Цель урока На основании природных соединений металлов изучить способы их получения в промышленности. Задачи урока 1. Привести в систему знания о способах получения металлов на основании знаний о химических реакциях. 2. Закрепить умения и навыки в написании окислительно-восстановительных реакций. 3. Продолжить развитие навыков творчества, самостоятельного изучения материала по заданному алгоритму, работая в группах.
Тип урока Урок получения новых знаний (урок-исследование,
нестандартный) пройдет через самостоятельную исследовательскую работу в
группах. В каждой команде определен спикер, задача которого умело
организовать работу с минимальной затратой времени на выполнение каждого
задания. Методы и формы обучения: 1. Презентация 2. Тестирование 3. Проблемный метод 4. Исследование 5. Работа в парах и группах 6. «Мозговой штурм» в группе 7. Рефлексия Ход урока.
Девизом первого этапа урока будут слова исследователя XVI века Г.
Агриколы «Человек не может обойтись без металлов. Если бы не металлы,
человек влачил бы самую жалкую жизнь среди диких зверей» Проверка домашнего задания 1. Творческое домашнее задание.
Каждой команде необходимо было найти интересные сведения о конкретном
металле (Fe, Cu, Na, Al) и подготовить альманах-презентацию «А знаете ли
вы?». Пролистаем альманах. Представитель команды выходит и начинает со
слов «А знаете ли вы?» Роль металлов в современном обществе
огромна. Несмотря на то, что сегодня созданы разнообразные синтетические
материалы с удивительными свойствами, металлы остаются важнейшими
конструкционными материалами для изготовления сверхточных приборов
электронной техники, основой автомобиле -, самолето-, ракето-,
станкостроения. Эпиграфом ко второму этапу урока послужат слова древнегреческого философа Фирдоуси «Если путь твой к познанию мира ведет,- Как бы ни был он долог и труден- вперед!» 2. Проверка усвоения пройденного материала.
Вопросы для повторения. Каждая команда должна ответить на один вопрос.
Если она не справляется, то ей помогают остальные команды. 1. Как по электронной формуле быстро определить местоположение металла в периодической таблице? 1S22S22p63S23p1 …3S23p63d34S2 2. Как по электронной формуле определить принадлежность металла к определенному семейству? 1S22S22p63S23p1 …3S23p63d34S2 3. Почему из 109 химических элементов периодической таблицы 87 приходится на долю металлов? 4. Почему металлы легко окисляются? Как называется величина, необходимая для отрыва внешнего электрона от атома? 5. 3. Тестирование Проверка знаний каждого будет проведена методом тестирования (5 мин.). Вариант 1 Вопросы Выбери правильные варианты ответов 1. Металлы побочных подгрупп относятся к семейству… 2. Число электронов на внешнем уровне для металлов главных подгрупп равно… 3. Энергия ионизации в группах сверху вниз… 4. Металлические свойства в периодах справа налево… 5. Электронная формула 1S22S22p63S23p64S1 соответствует элементу… 6. Кристаллические решетки металлов бывают… Алюминий Тетраэдрические S-элементы 2 Убывает (ют) Плоскостные Номеру периода Калий p-элементы Возрастает (ют) Магний Номеру группы d- элементы Кубические Вариант 2 Вопросы Выбери правильные варианты ответов 1. Металлы главных подгрупп относятся к семейству… 2. Число электронов на внешнем уровне для металлов побочных подгрупп равно… 3. Энергия ионизации в периодах слева направо … 4. Металлические свойства в группах снизу вверх.. 5. Электронная формула 1S22S22p63S2 соответствует элементу… 6. Кристаллические решетки металлов бывают… Магний Гексагональные p-элементы Номеру периода Тетраэдрические Возрастает (ют) d- элементы Калий Плоскостные S-элементы Номеру группы Убывает (ют) 2 Алюминий Вариант 3 Вопросы Выбери правильные варианты ответов 1. Семейство d- элементов образуют металлы… 2. Число электронов на внешнем уровне у металлов II группы главной подгруппы равно… 3. Энергия ионизации в группах снизу вверх… 4. Металлические свойства в периодах слева направо… 5. Электронная формула 1S22S22p63S23p64S2 соответствует элементу… 6. В кристалле металла есть структурные частицы … Алюминий Анионы S-элементы Убывает (ют) Плоскостные Главных подгрупп Номеру периода Кальций p-элементы 2 Возрастает (ют) Магний Гексагональные Номеру группы Побочных подгрупп Атомы Вариант 4 Вопросы Выбери правильные варианты ответов 1. Семейство S- элементов образуют металлы… 2. Число электронов на внешнем уровне у металлов I группы главной подгруппы равно… 3. Энергия ионизации в периодах справа налево … 4. Металлические свойства в группах снизу вверх … 5. Электронная формула …2p63S23d44S2 соответствует элементу… 6. В кристалле металла есть структурные частицы … Железо Катионы p-элементы Номеру периода Анионы Возрастает (ют) Главных подгрупп Хром Плоскостные Номеру группы Убывает (ют) Побочных подгрупп 1 Ионы Алюминий 4. Самопроверка. Передали листы ответов соседу, проверяем по доске. 5. Изучение нового материала
5.1 Самостоятельная работа учащихся со справочной литературой «Металлы в
природе» по заданному алгоритму (3 мин). Каждая команда должна
заполнить таблицу. Спикер распределят задания между участниками команды. 1. Содержание металлов в земной коре. 2. Природные соединения металлов. 3. Запасы руд металлов на территории Казахстана. Задание 1 группа Fe 2 группа Cu 3 группа K, Ca 4 группа Al Содержание металла в земной коре. 5,1% 4,7∙10-3% 3,6% Са 2,6% К 8,1% Природные соединения металла Fe2O3 Красный железняк Fe3O4 Магнитный железняк СuS Ковеллин Сu2S Халькозин (медный блеск) СаСО3 Мел, мрамор, известняк Са 3(РО4)2 КСl Аl2О3 Корунд Аl2О3∙ nН2О Боксит
Запасы руд металла на территории Казахстана Лисаковское,
Соколово-Сарбайское Жезказган, Карсапкай Шилишайское месторождение, г.
Тараз Костанайская, Актюбинская области 5.2 На основании
таблицы, используя метод «Мозгового штурма» команды должны сделать вывод
(ответить на вопрос «в виде каких соединений металлы встречаются в
природе?» Li К Са Na Mg Al Zn Cr Fe Ni Sn Pb (Н2) Сu Hg Ag Pt Au Хлориды, сульфаты, Оксиды, сульфиды Природные кристаллы карбонаты, силикаты Самородки
Т.К. основная масса металлов встречается в виде оксидов (основные
оксиды), то их получают восстановлением углём и оксидом углерода (II),
водородом, алюминием. 5.3 Самостоятельная работа учащихся (3 мин) Напишите ОВР получения металлов из их оксидов, показать переход электронов. 1 группа Fe 2 группа Cu 3 группа Zn 4 группа Мn Fe2O3 + СО→ Fe + СО2 CuO +Н2 → Cu + Н2О ZnO+C→ Zn + CО МnО2 + Аl →Мn + Аl2O3 5.4 Просмотр опытов (с использованием диска «Химические опыты со взрывами и без») 6. Рефлексия • 1. В виде каких соединений металлы встречаются в природе? • 2. Какие вещества используют в качестве восстановителей металлов из их оксидов? • 3. Почему данный способ получения металлов считают экологически чистым процессом? 7. Домашнее задание: Рассчитать массовую долю металлов в рассмотренных оксидах. |