые указаны на страничке с
уроком и которые они сами нашили, пользуясь поисковыми системами.
В конце урока выступление, подведение итогов урока, анализ результатов, рефлексия учащихся.
План урока:
- Организационный момент (10 мин.).
- Контроль знаний по теме MS Power Point (10 мин.).
- Физкультминутка (2 мин.)
- Практическая работа в среде MS Power Point (35 мин.).
- Физкультминутка (3 мин.)
- Подведение итогов урока. Анализ результатов (15 мин.).
- Рефлексия учащихся (4 мин.).
- Домашнее задание (1 мин.).
Ход урока:
1. Организационная часть Учитель:
На предыдущих уроках мы ознакомились с программой создания
презентаций MS PowerPoint. Сегодня мы обобщим полученные знания, и для
этого мы проведем не обычный урок.
Россия очень многогранная страна. В том числе и современная русская
семья - это и семьи живущие по принципу Домостроя, и по принципу –
«современная европейская семья».
Для того чтобы у нас получилась дискуссия нам нужно организовать две
рабочие группы. Каждой рабочей группе нужно будет подготовить
выступление – «защита» современной «европейской» семьи и семьи –
«по-Домострою». Как вы думаете, в какой форме можно представить
информацию, собранную по данному вопросу? Учащиеся
:
В форме слайдов презентации, сопровождающих доклад диктора. Учитель
:
Какими программными средствами мы можем это реализовать? Учащиеся
:
С помощью программы MS PowerPoint. Учитель
:
Для достижения итога своей работы, вы должны мобилизовать все свои
знания и умения, приобретенные на предыдущих уроках. Ваша задача -
создать презентацию, предварительно проанализировав собранную
информацию, выделить в ней главное. Создавшие лучшую презентацию,
заработают очки (учащиеся на предоставленной web-страничке могут
ознакомиться с критериями оценивания работ своей и оппонентов).
Учитывается содержание, дизайн презентации, а также, насколько
рационально использовалось данное программное обеспечение. Желаю вам
успехов!
В качестве экспертов выступают сами ученики и учитель.
Перед началом нашей работы нам необходимо проверить ваши знания по данной теме:
2. Контроль знаний по теме MS Power Point
Вопросы перечислены на Web-страничке учителя.
Учащимся необходимо ответить на вопросы, записать их в любом текстовом редакторе и переслать учителю на e-mail.
1 вариант
- Назначение приложения MS Power Point.
- Как запустить приложение MS Power Point?
- Как создать слайд?
- Как вставить текст в слайд презентации?
- Как вставить картинку в презентацию?
- Как настроить анимацию текста?
- Как удалить слайд?
- Как создать управляющую кнопку?
- Как настроить управляющую кнопку?
|
2 вариант
- Что применяется в оформлении презентации?
- Как подключить необходимую панель инструментов?
- Как изменить фон слайда?
- Как настроить анимацию картинки?
- Как настроить переход слайдов?
- Как поменять местами слайды?
- Как создать управляющую кнопку?
- Как запустить презентацию на исполнение?
- В каком формате можно сохранять презентацию?
|
3. Физкультминутка
Под музыку из WINAMP упражнения для глаз. Упражнения выполняются
стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной
амплитудой движения глаз.
Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние
25-30 см. на счет 1-4, затем перевести взгляд на учителя на счет 1-6.
Упражнение повторить 4-5 раз.
4. Практическая работа в среде MS Power Point
В каждой рабочей группе распределяются обязанности:
Задачи капитана:
- провести организационное собрание: распределить обязанности, выбор дизайна презентации;
- проконсультировать участников во время работы над презентацией;
- организовать обсуждение защиты своей презентации.
Задачи команды 1:
- собрать материал по данной теме (поиск в Интернете);
- провести опрос по самостоятельно выбранным вопросам (по теме) и обработка результатов в MS Excel;
- подготовка презентации (настройка анимации, настройка показа);
- подготовить защиту проекта;
- продемонстрировать капитану готовый материал.
Задачи команды 2:
- собрать материал по данной теме (поиск в Интернете);
- провести опрос по самостоятельно выбранным вопросам (по теме) и обработка результатов в MS Excel;
- подготовка презентации (настройка анимации, настройка показа);
- подготовить защиту проекта;
- продемонстрировать капитану готовый материал.
Учащиеся работают с Web-страничкой учителя, на которой имеются соответствующие гиперссылки для поиска информации.
|
Энциклопедия «Кругосвет»
Древнерусская литература. Антология
Русская женщина и эпоха «Домостроя»
В кругу семьи
Семья. Наша история |
«Семейная русская обрядность»
«История русской свадьбы»
www.woman.ru
Афоризмы |
5. Физкультминутка
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на
стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность;
раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных
сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через
нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое
кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную
деятельность.
- И.п.- стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены.
- Обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше.
- Повторить 4-6 раз.
- Темп быстрый.
Комплекс упражнений для глаз:
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть
- глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4 - 5 раз.
- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд
на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным
образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и
вниз. Повторить 3-4 раза.
6. Подведение итогов урока. Анализ результатов.
Защита проектов капитанами.
Оценка проектов по опросному листу (он составлен в редакторе MS Excel – для удобства подсчетов очков):
|
max кол-во баллов |
Оценка оппонентов |
Само-оценка |
Оценка учителя |
Минимальное количество – 10 слайдов |
10 |
|
|
|
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) |
10 |
|
|
|
Использование эффектов анимации |
10 |
|
|
|
Вставка графиков и таблиц |
5 |
|
|
|
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных |
10 |
|
|
|
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов |
5 |
|
|
|
Графики |
5 |
|
|
|
Текст хорошо написан, сформированные идеи ясно изложены и структурированы |
10 |
|
|
|
Слайды представлены в логической последовательности |
5 |
|
|
|
Красивое оформление презентации |
10 |
|
|
|
Слаженность работы команды |
10 |
|
|
|
Презентация работы |
10 |
|
|
|
Результирующий (средний) балл/оценка (по 5-ти бальной системе) |
из 100 |
|
|
|
7. Рефлексия учащихся
- Что вы ожидали от работы над проектом? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.
- Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы? Что оказалось для вас самым неожиданным?
- Что вам более всего удалось, какие моменты были выполнены наиболее успешно?
- Перечислите в порядке убывания основные трудности, которые вы испытывали во время учебы. Как вы их преодолевали?
- Вы познакомились с работой своих оппонентов. Показалась ли она вам наиболее содержательной, значимой, оригинальной?
8. Домашнее задание
Составить кроссворд по программе PowerPoint (7 - 10 слов). |