Цепь: 1. Определить виды скульптуры согласно ее
назначению: монументальная, станковая, мелкая пластика, раскрыть ее роль и
значение в скульптуре.
2. Развивать творческое воображение и использовать
качества выбранного материала, фактуры, цвета для определения образа;
усовершенствовать умение работать с бумагой в объемной пластике.
3. Воспитывать любовь к литературным произведениям,
уважение к творческому труду, аккуратность.
Оборудование: материалы: цветная бумага, клей,
ножницы; альбом с шаблонами; зрительный ряд: репродукции монументальной
скульптуры: С. Багдахсарян. «Мы наши горы...», С. Кочар. «Памятник Давиду
Сасунскому»; станковой скульптуры: Фальконе. «Зима»,
УгоЗанноки. «Маленький скульптор», итальянский
скульптор. «Пилигрим воздуха», мелкой пластики: глиняная игрушка, нэцке
«Лошадь», А. Аламаа. «Пусть всегда будет солнце»; образцы сказочных персонажей
сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»;
раздаточный материал: шаблоны туловища и головы для
создания сказочного персонажа;
музыкальный ряд: песни Кота и Лисы, Дурема-ра, Пьеро и
др. из кинофильма «Приключения Буратино»
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Какие виды скульптуры вам известны?
— Чем отличается круглая скульптура от рельефа?
— Какие пластические свойства бумаги могут помочь выразить
добро и зло?
— Какую роль играет цвет в создании доброго и злого
героя?
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя.
Звучит музыка из кинофильма «Приключения Буратино».
Сегодня мы обратимся к сказке А. Толстого «Золотой
ключик, или Приключения Буратино», известной вам с раннего детства. В этой
сказке очень много персонажей, имеющих яркие характеры: с одной стороны, злой
Карабас Барабас, хитрая лиса Алиса и кот Базилио, Дуремар, и в противовес этим
отрицательным героям — озорной, веселый Буратино, романтичный Пьеро,
воспитанная Мальвина, преданный друг пудель Артемон и др. (Звучат песни этих
героев из кинофильма.) Ни одна сказка не обходится без добрых и злых героев,
во всех сказках добро побеждает зло. Поскольку на уроке мы будем создавать
небольшие объемные фигурки, то ознакомимся с их назначением и ролью в нашей
жизни.
IV. Объявление темы урока
Сегодня на уроке выразительными средствами скульптуры
мы будем создавать персонажи сказки в объемных формах. Используя пластику
бумаги, фактурное решение, цвет попытаемся раскрыть более ярко тот или иной
образ в круглой скульптуре.
V. Изучение нового материала
Слово учителя.
В ходе рассказа учитель демонстрирует репродукции монументальной
скульптуры.
Если скульптура крупная, выражающая значительные идеи
и закреплена в определенном месте, она называется монументальной. Монументальная
скульптура — это памятники героям, культовые изображения, мемориальная
скульптура. Декоративно-монументальной скульптурой украшены фонтаны и храмы,
фасады современных зданий, стадионы и парки. Станковая скульптура предназначена
в основном для украшения внутренних помещений. Изготавливают ее на специальном
станке с поворотным кругом.
Станковая скульптура имеет ряд жанров: портрет,
тематическая композиция, анималистическая (скульптура, изображающая животных).
Существует еще один вид скульптуры небольшого размера, который называется
мелкой пластикой. Мелкая пластика предполагает широкий выбор различных
материалов: фарфор, кость, рог, дерево, гипс, глина. Рассматривая скульптуры,
мы видим, как блестяще мастер использует натуральный цвет материала:
золотистую, почти черную и зеленую бронзу, граниты, песчаники различных
оттенков, желтое, красное, черное дерево, желтые, красные, зеленую глины и т.
д. Следовательно, цвет участвует в создании образа скульптуры.
Давайте рассмотрим древнегреческие скульптуры. (Материал
предоставлен в альбоме с шаблонами.) У них черные волосы и белые одежды. Тело
мужчины — темно-коричневое, тело женщины — розовато-желтое, черной линией
обведены глаза, яркими красками расписаны украшения. Мы видим, что скульптура
окрашена. Но окраска условная, она не передает истинного цвета человеческой
кожи и одежды. Древние греки окрашивали мраморные скульптуры в голубые и
розовые тона, а римляне использовали сочетание цветного и белого мрамора.
Раскрашивались и деревянные скульптуры Древней Руси.
Хорошо всем известны раскрашенные глиняные игрушки разных народов. Скульптор
может использовать цвет в своих произведениях, но никогда не стремится
передать натуральный цвет человеческого тела, одежды, окраску животных.
Скульптура не повторяет модель, а творит образы в
материале и цвете.
VI. Практическая работа
Слово учителя.
Персонажей сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения
Буратино» мы представим в объеме, а работать будем в технике бумагопластики.
Для создания более полного образа с его индивидуальными чертами мы обратимся к
пластическим свойствам бумаги и ее цвету, чтобы передать характер героя. Рассмотрим
некоторые приемы работы с бумагой, которые вы сможете использовать для создания
образа.
1) Туловище у всех героев имеет одинаковую объемную
форму — усеченного конуса. Голова у Мальвины и Пьеро цилиндрической формы, а у
Карабаса-Барабаса, как отдельный объемный элемент, она отсутствует. (Развертки
туловища и головы представлены в альбоме с шаблонами.)
2) Наиболее интересна работа над деталями: волосы,
борода, руки, элементы одежды. Волосы и бороду выполняют, нарезая узкие
полоски, и затем закручивают ножницами, колпачки на шляпе — это маленькие
конусы, а чтобы их было удобно приклеить к основе шляпы, по краю делают надрезы
и отгибают.
3) Обратите внимание на интересное решение низа
туловища у Мальвины.
Итак, мы разобрали основные этапы выполнения отдельных
элементов, и теперь вы, выбрав себе определенного персонажа, подберете цветную
бумагу, соответствующую его образу. Добавьте немного фантазии, интересных
деталей и через какое-то время мы встретимся с нашими любимыми героями
известной сказки.
Учитель напоминает правила работы с ножницами. В ходе
работы проводится индивидуальный инструктаж, активизиру ется творческая
инициатива учащихся.
VII. Завершение урока
Подведение итогов, демонстрация завершенных работ.
Задание на следующий урок: принести бумагу (4-5 листов), клей, ножницы, лист
картона белого цвета формата А4. |