Декоративная композиция из природных форм.
Цель: 1. Расширить знания использования образов,
узоров, цвета природных форм в произведениях ДПИ; учить анализировать
взаимосвязь узора природной формы и декор на изделии ДПИ.
2. Развивать наблюдательность, глазомер, цветовую
чувствительность; учить создавать орнаментальную композицию в круге на основе
изучения и переработки природных форм; активизировать творческую деятельность
учащихся.
3. Воспитывать любовь к природе, эстетический вкус,
учить заботиться о природных ресурсах.
Оборудование: материалы: краски, кисти, фломастеры,
альбомный лист; альбом с шаблонами;
зрительный ряд: образцы детских работ с орнаментами
разных видов; таблицы трансформации элемента природной формы в орнамент
(черепаха, рыба, ракушки); фотографии животных;
музыкальный ряд: записи голосов птиц, зверей «Звуки
живой природы».
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Какие мотивы используют авторы в своих работах?
(Альбом с шаблонами).
— Какие виды орнаментов представлены в этих произведениях?
(Сетчатый, ленточный, замкнутый).
— Какой принцип лег в основу создания этих узоров?
(Стилизация природных форм).
III. Объявление темы урока
Сегодня на уроке мы будем изучать узоры природных форм
и создавать из них орнаменты.
IV. Изучение нового материала
Слово учителя.
Большое количество предметов ДПИ имеют изображения,
непосредственно связанные с живой природой. Растения, птицы, насекомые, рыбы,
ракушки — излюбленные темы для мастера. Природные формы (растения, насекомые,
рыбы, животные, камешки, ракушки) помогли выбрать художнику отдельные элементы
для создания орнаментов. Давайте рассмотрим фотографии различных живых
организмов. Они отличаются не только формой, но и окраской, кожным покровом,
которые позволяют выжить животному, птице или насекомому в определенной среде
обитания. В процессе эволюции у многих животных сформировалась маскирующая их
окраска. Так, полосы у тигра имитируют чередование света и тени в лесу;
ярко-зеленые квакши прячутся в листве; пятна на крыльях бабочек отпугивают
птиц-хищников; осьминоги способны менять окраску и имитировать фактуру той
поверхности, по которой они передвигаются: на песчаном дне их кожа кажется
гладкой, а вблизи кораллов образуются выросты.
Рассмотрим линейные рисунки черепахи, рыбки и ракушек.
Что художник «взял» у этих представителей живой природы для создания орнаментов?
Задав определенный ритм повтора, дополнив детали некоторыми элементами,
художник создал интересный орнамент.
V. Практическая работа
1. Выполнение тренировочных упражнений.
— Элемент какого животного вы могли бы использовать
при создании орнамента?
Учащиеся выбирают элементы в окраске животных для
составления орнамента: полоски у тигра, зигзагообразные линии у бабочки и т. д.
2. Создание декоративных композиций в круге.
Вспомните о размещении узоров в круге. Назовите
композицию.
VI. Завершение урока
Подведение итогов. Выставка законченных работ.
Задание на следующий урок: принести альбомный лист,
черный картон, клей, ножницы, нож для бумаги, линейку, цветные карандаши. |