Цель:
- повторить теоретический материал по математике
и физике;
- поддержать интерес учеников к предметам;
- развивать внимание, сообразительность и
воображение;
- развивать коммуникативные компетенции.
Пояснительная записка.
Наша школа основная. Параллелей нет, поэтому
для проведения интеллектуальных соревнований
чаще всего мы объединяем учащихся разных
классов. Для проведения мероприятия нужно:
Заранее сформировать две сборные команды по
девять учеников 5-7 классов.
Командам подготовить приветствие.
Выбрать двух учеников из девятого класса для
подсчета баллов каждой команды и выдачи жетонов
болельщикам за правильные ответы.
Подготовить два больших треугольника,
разрезанные на части, так как на рисунке 4, и
жетоны в виде геометрических фигур.
Использовать оборудование для мультимедийной
презентации. Презентация выполнена в программе
Microsoft Office PowerPoint. Смена слайдов осуществляется по
щелчку мышки. Ответ выделяется после
дополнительного щелчка на том же слайде. (Приложение 1)
Руководит соревнованием и оценивает
выполняемые школьниками задания учитель.
"Переменка” - игра с болельщиками, которая
проводится во время обдумывания задач членами
команд.
План.
- Вступление
- Представление команд, жюри
- Разминка: тест на внимание, блиц – вопросы
- Командные конкурсы
- Игра с болельщиками
- Подведение итогов
- Награждение победителей
- *за 1-е место,
- *за 2-е место,
- *самого активного игрока,
- *самого активного болельщика.
- Заключение
Вступление
1) (Слайд №1) Слова приветствия собравшимся, цель
мероприятия (итоговое в предметной декаде),
количество "4” и "5”, полученных школьниками за
это время по математике и физике.
2) Представление команд.
Разминка
1) Маленький эксперимент над вашим вниманием
и памятью.
Посмотрите на экран (слайд №2). Вам дается 1
секунда, после чего изображение будет убрано, а
вы должны сложить три числа, которые были на нем,
и назвать сумму этих чисел.
Рисунок 1.
Эксперимент заключается в том, что дана
установка: назвать сумму трех чисел, а вопрос
будут иметь другое содержание: какое число
записано внутри квадрата, треугольника и круга.
(3б)
2) Блиц – вопросы. Отвечают по очереди
представители каждой команды (учитель читает с
листа; за правильный ответ 1балл). (Заставка –
слайд №3)
- Мельчайшая частица вещества. (Молекула)
- Прибор для измерения углов. (Транспортир)
- Результат сложения. (Сумма)
- Физическая величина, характеризующая
инертность тела. (Масса)
- Прямоугольник с равными сторонами. (Квадрат)
- Единица измерения работы. (Джоуль)
- Наименьшее натуральное число. (Единица)
- Сколько лет в одном веке. (Сто)
- Что означает слово "физика”. (Природа)
- На какое число делить нельзя. (Нуль)
- Сила притяжения к Земле. (Сила тяжести)
- В чем измеряется сила. (В ньютонах)
- Сотая часть числа. (Процент)
- Аппарат для подводного плавания. (Акваланг)
- Величина прямого угла. (900)
- Сумма длин всех сторон многоугольника. (Периметр)
- Прибор для измерения силы. (Динамометр)
- Результат умножения. (Произведение)
- Часть прямой, ограниченная с одной стороны. (Луч)
- Изменение формы и размера тела. (Деформация)
Командные конкурсы
1) Задача на сообразительность.
Прочитайте полезный совет, воспользовавшись
схемой. Каждой команде выдается листок с
заданием. (4 б)
(Никогда не предавайте друзей)
9 |
20 |
13 |
2 |
17 |
5 |
16 |
22 |
10 |
8 |
12 |
1 |
3 |
25 |
18 |
19 |
7 |
15 |
6 |
21 |
4 |
23 |
11 |
24 |
14 |
Рисунок 2.
Е |
Д |
Д |
И |
Й |
Г |
А |
У |
П |
Н |
Е |
Н |
К |
Й |
Т |
Е |
А |
В |
Д |
Р |
О |
З |
Р |
Е |
А |
Рисунок 3.
Переменка 1
Загадки. (Слайды №4-5)
Два кольца, но нет конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Какая это цифра? (Восемь)
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садитесь много раз. (Стулья)
Командные конкурсы
2) Житейские тесты по физике. (Слайды №6-10)
- Дверцы шкафа в комнате стали скрипеть. Ваня
смазал петли маслом, и скрип прекратился. Какое
явление он использовал?
а) Смачивание поверхностей тел.
б) Уменьшение трения вследствие смазки.
в) Поглощение скрипа смазкой.
- Стеклянная пробка застряла в горлышке флакона
из-под духов. Ваня подержал горлышко в горячей
воде и вынул пробку. Какое явление помогло Ване?
а) Тепловое расширение: при нагревании тела
расширяются.
б) Диффузия: при нагревании ее скорость
возрастает.
в) Отталкивание молекул: при нагревании
молекулы вещества отталкиваются друг от друга
сильнее.
- Ванина бабушка разбила медицинский термометр.
Ваня сразу же собрал всю пролитую ртуть и
проветрил комнату. Почему он это сделал?
а) На капельках ртути можно поскользнуться и
упасть.
б) Чтобы капельки ртути не попали на одежду и не
испортили ее.
в) Потому что ртуть легко испаряется и ее
пары ядовиты.
- Ваня ходил с мамой за покупками. Сумка была
тяжелой, и ручки ее больно врезались в ладонь.
Тогда Ваня подложил под ручки сложенный лист
бумаги, и нести покупки сразу стало удобнее. Как
это явление объяснить?
а) Бумага мягче ручек сумки, поэтому ладони
болеть не будут.
б) Положив бумагу, он ограничил действие ручек
сумки на ладонь.
в) Уменьшил давление ручек на ладонь,
увеличив с помощью бумаги площадь их
соприкосновения.
3) Собери треугольник. Этот конкурс
позволит проверить глазомер, восприятие формы,
величины, умение концентрировать внимание и
воображение.
Рисунок 4.
Переменка 2
Шутливые вопросы. (Слайды №11-14)
- Двое шли – 3 конфеты нашли. Следом четверо
пойдут – сколько найдут?
- На грядке сидит 6 воробьев. К ним прилетели еще 5.
Кот схватил одного воробушка. Сколько воробьев
осталось на грядке?
- Шла старушка в Москву и навстречу ей 3 старика.
Сколько человек шло в Москву?
- К 7 прибавить 5. Какой ответ верен:
"одиннадцать” или "адиннадцать”?
Командные конкурсы
4) Ребусы. (Слайды №15-19)
Рисунок 5. (Треугольник)
Рисунок 6. (Монитор)
Рисунок 7. (Кривая)
Рисунок 8. (Исполнитель)
5) Восстановить слово. (Слайды №20-22)
- ТЬЯП - пять
- ФАЦИР - цифра
- ТИР - три
- СОЛИЧ - число
- МУСАМ - сумма
- СЛЮП - плюс
- ГУРК – круг
6) Физика в загадках. (Слайды №23-35)
Сначала – блеск,
За блеском – треск,
За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)
Что с земли не поднимешь? (Тень)
Чудо – птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд. (Ракета)
Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит. (Эхо)
В нашей комнате одно
Есть волшебное окно.
В нем летают чудо-птицы,
Бродят волки и лисицы. (Телевизор)
Цветное коромысло
Над лесом повисло. (Радуга)
Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,
То остановились. (Весы)
Он всем несет тепло и свет
Щедрей его на свете нет
К поселкам, селам, городам
Приходит он по проводам. (Электрический ток)
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает. (Барометр)
И в огне не горит,
И в воде не тонет. (Лед)
Белый дым тянул за чуб,
Раскачал на поле дуб.
Застучал в ворота.
Эй, откройте! Кто там? (Ветер)
Вечером на землю слетает,
Ночью на листве пребывает,
Утром опять улетает. (Роса)
7) Анаграмма. Переставьте в слове буквы
так, чтобы получился математический термин.
- ГИКОВАЛ – логика
- КТЕОВР – вектор Каждая команда записывает
ответы на листке.
- ОУНСК – конус
- РТСКЕО – сектор
Переменка 3
Вставить в поговорки пропущенные слова.
(Слайд №36)
- …. одного не ждут
- Обещанного … года ждут
- …раз отмерь,
- … раз отрежь
- За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь
Восстановить слово. (Слайды №37-39)
- СИМУН – минус
- ФИЗУЯДИФ – диффузия
- ЛЕТО – тело
- УСИРАД – радиус
- ЫСВЕ – весы
- УЛЬДОМ – модуль
- ЛИСА – сила
Командные конкурсы
8) Блиц – вопросы. Отвечают по очереди
представители каждой команды (учитель читает с
листа; за правильный ответ 1балл). (Заставка –
слайд №40)
- Результат деления. (Частное)
- Наибольшее двухзначное число. (99)
- Часть прямой, ограниченная с двух сторон. (Отрезок)
- Инструмент для построения окружности. (Циркуль)
- Наименьшее простое число. (2)
- Сумма углов треугольника. (1800)
- Действие, обратное делению. (Умножение)
- Равенство с переменной. (Уравнение)
- Измерения прямоугольного параллелепипеда. (Длина,
высота, ширина)
- Свойство смежных углов. (Их сумма равна 1800)
- Формула площади прямоугольника. (S= ab)
- Сколько нулей в записи числа миллион. (Шесть)
Подведение итогов
Подсчет баллов.
Награждение победителей (Слайд №41)
- за 1-е место,
- за 2-е место,
- самого активного игрока,
- самого активного болельщика.
Заключение (Слайд №42)
- Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Доволен(а) ли ты тем, как прошло мероприятие?
- Было ли тебе интересно?
- Что больше всего тебе понравилось?
- Сумел(а) ли ты закрепить свои знания?
- Ты сумел(а) показать свои знания?
- Ты был(а) активен(а)?
- Учителя были внимательны к тебе?
|