Цели: 1. Подготовить учащихся к написанию сочинения (часть С) 2. Рассмотреть основные способы моделирования вступления. 3. Развивать навыки работы с текстом. 4. Воспитывать чувство любви к Родине, к ее истории. 7. Оборудование: мультимедийная установка, компьютеры, тексты 8. Ход урока 1. Организационный момент 2. Повторение пройденного Трое учащихся класса выполняют индивидуальные задания по предложенным текстам на компьютере. (См. приложение) Остальные учащиеся в этот момент определяют изобразительно-выразительные средства в текстах, представленных на экране. Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес, Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой, Оттого что я о тебе спою – как никто другой. М.Цветаева (анафора) Смешная жизнь, смешной разлад. Так было и так будет после, Как кладбище, усеян сад В берез изглоданные кости. С.Есенин (сравнение) Ваш шпиц, прелестный шпиц, Не более наперстка. А.Грибоедов (литота) Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души. В.Маяковский (метафора) Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса… А.С.Пушкин (перифраза) И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. А.С.Пушкин (многосоюзие) Легкомыслие!- Милый грех, Милый спутник и враг мой милый! М.Цветаева (оксюморон) 3. Работа с текстом Прочитайте текст.
(1) Зима. (2) Из канализационного колодца валит пар. (3) Вокруг
оттаявшая земля. (4) Подхожу ближе: земля шевелится. (5) Да это
брошенные людьми собаки, и в глазах их — горе и страх. (6) Я знаю
людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла
боль¬ше приносить потомства, а значит — дохода. (7) Что же получается:
деньги вместо души? (8) Почему дефицит милосердия сегодня так
велик? (9) Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? (10) Не покинет
ли нас доброта навсегда? (11) Ведь уже сегодня её недо¬стаёт нам всем!
(12) Горе у товарища — мы не спешим ему на помощь. (13) Ребёнок с
интересом смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может
приземлиться, — мы снова проходим мимо. (14) Преступно мало мы
говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей
жизни жестокости! (15) Человек не может состояться без доброго отношения
к меньшим своим братьям. (16) Космос, пограничная и милицейская службы,
медицина, гео¬логия — сферы, в которых собаки совершают подвиг во имя
человека. (17) Где же наша чело¬веческая благодарность, милосердие? (По
Е.Лайковой) Задания к тексту: 1. Укажите стиль текста. 2. Определите тип текста. 3. Определите тип речи. 4. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста. 5. Определите позицию автора. 6. Укажите ИВС. Прочитайте следующий текст.
(1) Суворов был ниже среднего роста, сухощав, немного сутуловат. (2)
Лицо его отлича¬лось чрезвычайной выразительностью. (3) Лоб — высокий,
глаза — большие, голубые, искрившиеся умом и энергией. (4) Вся фигура,
взгляд, слова, движения — всё отличалось жи¬востью и проворством; не
было той солидности и важности, которые его современники при¬выкли
считать обязательным признаком крупного деятеля. (5) Во всех своих
привычках Суворов был необыкновенно скромен. (6) Не говоря уже о
предметах роскоши: картинах, дорогих сервизах, нарядах, он лишал себя
даже элементар¬ного комфорта, (7) Спал на покрытой простынёй охапке
сена, укрываясь вместо одеяла пла¬щом. (8) Вставал в 4 часа утра, причём
слуге было велено тащить его за ногу, если он проспит. (9) Шубы,
перчаток никогда не носил. (10) Ездил всегда в простой таратайке,
пользовался самой простой мебелью. (11) Суворов был одним из самых
образованных русских людей своего времени. (12) Он изучил математику,
историю, географию; владел немецким, французским, итальянским, польским,
турецким и финским языками; был основательно знаком с древней и новой
лите¬ратурой. (13) Военная эрудиция его была изумительна. (14) Он
проштудировал все важней¬шие военные книги, начиная с древних авторов
вплоть до своих современников. (15) Ум Су¬ворова не знал отдыха.
(16) Военное дарование — та сторона его облика, в которой наиболее ярко
отразилась его интеллектуальная и волевая мощь. (17) Его имя и сегодня
хранится в памяти каждого русско¬го человека. (По А. Осипову) Задания: 1.Укажите стиль текста. 2.Определите тип текста. 3.Определите тип речи. 4.Сформулируйте проблему, поставленную автором текста. 5.Определите позицию автора. 6.Определите ИВС. IV. Изучение нового материала Педагог знакомит учащихся со способами моделирования вступления, представленными на экране. I. Именительный темы Схема приема: 1.Запишите ключевое слово. 2.Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово. 3.Сделайте переход к теме исходного текста. Примеры выполнения: 1) «Текст-портрет», который посвящен великому русскому писателю Ф. М. Достоевскому. а) упрощенный вариант:
Достоевский … Творчество этого великого писателя навсегда вошло в
золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно представить
отечественную словесность без его произведений. Именно этому выдающемуся художнику посвящает свою статью… б) усложненный вариант:
Ф.М.Достоевский… Стоит только произнести это имя, и в сознании
возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные горем бедные
люди, сумеречный Мертвый дом… Великий художник живет в нашем сердце, его
тревожная мысль до сих пор волнует душу. 2) «Текст-проблема», в котором четко выделяется ключевое слово-тема.
Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его
смыслом. Д.Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и
важность этого понятия… II. Вопросы-стимулы Схема приема: 1). Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме исходного текста. 2). Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора.
Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о
помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские
сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные
вопросы пытается найти известный писатель Даниил Гранин. III. Картина Схема приема:
1). Запишите три-четыре назывных предложения, которые рождают в
сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству,
воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние
мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами,
поставленными автором текста. 2). Сделайте переход к исходному тексту. Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… Сожженные засухой деревья… И мертвое безмолвие… Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит. IV. Название Схема приема: 1). Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название воплощало главную мысль. 2). Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.
«Ключи от счастья» - так можно было бы озаглавить этот текст, потому
что труд, о котором пишет автор, делает человека подлинно счастливым.
Подумайте, что было бы, если у нас отняли необходимость трудиться! V.Отработка навыков написания вступления сочинения-рассуждения
Учащимся предлагается выполнить эту работу по вариантам по уже знакомым
текстам. Учащиеся читают свои образцы вступлений, отмечают достоинства и
недостатки, редактируют их. VI. Итог урока Домашнее задание: написать вступление сочинения к заранее предложенным текстам.
|