Цель: 1. Расширить знания о статике и динамике в
изобразительном искусстве; ознакомить с анималистическим жанром в скульптуре.
2. Учить передавать формы в движении, в состоянии
покоя, определять характер движения животных и людей, использовать пластические
возможности материала.
3. Воспитывать любовь к животным; развивать интерес к
произведениям анималистического жанра; активизировать творческую деятельность
учащихся.
Оборудование: материалы: цветной картон или белая жесткая
бумага; цветной пластилин, стеки, альбом с шаблонами;
зрительный ряд: репродукции: Ю. Эскель. «Весна моей
Родины» (птицы), А. Марц. «Рыба», «Носорог»; детские работы: «Клоуны на арене»
(пластилин), «Клоуны» (креповая цветная бумага);
музыкальный ряд: песня «Арлекино» в исполнении А.
Пугачевой.
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Вспомните, кого и что рисуют художники?
— Какие объекты чаще изображают скульпторы в своих произведениях?
— Назовите известные вам виды скульптуры.
— Какие материалы используют скульпторы во время
работы?
— Как скульпторы изображают людей, животных?
III.
Мотивация учебной деятельности
Слово учителя.
Звучит фрагмент песни «Арлекино» в исполнении А.
Пугачевой».
Ни одно цирковое представление не обходится без самых
любимых артистов всей детворы — клоунов!
Клоун толстый, клоун тонкий — Не похожи, но дружны.
Голос тихий, голос звонкий — Оба празднику нужны.
Клоун не только мастер смеха, но и акробат, фокусник,
жонглер..., он постоянно в движении.
IV. Объявление темы урока
Сегодня на уроке мы будем изображать клоуна во время
представления. Каждый из вас создаст определенный образ клоуна в пластилине.
V. Изучение нового материала
Слово учителя.
В ходе рассказа демонстрируются образцы скульптуры.
Давайте рассмотрим образцы парковой скульптуры. Как мы
видим, скульпторы изображают не только человека, но и животных. Произведения,
изображающие животных, относятся к анималистическому жанру. Мы уже изучали
понятия динамики и статики в изобразительном искусстве. Животные, так же как и
люди, изображаются в состоянии покоя или в движении. Рассмотрите скульптуры и
назовите животное, изображенное в движении.
Для создания художественного образа автор внимательно
изучает объект, делает зарисовки с учетом пропорций, ракурса, фактуры,
материала. Чтобы передать движение, скульптор обращает внимание на наклон и
поворот туловища, положение конечностей. Для изображения человека в движении в
скульптуре используется каркас. Чаще его изготавливают из легкой проволоки, а
затем покрывают глиной или пластилином.
VI. Практическая работа
7. Слово учителя.
Посмотрите на представленные рельефные композиции,
выполненные из цветной креповой бумаги и пластилина. (Демонстри руются детские
работы «Клоуны на арене», «Клоуны»), Клоуны на арене выполняют различные трюки
— они в движении. Обратите внимание на сочетание цветов. 2. Создание
композиции «Клоун на арене».
Этапы выполнения работы.
Рельефную композицию выполняйте на цветном картоне,
цвет пластилина подбирайте контрастным фону, яркость красок придаст вашей
работе праздничное веселое настроение.
1) Выполните зарисовки клоуна в движении, изображая
точные линии корпуса, рук, ног, поворот головы.
2) Перенесите рисунок на картон, приступайте к лепке
объектов.
3) Дополните работу мелкими деталями (одежда, цирковой
реквизит). Для передачи фактуры волос, ткани и др. используйте стеки, ампулки и
др.
В ходе работы учитель проводит индивидуальный инструктаж.
VII. Завершение урока
Демонстрация выполненных композиций, определение динамичности
образа и средств композиции. Задание на следующий урок: принести шишки, желуди,
орехи, сухие листья и цветы, корни, камешки, ракушки; клей, ножницы, пластилин,
краски, кисти. |