Цель: 1. Формировать основные понятия об объеме,
пластике, форме, фактуре; ознакомить с основными видами скульптуры; расширить
знания о рельефе.
2. Усовершенствовать умения и навыки работы с
пластилином, использования разных инструментов для создания фактуры с целью
обогащения формы, развивать творческое воображение, образное мышление.
3. Воспитывать интерес к изучению художественного
творчества народов мира; умение видеть прекрасное; любовь к искусству.
Оборудование: материалы: одноцветный пластилин, доска,
стеки, картон 10x10 см; альбом с шаблонами;
зрительный ряд: испанский скульптор XVI в. «Спящий
монах» (дерево), Франсуа Жирардон. «Памятник Людовику XIV» (бронза), Поль Альберт
Бартоломе. «Плачущая девушка» (мрамор), Лоренцо Бернини. «Св. Бибиана» (терракота);
иллюстрации мифологических и сказочных персонажей; образцы рельефов из пластилина:
глубокого, врезанного, барельефа и горельефа; фотография работы из пластилина
«Пегас» (горельеф).
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Какие выразительные средства характерны для графики,
живописи?
— Назовите особенности этих произведений. (Они созданы
на плоскости.)
III. Мотивация
учебной деятельности
Слово учителя.
Если мы совершим экскурсию по городу, то увидим, что
парки, скверы, площади, общественные здания, фонтаны украшены скульптурами.
Давайте вспомним, какие памятники украшают наш город и создают его неповторимый
образ. (Учащиеся называют известные им памятники.)
IV. Объявление темы урока
Сегодня на уроке мы узнаем, как рождаются произведения
скульптуры.
V. Изучение нового материала
Слово учителя.
Скульптура (от лат. sculpture) означает высекание, вырубание (ваяние) фигур из
твердых материалов. Произведения, создаваемые посредством лепки, тоже
называются скульптурой.
В отличие от других видов изобразительного искусства,
в которых видимый мир передается на плоскости, в скульптуре главное
выразительное средство — объемная форма, дающая возможность при создании
скульптуры использовать такие материалы, как дерево, металл, камень. В наше
время сохранилось большое количество скульптурных произведений разных народов
и эпох: статуи и барельефы Древнего Египта, Индии и Америки; античная Греция
подарила миру бессмертные произведения выдающихся ваятелей — Фидия, Мирона и
Поликлета; древнеримские портреты трогают нас своей реалистичной
выразительностью; замечательные древнерусские мастера оставили нам прекрасные
образцы деревянной скульптуры.
В живописи или графике художник изображает человека
или обстановку, в которой он находится. Воздух, пространство,
различные предметы помогают создавать художественный
образ. В скульптуре такой возможности нет, изображается лишь фигура. Скульптор
мыслит объемами, свой замысел воплощает пластически. Объемная форма может
создаваться различными способами: из глины скульптор лепит, добавляя, наращивая
объем; работая с камнем, отсекает от большего меньшее, и т. п. Выбор материала
диктует скульптору способ создания объемной фигуры.
Обработанная, отполированная поверхность материала
называется текстурой, необработанная — фактурой материала. Текстуры и фактуры
гранита, дерева, терракоты отличаются. Часто скульпторы в своих произведениях
используют текстуру для лепки лица и шеи, а фактуру — для волос.
По отношению к пространству существует два типа скульптуры:
круглая и рельеф. У рельефа, в отличие от круглой скульптуры, объемы вырезаны
на плоской поверхности, обращены к зрителю и обработаны только с одной стороны.
Рельеф может быть глубоким, когда изображение врезано, не выступает над
плоскостью; плоским, когда уровни изображения и плоскости равны, а рельеф
отделен глубокой врезанной линией, высоким, выступающим над плоскостью. Если
рельеф выступает над плоскостью меньше, чем наполовину, его называют
барельефом, если больше — горельефом. В барельефах можно изобразить большое
количество фигур, располагающихся рядом друг с другом. В горельефе фигуры
могут размещаться не только на плоскости, но и выступать одна из-за другой.
Таким образом создается впечатление многочисленности, передний, средний и
задний планы.
VI. Практическая работа
7. Слово учителя.
У каждого народа есть свои фантастические персонажи.
Древняя Греция подарила Кентавра и Горгону, Минотавра и Пегаса, Циклопа и
Гидру; Передняя Азия — птицу Феникс и Шэду, Грифона; Древний Египет — Сфинкса.
Ни одна русская сказка не обходится без русалок, чертей, Змея Горыныча, Дракона
и т. д.
Давайте определим, что же придает им такую
фантастичность. Образ фантастичности достигается необычным смешением в единое
целое человека и животного или нескольких животных.
2. Работа учащихся.
В древнем мире часто облицовывали дворцы плиткой.
Давайте создадим целую галерею образов для дворца. Возьмите картон размером
10x10 см и нанесите на него пластилин толщиной 0,5 см. Выберите один из видов
рельефа и нанесите рисунок на плитку. В зависимости от выбранного рельефа, либо
убирается лишнее (барельеф), либо наращивается объем (горельеф). Использование
стеков, ампулы шариковой ручки позволит выполнять декорирование или передать
фактуру фантастического существа (чешуя, шерсть, колючки и др.)
В ходе работы учитель проводит индивидуальный инструктаж,
стимулирует творческую активность учащихся.
VII. Завершение урока
Составление композиции из рельефов в единое панно.
Подведение итогов. Задание на следующий урок: принести три листа белой плотной
бумаги, клей, ножницы. |