ТЕМА: Средства выразительности декоративного искусства:
символы, знаки в орнаменте. «Дерево жизни» в декоративно-прикладном искусстве.
Композиция «Вазон».
Цель: 1. Ознакомить учащихся с символами в орнаментах,
историей их возникновения, композиционным построением «Дерева жизни»
(«Вазона»), расширять знания построения симметричных композиций.
2. Развивать зрительную память, наблюдательность,
интерес к традициям народа, учить соблюдать основные принципы композиции,
гармонично подбирать цветовую гамму, совершенствовать приемы работы с
цветной бумагой.
3. Воспитывать любовь к природе, активизировать
творческую деятельность.
Оборудование: материалы: цветная бумага, клей,
ножницы, альбом с шаблонами; зрительный ряд: образец композиции «Вазон».
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Как называется декоративная переработка природных
форм?
— Какие природные формы чаще используют мастера декоративно-прикладного
искусства?
III.
Объявление темы работы
Сегодня на уроке мы будем создавать декоративную
композицию «Вазон».
IV. Изучение нового материала
Слова учителя.
Мы часто встречаем вещи, украшенные орнаментальными
мотивами, смысл которых нам непонятен. Это — язык символов наших далеких
предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура имела
смысловое значение: снежинка в орнаменте символизирует зиму, цветок — весну,
ягода — лето.
Самый распространенный орнаментальный мотив, который
часто можно встретить на вазах, оружии, коврах, назван древнегреческим
меандром. Древний мастер условными знаками запечатлел в ритмическом повторе
западню, в которую первобытный человек загонял зверя. В растительном орнаменте
этот же мотив выглядит иначе и называется бесконечник.
А чуть вытянутый элемент бесконечника, образуя
волнистую линию, символизирует изобилие. Волнистая линия вокруг венца
керамического изделия символизирует пожелание: «Чтобы посуда была всегда
наполнена до краев». В растительных орнаментальных мотивах можно увидеть круг,
квадрат или ромб, поделенные на четыре части, в каждой из которых есть точка —
зерно. Такой элемент символизирует поле, засеянное зерном.
Спираль символизирует зарождение новой жизни и вечное
движение. «Завиток» — знак растительности.
Пересеченные горизонтальная и вертикальная линии
(крест) — символическое отражение способа добывания огня первобытным человеком.
Более сложным и наиболее ярким символом в народном
декоративном искусстве является «Дерево жизни», «Вазон». (Демонстрация
фотографий с изображением образцов «Дерева жизни»).
Он состоит из трех частей: верхняя символизирует сферу
богов, средняя — жизнь людей и всего живого на Земле, а нижняя — это корни, т.
е. основа и начало мира. Основным элементом является деревце с цветами в вазе
или горшочке, а дополняют его изображения птиц.
Этот символ можно увидеть на различных изделиях декоративного
искусства: в резьбе, вышивке, вытынанках, на писанках.
За свою многовековую историю человечество накопило
немало общепринятых эмблем: пила символизирует трудолюбие, подкова — счастье,
якорь— надежду, зеркало— правду, лира— музыку, лев — могущество, меч —
правосудие, крылья — движения и др. С течением времени символы наших предков
утрачивают свое значение и превращаются в декоративное украшение предметов.
V. Практическая работа
А сейчас мы изготовим композицию «Вазон» в технике
многоцветной аппликации. (Учитель демонстрирует образец выполненной работы.)
Этапы выполнения работы.
1) Композиция будет симметричной относительно
продольной оси симметрии. Для этого наметьте ось карандашом или сложите лист
бумаги вдоль оси пополам, одинаковые элементы будут располагаться слева и
справа от оси.
2) Чтобы элементы были одинаковые, сложите бумагу
несколько раз и разрежьте все слои.
3) Основные элементы лучше подготовить заранее, чтобы
найти наиболее удачное композиционное решение. Именно аппликация дает
возможность смещать элементы вверх, вниз, влево и вправо.
4) После нахождения места каждому основному элементу
наклейте их.
5) Подобрав гармоничные цвета мелких деталей, наклейте
их на силуэты основных элементов.
Учитель активизирует творческую деятельность учащихся.
VI. Завершение урока
Фронтальная демонстрация выполненных работ. Задание на
следующий урок: принести бумагу, цветную бумагу холодных оттенков, ножницы,
клей, фольгу, блестки, гелевые перламутровые ручки. |