Цель:
1. Расширить знание о графике как виде изобразительного
искусства.
2. Развивать умение работать графическими материалами
(карандашом, ручкой, фломастерами), совершенствовать графическую технику
(штрих, линия, пятно).
3. Воспитывать аккуратность, точность, любовь к
окружающему миру, бережное отношение к инструментам и материалам.
Оборудование: материалы: ручки шариковые, гелевые, фломастеры,
простые карандаши, бумага; альбом с шаблонами;
зрительный ряд: репродукции картин: А. Матисс.
«Портрет женщины с распущенными волосами», М. Сарьян. «Портрет народного
артиста СССР В. Папазяна»; рисунки, графические композиции, выполненные
точками; детские работы; литературный ряд: загадки о черепахах.
Ход урока
I. Организация класса
II. Объявление темы урока
Сегодня мы ознакомимся с выразительными средствами графики
и с их помощью создадим композицию «Черепаха».
III. Изучение нового материала
Слово учителя.
Одним из самых распространенных видов изобразительного
искусства является графика. Слово «графика» — производное от греческого «графа»
— «черчу», «пишу», «рисую». Иллюстрации в книгах, зарисовки и карикатуры в
газете, оформление упаковок различных товаров, плакаты на улицах — это
произведения художников-графиков. Графика имеет различные виды и жанры:
становая, книжная, плакат, промышленная, газетно-журнальная и др.
Линия, штрих и тон стали основными изобразительными и
выразительными средствами графики. Правда, в некоторых видах графического
искусства используется цвет, но его роль, как правило, ограниченная, служебная.
Графические произведения помогают познать и отразить жизнь во всех ее
проявлениях. Умело используя линии, штрихи и тона, художники создают
графический образ.
А теперь давайте познакомимся со средствами графики.
(В ходе объяснения материала учитель демонстрирует репродукции, рисунки,
выполненные детьми.) Обычно линейный рисунок передает лишь очертания предметов,
однако может передать и тип характера, движение. Художник, цридавая линий
малейшее колебание,, изображая ее более тонкой или толстой, придает ей определенный
характер. Линейный рисунок бывает, как правило, светлым, легким, обобщенным.
Рисунок тоном позволяет дать более полную
характеристику предмета и среды, передает объем, форму при помощи штриха:
толстого или тонкого, короткого или длинного. Штрихи могут ложиться близко друг
к другу, создавая впечатление пятна, наноситься как вертикально, так и
горизонтально. Перекрестная штриховка поможет изобразить глубокие тени.
Но в жизни существуют явления и предметы, которые
требуют других средств выражения.
Точки, например, прекрасно передают некоторые нежные
прозрачные поверхности, а также песок.
IV. Практическая работа
1. Выполнение тренировочных упражнений.
Для того чтобы в совершенстве овладеть техникой
линейного рисунка или рисунка тоном, необходимо выполнить упражнения.
Задание 1. Линия «на прогулке».
Нарисуйте рисунки, не отрывая карандаш от бумаги.
Линия должна идти свободно, будто она на прогулке, то поворачивая, то
закругляясь, иногда придется провести дополнительные лини там, где их нет.
Задание 2. Техника штриха.
а) Выполните штриховку квадратов параллельными
линиями, сохраняя предложенное направление.
б) Заполните квадрат перекрестной штриховкой.
в) Заполните квадрат штриховкой, стараясь изобразить
плавный переход от светлого к темному.
2. Создание композиции «Черепаха». Отгадайте загадку.
Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге, Голова торчит да ноги.
Выполните рисунок черепахи, используя цветные линии,
точки, штрихи. Нарисуйте траву, песок, камешки, цветы, солнце, облака. (В ходе
работы учитель проводит индивидуальный инструктаж.)
V. Завершение урока
Демонстрация работ учащихся. Задание на следующий
урок: принести одноцветные ручки, фломастеры, карандаши, бумагу. |