Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 21.12.2024, 19:50:50
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Сперанский Михаил Михайлович
10.10.2011, 11:39:28

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с политическим портретом М.М.Сперанского.
2. Продолжить формирование у учащихся умений сравнивать и сопоставлять факты, события, делать самостоятельные выводы.
3. Используя разнообразные источники, формулировать ответы на вопросы учителя.
4. Попытаться заставить учащихся задуматься над своим предназначением.

Оформление доски: Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839)

Громаду света он переменить,
Чтоб в хаосе таком навек себя затмить...
Неизвестный автор эпиграммы

На степени вельмож Сперанский был мне чужд.
В изгнанье, под ярмом презрения и нужд,
В нем жертву уважал обманчивого счастья;
Стал ненавистен мне угодник самовластья.
П. Вяземский.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Вводная беседа с учащимися: Что такое ум? Кого вы считаете умным человеком? Назовите имена умнейших людей планеты. Что объединяет эти имена? Вы умный человек? Почему умных не любят в обществе? Что раздражает в умниках?

Вывод учителя: ум - это свойство мышления, способность точно и просто объяснять сложное. Умных людей много, но все они могут проявить себя, добиться признания. Для этого нужен характер, развитая воля, активность человека. Сегодня, мы поговорим о самом важном, о предназначении человека в обществе, о его качествах: воле, характере и способностях.

В этом нам помогут материалы о жизни и деятельности Михаил Михайловича Сперанского. Проведем небольшое исследование, которое посвятим наиболее важным вехам его жизни. Класс разделен на пары. Каждая пара-группа получает свое задание. Задание учащимся:

-Вам необходимо ознакомиться с текстом и попытаться из данного эпизода жизни сделать как можно больше самостоятельных выводов.

- В группе вы самостоятельно решаете, кто рассказывает предложенный фрагмент текста. Возможны замечания и дополнения.

I. Истоки.

Так случилось, что один знакомый профессор, проходя поздно вечером мимо петербургского дома Сперанского, посетил его. Гостя проводили в какую-то каморку, где он застал хозяина, который стелил себе постель на простой лавке. Вдоль нее был разостлан овчинный тулуп, а в головах лежала грязного вида подушка. «Помилуй, что это значит?» — воскликнул изумленный посетитель. Сперанский спокойно ответил: «Ныне день моего рождения, и я всегда провожу ночь таким образом, чтобы напомнить себе и свое происхождение, и все старое время с его нуждою».

Во Владимирской губернии затерялась небольшая деревенька Черкутино, принадлежавшая екатерининскому вельможе графу Н.И. Салтыкову. Здесь в семье бедного сельского священника Михаила Васильевича Сперанского и его жены Прасковьи Федоровны в 1772 г. родился сын, названный Михайлом. Отец — высокий, тучный, безразличный ко всему иерей — мало уделял внимания домашним делам. Все заботы по хозяйству лежали на худенькой, энергичной, умной, простой деревенской женщине — Прасковье Федоровне, которую сын безумно любил. Сперанский не забывал Черкутино, навещал родные места, уважительно относился к крестьянам — товарищам его детства, охотно вспоминал деревенскую жизнь.

Михаил рос слабым ребенком, избегал шумных, подвижных игр деревенских сверстников, любил одиночество, часами слушал житейские истории, которые рассказывал внуку слепой дед Василий. Рано научившись читать, мальчик проглатывал без разбора попадавшиеся под руку книги. Иногда к священнику наведывался граф Салтыков, а однажды он пришел со своим приятелем протоиереем Андреем Афанасьевичем Самборским.

Смышленый попович приглянулся Самборскому, напомнив ему собственную юность. Он также вышел из семьи сельского священника, пешком отправился в Киев учиться. Для молодого Сперанского Андрей Афанасьевич сыграл заметную роль, став его покровителем.

На восьмом году жизни Михайло покинул отцовский дом, отлично учился во Владимирской семинарии, а затем блестяще окончил Санкт-Петербургскую семинарию при Александро-Невской лавре, считавшейся академией. После завершения учебы Сперанский был приглашен преподавателем этого известного учебного заведения. [4, с.22-23]

Возможные выводы: 1. М.М.Сперанский имел простое происхождение – сын сельского священника. 2. Слабый физически был силен духом, самостоятельно развивал собственные способности и добился высокого положения в обществе. Но никогда не забывал о своем низком происхождении и не чванился своим положением.

2. От преподавателя к государственному деятелю.

Князю Алексею Борисовичу Куракину в 1796 г. вздумалось приобрести для ведения переписки на русском языке домашнего секретаря. Влиятельный вельможа обратился к ректору Александро-Невской семинарии митрополиту Гавриилу, и тот порекомендовал Сперанского как самого способного молодого преподавателя. Рассказывали, что Михаил настолько растерялся и не знал, как себя вести, когда за ним прислали четырехместную карету с гербами, запряженную цугом. Лакеи с трудом усадили его в карету, так как он, не решаясь в нее сесть, пытался стать на запятки.

Вечером, встретившись с рекомендованным, Куракин в виде испытания предложил ему написать одиннадцать писем, содержание которых оговорено было лишь в общих чертах. К утру все письма лежали уже на столе князя. Изящный стиль, быстрота исполнения восхитили Куракина, и судьба Сперанского решилась. Михаиле, оказавшись в княжеском дворце, сознавал свое низкое происхождение и стеснялся обедать с барином за одним столом, но, увидев уважительное к себе отношение, быстро освоился и обрел уверенность в себе.[3, с. 23-24]

2 февраля 1797 г. бывший преподаватель семинарии был зачислен в канцелярию генерал-прокурора с чином титулярного советника и жалованием в 750 рублей, что соответствовало ученому званию магистра с 10-летним стажем. Через три месяца Сперанский стал коллежским асессором, в начале 1798 г. он уже надворный советник, в следующем году ему присвоен чин коллежского советника, затем статского советника, а летом 1801 г. — действительного статского советника. Так за четыре с половиной года попович-семинарист с IX разряда по Табели о рангах перешагнул в IV разряд, соответствовавший чину генерал-майора. Чины не стали для него самоцелью, Сперанского преследовала возможность действовать без стеснения в выборе своей судьбы. [3, с. 24]

Возможные выводы: 1. Благодаря своим знаниям и умениям М.М.Сперанский быстро стал расти по служебной лестнице. 2. Все окружающие его люди отмечали необыкновенный ум.

3. Сперанский всегда нужен.

Генерал-прокуроры менялись, а Сперанский оставался и поднимался все выше по чиновничьей лестнице. Чтобы сделать карьеру, надо было обхаживать каждого начальника, обращать его в своего покровителя, приспосабливаться к положению, характеру, вкусам различных людей. Бороться за себя, за свою карьеру стало жизненной потребностью Сперанского. [3, с. 25]

Сперанский как ребус разгадывал каждого своего начальника, изучал его натуру, находил его заветную струну и играл с ней в унисон. Он умел завоевывать благорасположение начальства.

Новый генерал-прокурор Петр Хрисанфович Обольянинов в первые дни своего управления так запугал чиновников бранью, мелочными придирками, что многие из них покинули ведомство. Пришла очередь и Сперанского предстать перед начальством. Обольянинов был поражен: ожидал увидеть раболепно согнувшегося в поклоне чиновника, а вместо этого перед ним стоял высокий молодой человек с умным взглядом, уверенный в себе, внушающий почтение. На вошедшем был не обычный мундир, а самый модный французский костюм. От растерянности Обольянинов предложил подчиненному стул, чего никогда до этого не делал, и завел с ним сугубо светский, а не служебный разговор. Сперанский покорил вельможу не угодливостью, а независимостью и чувством собственного достоинства.

Он не щадил даже своих начальников, от которых полностью зависел. Они гневались, но через некоторое время сменяли гнев на милость: без Сперанского не могли обойтись. Он всегда быстро находил решение в самой сложной ситуации, умел превращать собственную мысль в мысль своего начальника, ненавязчиво внушая ему ее. Написав текст документа, Сперанский оставался в тени. Начальник ставил свою подпись, и выходило так, будто бумагу написал лично он, что давало возможность выглядеть умнее, чем был на самом деле. В конце 1800 г. по ходатайству Обольянинова Сперанский получил 2000 десятин земли в Саратовской губернии и одновременно орден Святого Иоанна Иерусалимского, жаловавшийся лично императором. [3, с. 25-26]

Михаил Михайлович готовил ежегодные отчеты министерства для императора. С 1804 г. они стали регулярно печататься в созданном им «Санкт-Петербургском журнале». Кроме отчетов в нем помещались разные официальные документы и статьи, лично написанные Сперанским. Его легкий, изящный стиль, простая, всем доступная форма изложения канцелярских документов находились в резком контрасте с тяжелым, путаным, непонятным слогом официальных документов. Чиновники стали постепенно воспринимать стиль Сперанского. Началось преобразование старого русского делового языка в новый.[4, с. 27]

Возможные выводы:1. Сперанский покорял вельмож не угодливостью, а независимостью и чувством собственного достоинства. 2. Он всегда быстро находил решение в самой сложной ситуации, умел превращать собственную мысль в мысль своего начальника, ненавязчиво внушая ему ее. 3. М.М.Сперанский способствовал преобразованию старого русского делового языка в новый. Эти достоинства. Сперанского позволили ему много добиться.

4. Мысли М.М.Сперанского о государственных преобразованиях.

Сперанского на заседания Негласного комитета не допускали, все поручения он получал через Кочубея. Александр I обратил внимание на статс-секретаря министра внутренних дел и давал ему свои задания. Так возникли записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России, о коренных законах государства, о силе общего мнения, о свободе и рабстве. Одна часть записок предназначалась для себя, другая — для императора. Сперанский считал, что силу может ограничить только сила, которой является народ. Между престолом и народом нужен особый класс, довольно просвещенный, знающий пределы власти, независимый и не боящийся ее. Такой класс должен служить обузданию верховной власти для пользы народа. Но это в России неосуществимо, пока существует крепостная зависимость крестьян от помещиков, дворян — от государя: «рабы государевы и рабы помещичьи», где первые являются свободными по сравнению со вторыми. Сперанский был убежден, что «всякая перемена без нужды и без видимой пользы вредна».

Со многими взглядами молодого чиновника царь был согласен и все больше привлекал его к выполнению личных дел. Ему нравилось, что Сперанский не из аристократов, а попович, семинарист, царю импонировали ум и блестящие способности этого человека.

Возможные выводы:1. Царю нравилось, что Сперанский не из аристократов, а попович, семинарист, царю импонировали ум и блестящие способности. 2. Александр I приблизил М.М.Сперанского и сделал его своим советником.

5. Единственная светлая голова в России. (Наполеон)

При встрече в Эрфурте Наполеон блеснул своей свитой, состоявшей из зависимых от него немецких королей и владетельных принцев. По вечерам на спектаклях они занимали в театре «партер королей», и «перед грядкой», как говорили остряки, выступали лучшие актеры Франции.

Александр решил блеснуть своим статс-секретарем. Высокий, рано облысевший, с умным и печальным выражением на лице, всегда модно, со вкусом одетый, Сперанский притягивал к себе все взоры. Наполеон выразил желание познакомиться с ним. Прогуливаясь по парку, он завел непринужденный разговор и быстро оценил достоинства собеседника, конструктивный ум которого ни в какое сравнение не шел с самым талантливым французским министром Талейраном. Наполеон так увлекся беседой, что не заметил быстро пролетевшего времени. Сперанский не заискивал перед властителем всей Европы, не льстил ему, разговор шел на равных, при полном уважении друг друга. В конце прогулки император подвел Сперанского к Александру и восхищенно воскликнул: «Какого человека имеете вы при себе! Не угодно ли, государь, променять мне этого человека на какое-нибудь королевство?». "Хотя император шутил, в его шутке проявилась высокая оценка Сперанского как государственного деятеля. В знак особого уважения к личности русского статс-секретаря Наполеон преподнес ему в дар богато убранную бриллиантами табакерку со своим изображением. «Единственной светлой головой в России» назвал он при этом Сперанского. [4, с.39-40]

Возможные выводы: 1. Способности М.М.Сперанского были настолько яркими, что не заметить их было нельзя. 2. М.М. Сперанский был ярым сторонником наполеоновских преобразований, прекрасно знал его Гражданский кодекс, преклонялся перед созданной им административной системой. Сперанский не заискивал перед властителем всей Европы, не льстил ему.

6. Проекты нововведений.

После Эрфурта Сперанский еще больше сблизился с царем, получил чин тайного советника. В июле 1809 г. император с Каменного острова ехал в Петергоф. Вдруг карета опрокинулась, и он серьезно повредил ногу. Несколько недель пришлось провести в Петергофе. Сперанский поселился там же и почти ежедневно навещал государя. Они подолгу беседовали друг с другом. Михаил Михайлович излагал свои проекты политических, экономических и финансовых реформ, предназначенных сплотить русское общество вокруг царя.

Еще в конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскому составить общий план преобразований общественно-политического строя. Начало внедрения реформ Сперанский определил 1 января 1810 г., когда был основан Государственный совет, на все преобразования отводилось десять лет. Исходя из принципа разделения законодательной и исполнительной власти, предлагалось создать Государственный совет — совещательный орган при императоре из назначенных им 35 человек. Высшим законодательным органом должна стать Государственная дума, избираемая представителями дворянства и среднего сословия, а главным судебным органом — Сенат. Специальной комиссии следовало поручить составление Уложения законов по образцу кодекса Наполеона. В Государственной думе надлежало рассматривать и принимать законы, устанавливать налоги, заслушивать отчеты министров. На местах, по мнению Сперанского, должны избираться свои думы, которые посылали бы представителей в Государственную думу, а также суды, подчиненные Сенату.

Сперанский предлагал установить равенство в гражданских правах. Все население он поделил на дворян, среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) и на «народ рабочий» (поместные крестьяне, мастеровые, домашние слуги). Полноправие получали только дворяне, которые могли владеть населенными землями, управляя ими по закону. Политические права среднего сословия зависели от имущественного положения. «Народ рабочий» политическими правами не наделялся, но имел общие гражданские права. Царь, приветствуя инициативы госсекретаря, считал, что Россия не созрела еще для такого рода экспериментов, и принял лишь его идею создания Государственного совета.[4, с.41]

Возможные выводы:

1. Преобразования были необходимы - это понимал и Александр I.


2. Царь, приветствуя инициативы госсекретаря, считал, что Россия не созрела еще для такого рода экспериментов, и принял лишь его идею создания Государственного совета.

7. Гром грянул.

По предложению Сперанского император 6 августа 1809 г. подписал указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Для чиновников точно гром грянул

По указу, начиная с VII чина, надо было сдавать экзамены. Чин коллежского асессора могли получить только те чиновники, которые имели свидетельство об успешном окончании одного из российских университетов или выдержали экзамены по специальной программе, включавшей проверку знаний русского языка и одного из иностранных, усвоение естественного, римского, гражданского, уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономии, арифметики, геометрии, физики, географии и статистики России. Чиновничий мир возненавидел Сперанского. [4, с. 41]

Император неприязненно относился к придворным званиям. Со времен Екатерины II существовал порядок, по которому лица, получавшие звание камер-юнкера или камергера, приобретали соответственно ему чин V или IV класса, что давало ощутимое преимущество для знати делать карьеру, даже не состоя на службе. Придворные украшали собой дворцовые церемонии, танцевали на балах, занимались сплетнями и всевозможными интригами. За умение шаркать по паркету в дворцовых залах Александр I презрительно называл их «полотерами». 3 апреля 1809 г. государь охотно подписал указ о придворных званиях, подготовленный Сперанским. Теперь придворное звание оставалось лишь почетным отличием, не давая права на должность и чин. Всем носителям этих званий, не состоявшим на службе, предлагалось в двухмесячный срок вступить в нее.

Этим указом, вводившим разумные ограничения, Сперанский восстановил против себя все придворное дворянство.[4, с. 42]

Возможные выводы:

1. Необходимость изменения управления страной понимали многие, но только в том случае, если это не затрагивало их интересы.


2. За то, что Сперанский лишал чиновников своего положения, они его возненавидели.


3. Сперанскому удалось восстановить против себя даже придворное дворянство. Все высшее общество было им недовольно.

8. Первый министр

1 января 1810 г. Александр I по предложению Сперанского учредил Государственный совет. Царь не согласился с намерением Михаилы Михайловича придать Совету значение органа, объединяющего действия различных частей управления: законодательной, исполнительной и судебной. Новая структура становилась «сосредоточием всех дел высшего управления», основным законосовещательным органом.

Манифестом от 12 июля 1810 г. учреждались новые ведомства — Главные управления (например, Главное управление ревизии государственных счетов). Упразднялось министерство Коммерции. Для усиления охраны порядка в стране образовано Министерство полиции. По рекомендации госсекретаря на этот Пост был назначен петербургский обер-полицмейстер А.Д. Балашов и введен в состав Госсовета. Позже он примкнул к недоброжелателям Сперанского и добивался его устранения от дел. Владельцы собственности из разных сословий все больше ожесточались против Сперанского. Его обвиняли в намерении Разорить самые знатные семьи. Завистники, честолюбивые вельможи не могли простить этому «выскочке», «поповичу», «семинаристу» головокружительного восхождения к высшим должностям и почестям. [4, с. 43-44]

Возможные выводы:

1. 1 января 1810 г. Александр I по предложению Сперанского учредил Государственный совет.


2. Создана действенная система управления финансами.


3. 1810 г. учреждались новые ведомства — Главные управления (например, Главное управление ревизии государственных счетов). Упразднялось министерство Коммерции. Для усиления охраны порядка в стране образовано Министерство полиции.

9. Заговор знати.

Реформы Сперанского, его поклонение Наполеону, хотя отношения с ним все более ухудшались и дело шло к военному столкновению, вызвали яростное противодействие дворянства.

При дворе сформировался заговор свержения неугодного реформатора; его обвинили в сношениях с Францией, объявили изменником родины. Генерал барон Армфельд сказал Александру: «Виновен Сперанский или нет, но им придется пожертвовать. Без этого не удастся сплотить нацию вокруг главы государства. Предстоящая война с Наполеоном не будет обычной вой-вой: не проиграть ее можно, лишь превратив ее в общенациональную... Посмотрите, с каким ожесточением на него нападают; пусть раскроют заговор: это как раз то, что нам нужно». Чрезвычайно самолюбивый Александр больше всего боялся насмешек над собой. Теперь в каждом поступке и слове Сперанского император начал усматривать какой-либо подвох, направленный против него. Царь слишком часто ощущал превосходство своего секретаря. Он так умен, так хитер, что сами его достоинства порой могли превратиться в недостатки. Лучше уж опираться на Аракчеева, на которого всегда можно положиться при любых обстоятельствах.

Александр мог бы взять реформатора под защиту, но взрыв ненависти был так велик, что пришлось встать на сторону знати. Козел отпущения нужен двору, столице, стране. Царь решил действовать из соображений целесообразности.[3, с. 44-45]

Возможные выводы:

1. При дворе сформировался заговор свержения неугодного реформатора; его обвинили в сношениях с Францией, объявили изменником родины.


2. При дворе сформировался заговор свержения неугодного реформатора; его обвинили в сношениях с Францией, объявили изменником родины.

10. Роковой день

Воскресный день 17 марта 1812 г. стал для Сперанского роковым в его жизни. К нему прибыл фельдъегерь императора с приказанием явиться во дворец к 8 часам вечера. Захватив с собой бумаги, он в положенное время был у дверей царского кабинета, и сразу же его пригласили к Александру. Государь ходил взад-вперед, о чем-то размышляя. Поздоровавшись, он спросил, много ли сегодня бумаг, и попросил оставить их на просмотр. Два часа продолжалась аудиенция. Наконец дверь отворилась, из кабинета вышел бледный, взволнованный Сперанский, а за ним показался заплаканный государь. Дежурные офицеры услышали, как Александр слабым голосом произнес:

«Еще раз прощай, Михаиле Михайлович». Держа в руках пустой портфель, Сперанский без сил опустился на стул. Весть об опале Сперанского была с восторгом воспринята в России как первая победа над императором французов. Впоследствии Александр I так высказался о Сперанском: «Он никогда не изменял России, но изменил лично мне». [4, с.45-46]

Возможные выводы:

1. Весть об опале Сперанского была с восторгом воспринята в России как первая победа над императором французов.
2. Александр I так высказался о Сперанском: «Он никогда не изменял России, но изменил лично мне».

Выводы по уроку. Слово учителя.

Беседа с учащимися:

1. Объясните, какие качества личности позволили М.М.Сперанскому, сыну приходского священника, стать ближайшим советником царя. Что привлекало в нем государя?
2. Какие личные выводы вы сделали при изучении истории жизни и деятельности М.М.Сперанского?
3. Каков удел государственных людей в России?

Тестирование:

1. Выдающимся государственным деятелем в первой половине XIX века был:

1) П.Д. Киселёв; 2) К.П. Победоносцев; 3) Г.А. Потёмкин-Таврический; 4) М.М. Сперанский.

2. Укажите, кто из государственно-политических деятелей был сторонником реформ и осуществил часть своих замыслов.

1. Князь А.Е. Чарторыйский. 2. Граф П.А. Строганов. 3. Граф А. А. Аракчеев. 4. Н.М. Карамзин.

5. Граф В.П. Кочубей. 6. Граф М.M. Сперанский. 7. Граф Н..Н. Новосильцев.

3. Определение правильности и ошибочности утверждений ( ответ «да», «нет»).

1. М.М.Сперанский был инициатором введения экзаменов для занятия государственных должностей. (Да)

2. М.М.Сперанский был инициатором учреждения Сената.(Нет)

3. М.М.Сперанский был инициатором учреждения Государственного Совета.(Да)

4. При Николае I была введена Государственная Дума. (Нет)

4. Деятельность по кодификации законов Российской империи в 30-е годы ХIХ века возглавлял:

А) Николай I; Б) М.M. Сперанский; В) П. Д. Киселев; Г) А.Х. Бенкендорф.

Домашнее задание: §3, с. 16-22, вопросы на с. 21-22 и §14, с. 74

Литература:

1. Боханов А.Н., Фадеева Д.А. Программа курса « ИСТОРИЯ РОССИИ. ХIХ ВЕК» для 8 класса средних общеобразовательных учебных заведений. - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2002.- 8 с.
2. Боханов А.Н. ИСТОРИЯ РОССИИ. ХIХ ВЕК: Учебник для 8 класса средних общеобразовательных учебных заведений .-5-е изд.- М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово - РС», 2005.- 320 с.: ил.
3. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия знаменитых россиян. – М.:Изд-во «Диадема-Пресс», 2001.-688 с.
4.Занимательные истории из русской истории (XIX век). /Авт.-сост. Л.Б.Яковер.-М.:ТЦ «Сфера»,2000.-288с.
5.История России: Учебник.- 2-е изд., перераб и доп./А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.- 520 с.
6.Коваль Т.В. ЕГЭ по истории: тренировочные задания.- М.:Школьная Пресса, 2006.-96 с. – («Преподавание истории и обществознания в школе. Библиотека журнала. Вып.29).

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: Олівець | Теги: урок истории, поурочные планы, открытый урок, История, школьный урок, методическая копилка, конспект урока, в помощь учителю
Просмотров: 2519 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0