Цели: определить, как изменился
внешнеполитический
курс СССР в середине 60-х – начале 80-х гг.,
проанализировать международные
факторы и внутренние причины, обусловившие эти изменения с
позиции
приоритетных национальных интересов страны.
Образовательные цели
выявить факторы международной политики, влиявшие на
формирование
нового внешнеполитического курса советского руководства в
1964-1985
гг.
достижение военно-стратегический паритета между СССР и
США и
его влияние на характер мировой политики
обстоятельства ввода советских войск в Афганистан и
влияние
этого фактора на внутреннюю ситуацию и международный
авторитет
СССР
причины разработки США программы СОИ и её значении для
изменения
всей системы отношений Восток-Запад
знать: хронологические рамки периодов разрядки и
конфронтации,
стратегический паритет, разрядка международной
напряжённости,
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе,
программа
СОИ
Развивающие задачи - развитие умений
называть хронологические рамки, периоды значительных
процессов
проводить поиск необходимой информации в нескольких
источниках
излагать суждения о причинно-следственных связях
исторических
событий
приводить оценки исторических событий, изложенные в
учебной
литературе
определять и объяснять своё отношение и оценку
наиболее значимых
событий и личностей в истории
Воспитательные задачи
воспитание патриотизма, толерантности
формирование идеи защиты национально-государственных
интересов
России, самостоятельного определения места нашей страны и
общества
в истории
Оборудование
учебник «История России. 1945-2008. 11 класс» под
редакций
А.А.Данилова, А.И.Уткина, А.В.Филиппова, издание 2-е.
Электронное приложение к учебнику
Комплект карт из УМК «История России. 1945-2008. 11
класс» под
редакций А.А.Данилова, А.И.Уткина, А.В.Филиппова.
Таблицы, документы из УМК «История России. 1945-2008.
11 класс»
под редакций А.А.Данилова, А.И.Уткина, А.В.Филиппова.
План урока
Циклы мировой политики. Периоды «Холодной войны».
Причины разрядки международной напряжённости.
Военно-стратегический
паритет.
Причины новой конфронтации. Ввод советских войск в
Афганистан
и американская программа СОИ.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Актуализация знаний
Тема урока, цели и задачи
Вспомним
Как назывался период в международных отношениях с 1946
по 1991
гг.
«Холодная война», стр.363
причины начала
«Холодная война» - состояние военно-политической
конфронтации
между СССР и США, а также между их союзниками
Причины – стремление США и их союзников сдержать
распространение
влияния СССР в мире, в т.ч. с помощью ядерного оружия и
стремление
СССР расширить своё влияние, сохранить приобретённое в
ходе
тяжелейшей Великой Отечественной войны
В чём отличие внешней политики СССР периода
«хрущёвской оттепели»
от периода 1946-1953гг.
Период 1945-1953 - период начала «х.в.», жёсткой
конфронтации
Период 1953-1964 – период потепления, мирного
сосуществования,
СССР вышел из международной изоляции, договоры,
ядерное оружие,
но обострение после Карибского кризиса, начало гонки
вооружения
Вопросы перед *11, стр.159
- НАТО, когда создан, цель, какие страны входили в
начале
80-х гг. (карта стр.162)
НАТО, 1949, цель – противостояние СССР, (страны
синим цветом:
США, Канада, Великобритания, Исландия, Норвегия,
Португалия,
Испания, Франция, Италия, ФРГ, Дания, Бельгия,
Нидерланды, Люксембург,
Греция, Турция - всего 16)
- ОВД, когда, цель, страны (карта стр.162)
ОВД, 1955, цель – противостоять НАТО, обеспечить
безопасность
СССР и союзников (красным цветом: СССР, Польша, ГДР,
Чехословакия,
Венгрия, Болгария, Румыния – всего 7)
Какие этапы «холодной войны» приходятся на период
1964-1985
гг?
Задание
1.
Сравните 2 документа: фрагмент из книги А.Громыко
(министра
иностранных дел СССР) «Памятное» и фрагмент работы
историка
Верещагиной А.П. В чём принципиальное различие
документов?
К каким периодам «холодной войны» они относятся?
1 – период разрядки,
2 – период нового обострения, конфронтации
Разрядка и обострение, хронологические рамки: 70-е гг.
и с конца
70-х гг.
Международные факторы и внутренние причины
разрядки
Разрядка – смягчение напряжённости в
международных отношениях
Вершина разрядки – Совещание по безопасности и
сотрудничеству
в Европе 1975 г. Фрагмент электронного приложения
«Совещание
по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.»
Что привело к материализации климата разрядки?
документы «Из воспоминаний посла СССР в США
А.Ф.Добрынина»;
2.
таблицы «Численность войск в Европе на 01.08.80
г.» и
сравнительную таблицу вооружений СССР и США на
начало 70-х
гг.;
фотографии на стр.164, 167;
учебник стр.156-157.
Сделайте вывод о причинах разрядки.
Выводы:
Причины разрядки
достижение военно-стратегического паритета
(примерное
равенство, баланс ракетно-ядерных вооружений СССР и
США)
Понимание того, что нельзя выиграть термоядерную
войну.
СССР нуждался в передовых технологиях
Западу были необходимы энергоресурсы (нефтяной
шок 70-х
гг.)
СССР и Запад заинтересованы в расширении
торговых связей
(зерно)
Закрепление
Тест в электронном приложении к учебнику
Новая конфронтация
К концу 70-х гг. международные отношения вновь
обострились.
Начался новый виток «холодной войны». Кто виноват в
этом:
СССР, США или обе стороны.
Проанализируйте источники:
Воспоминания В.Крючкова, воспоминания
З.Бжезинского (стр.172
учебника), открытое письмо А.Д.Сахарова (фрагмент и
стр.176
учебника),
Текст учебника «Звёздные войны» стр.173-174
Карту стр.162-163 (границы досягаемости ракет)
Карикатуру Кукрыниксов (стр.168)
Сделайте вывод
Ввод советских войск в Афганистан обострил
международные
отношения, но это было сделано в государственных
интересах
СССР (большая граница Средней Азии – исламский
фактор, наркотики,
досягаемость американских ракет в случае их
размещения на
территории Афганистана, сопротивление местного
населения).
Приход к власти неоконсерваторов (Р.Рейган),
стремящихся достичь военного преобладания над СССР
для оказания
политического влияния (провокации в Афганистане,
втягивание
СССР в гонку вооружения, перенос военных действий в
космос
– программа СОИ)
Закрепление
Как и почему в 70-80 гг. дважды менялся
внешнеполитический
курс СССР?
От конфронтации к разрядке и снова к
конфронтации, связано
с международными факторами и внутренними причинами
Домашнее задание
*11, стр.166-174, стр.174 в.6, 7; стр.175 з.8
Страницы параграфа прочитать, на вопросы ответить
устно,
задание выполнить письменно в тетради.