Задачи мероприятия:
- Познакомить учащихся с группами профессий:
человек – человек, человек – природа, человек –
техника, человек – художественный образ, человек
– знаковая система.
- На практическом занятии раскрыть значение
таких профессий, как архитектор, озеленитель.
- Стимулировать детей к самопознанию.
1. Вводная часть.
Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Мы
продолжаем встречи из цикла "воспитание
интереса к профессиям”. К нам в гости приходили
родители, сотрудники школы и различных
организаций города, мы совершали экскурсии на
предприятия.
- Вспомните, кто к нам приходил, и о каких
профессиях мы с вами говорили? Разговор о
профессиях мы ведем не только на таких отдельных
мероприятиях, но и на уроках.
- С какими профессиями мы встречались на уроках
истории? (Историк, архитектор, реставратор,
археолог, кораблестроитель, изобретатель,
книгопечатник и др.).
- А филателист, нумизмат – это профессия?
(Увлечение).
- О каких профессиях говорили на уроках русского
языка? (Мы писали словарные слова: столяр, маляр,
штукатур, плотник, агроном, учитель и говорили об
этих и других профессиях.)
- А директор – это профессия? (Должность).
На уроках естествознания мы говорили о
профессиях, которые связаны со здоровьем
человека. Назовите эти профессии.
На самом первом занятии мы решили создать
"Азбуку профессий” (показать). Вы подбирали
профессии на определенную букву, приносили
вырезки из газет и журналов о профессиях,
рисовали профессии своих родителей, писали
сочинения на тему "Моя будущая профессия” и
"Профессии моих родителей”. Все это находится
здесь, в книге, и с каждой новой встречей мы ее
будем продолжать заполнять.
2. Загадки.
А теперь послушайте загадки и догадайтесь, о
каких профессиях в них говорится.
1.
Он и волк, и Дед Мороз
И смешит ребят до слез,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист,
Должен знать он очень много,
Потому что он – … (Артист)
2.
Вот на снимке вся семья,
Посмотрели – весело.
Кто вам снимок сделал? Я!
Кто я по профессии? (Фотограф)
3.
Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель)
4.
Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его неловок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд. (Водолаз)
5.
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Врач)
3. Группы профессий.
Ребята, поднимите руку, кому эти профессии не
знакомы?
В мире существует много различных профессий. И
чтобы было легче ориентироваться в мире
профессий, их условно разделили на 5 групп в
зависимости от взаимоотношений человека и
объекта действий (т.е. с кем или с чем работает
человек определенной профессии).
(На доску прикрепляю листы с названиями групп:
"человек-природа”, "человек-человек”,
"человек-техника”, "человек – художественный
образ”, "человек – знаковая система”.)
А теперь подумайте и скажите, к какой группе вы
бы отнесли профессию "артист”? Докажите свой
выбор.
(Аналогично профессии фотограф, водитель,
водолаз, врач.)
– Как вы думаете, какие профессии объединяет
группа "человек – знаковая система”?
(Бухгалтер, экономист, музыкальный руководитель,
переводчик, чертежник, наборщик в типографии,,
т.е. те, кто работает с цифрами, схемами, буквами,
чертежами).
4. Практическая работа.
а) Проект "Мой дом”.
Каждый из вас живет в квартире или в своем доме.
Ваши родители постарались максимально
благоустроить свое жилище, чтобы оно было уютным,
красивым и, наверное, не похожим на другие дома.
А хотелось ли вам что-нибудь изменить в вашем
доме, квартире?
А что именно вы хотели бы изменить?
Сегодня я предлагаю вам пофантазировать и
создать совместный эскиз дома и эскиз
приусадебного участка.
Как вы думаете, люди каких профессий
потребуются, чтобы построить дом и благоустроить
участок?
Давайте остановимся на двух профессиях:
Вот ими вы сейчас и будете, и создадите
совместный проект "Мой дом”.
(Дети садятся по группам: половина –
архитекторы, половина – озеленители.
В каждой группе назначаются консультанты из
числа родителей. Назначается экспертная группа.
В проектах учитывается: форма, цвет,
оригинальность, практичность.)
б) Защита проектов.
(Дети должны рассказать, что представляет собой
дом, сколько комнат, какие спортивные или
технические сооружения будут в доме (бассейн,
спортивный комплекс…)).
Ребята, сдайте свои работы экспертной группе.
Они выберут, чьи проекты самые оригинальные и
практичные.
(Пока эксперты совещаются).
Трактор водит… (тракторист),
Электричку… (машинист),
Стены выкрасил… (маляр),
Доску выстругал… (столяр),
В доме свет провел…(монтер),
В шахте трудится…(шахтер),
В жаркой кузнице…(кузнец),
Кто все знает… (молодец)!
5. Итог занятия.
Давайте подведем итог нашему занятию. Какие
профессии вы проверили на практике?
А к каким группам их можно отнести?
Мне хочется, чтобы вы сегодня унесли с собой
одну мысль: какую бы человек не выбрал для себя
профессию, он должен выполнять свою работу
добросовестно, с любовью, чтобы не получилось
так, как в стихотворении.
Странное дело. (Р. Сеф)
Странное дело,
А может быть нет.
Жил-был на свете
Когда-то сапожник.
Был он сапожником
45 лет,
Но про него говорили:
Художник!
Странное дело,
А может быть нет.
Жил-был на свете
Когда-то художник
Был он художником 70 лет,
Но про него говорили:
Сапожник.
Странное дело,
А может быть нет.
– Спасибо за внимание! Занятие окончено. |