Цель: работая над текстом романа, раскрыть причину конфликта
Жюльена Сореля с обществом; проанализировать периоды жизни героя (Верьер,
Безансон, Париж), показать его окружение.
Оборудование:
текст романа.
Ход
урока
I.
ОПРОС УЧАЩИХСЯ ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ
1.
Заслушивание коротких сообщений о событиях, повлиявших на взгляды,
мировоззрение, эстетику Стендаля, о времени, которое отображено в романе.
Заслушивание
ответов на вопросы, касающиеся эпиграфов.
Просмотр
выборочно трех-четырех конспектов.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. Беседа
с учащимися.
Жюльен
Сорель — представитель поколения 20-х годов XIX века. Ему присущи черты
романтического героя: стремление к независимости, яркая индивидуальность,
желание изменить свою судьбу. Однако жизнь ставит его перед выбором: жить по
законам отцов либо «пробить» себе дорогу к высшей власти, но обречь свою душу
на гибель. И он делает выбор.
Жизнь
Жюльена можно разделить на три периода: 1) в Верьере; 2) в духовной семинарии в
Безансоне; 3) в Париже.
1)
В Верьере.
Вопросы
к учащимся.
а) Какой была жизнь Сореля до того, как он попал в семью
де Реналь? (Семья Сореля, его отношения с отцом и с братьями, образование).
б) Жюльен с детства мечтал стать военным, преклонялся
перед Наполеоном. Что привлекало Жюльена в нем? (То, что «Бонапарт, безвестный и бедный поручик, сделался владыкой мира с помощью своей шпаги».)
Жюльен
становится гувернером в семействе мэра Верьера, господина де Реналь. Дети
обожают его. Однако юноша чувствует себя здесь чужим. «Иногда, сидя за столом
во время какого-нибудь званого обеда, он едва сдерживал ненависть ко всему,
что окружало его, потому что знал, как люди из общества господина Реналя
удваивали, утраивали свое состояние с тех пор, как начали распоряжаться
имуществом бедняков». Он знал, что большую часть тех очень незначительных
средств, которые казна отпускает на несчастных подкидышей, они крадут. Он
ненавидел их притворство. Для него слова «богачи» и «наглецы» были одной
категории. «Совесть Жюльена стала нашептывать ему: «Вот оно — это грязное
богатство, которого и ты можешь достигнуть и наслаждаться им, но только в этой
компании. О Наполеон! Как прекрасно было твое время, когда люди завоевывали
себе положение на поле битвы!»
Во
время обеда у местного богача, господина Вально, попечителя дома призрения,
Жюльен стал свидетелем жуткой сцены, от которой на его глаза навернулись слезы.
За стенкой раздавалось тихое пение бедных обитателей дома призрения. Пение
раздражало гостей господина Вально. Он отдал приказ, и вскоре пение несчастных
прекратилось.
Для
Жюльена пробить дорогу прежде всего означало вырваться из Верьера; родину свою
он ненавидел. «Все, что он видел здесь, леденило его воображение». Стендаль
пишет, например, о том, как действовал господин Вально: он обратился к
лавочникам и сказал: «Выберите мне двух завзятых дураков из вашей среды»; к
судейским людям: «Выберите мне двух невежд»; к лекарям: «Укажите двух самых
отчаянных шарлатанов», а потом предложил им: «Давайте царствовать вкупе».
Для
Жюльена ненавистна мысль, что ему придется всю жизнь жить в этой грязной
компании людей, которые не остановятся ни перед какими преступленями. Он
чувствовал себя очень одиноким.
Вопросы
к учащимся.
а) Считаете вы мысли Жюльена честолюбивыми или
тщеславными?
б) Любовь Жюльена к госпоже де Реналь — настоящее
чувство? Как развивается это чувство?
2) В Безансонской духовной семинарии.
Аббат
Пирар сказал о Жюльене так: «Если Жюльен только тростник колеблющийся, пусть
погибнет, а если это человек мужественный, пусть пробирается сам».
Вопросы
к учащимся.
а) Почему Сорель поставил себе целью сделаться
священником?
б) Не считаете ли вы, что самый трудный период в духовных исканиях Жюльена — это безансонский период? (Свой ответ аргументируйте).
3) В Париже. В доме маркиза де ЛаМоль.
Жюльен
Сорель так характеризует дом маркиза (часть вторая, глава IV): «В этом особняке
не допускались никакие лестные отзывы о Беранже, об оппозиционных газетах, о
Вольтере, о Руссо, ни о чем бы то ни было, что хоть чуть-чуть отдавало
свободомыслием и политикой. Малейшая живая мысль казалась грубостью*. Жюльен
не выносил этот гнет «морального удушья». Матильда де Ла-Моль считает, что
«мысль Жюльена не пойдет по избитой тропе, проложенной посредственностью». «Я
избираю,— говорит она,— себе человека с характером и безграничным честолюбием.
Чего ему недостает? Друзей, денег? Я дам ему и то и другое». Дамы, которые
появлялись на жизненном пути Жюльена, способствовали тому, что он узнавал людей
общества, но своих взглядов не менял. Вопросы к учащимся.
а) Постиг ли Жюльен науку вхождения в общество, которую
преподала ему Матильда?
б) Что значила каждая из женщин для Жюльена?
2.
Слово учителя о последних главах романа.
После
покушения на госпожу Реналь Жюльен терзается, считая свое преступление по
отношению к ней чудовищным. Однако он говорит на суде: «Но, будь я и менее
виновен, я вижу здесь людей, которые пожелают наказать и раз и навсегда сломить
в моем лице эту породу молодых людей низкого происхождения, задавленных
нищетой. Меня ждет смерть; она мной заслужена».
Жюльен
думает о том, что ждет его. Отношения с Богом у молодого служителя всегда были
трудными. Думая о герое Франции Дантоне, Жюльен вспомнил, что тот дрогнул у
эшафота. Жюльен чувствовал в себе мужество умереть достойно и отказался от
апелляции. Он просит госпожу Реналь, которая хотела обратиться к королю: «Твоя
выходка еще более обозлит этих состоятельных, а главное, умеренных людишек,
которым живется так легко... Не будем посмешищем для всего света».
Вскоре
Жюльен Сорель был казнен, Матильда похоронила голову возлюбленного в пещере,
которую он выбрал для себя сам.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Ответить
(письменно) на вопросы.
Что
в жизни главное для Жюльена Сореля?
Какие
положительные и отрицательные черты характера присущи Жюльену?
В
чем проявляется закономерность его поступков?
Какой
выбор сделал Жюльен и как он к нему пришел?
Как
в душе и в жизни Жюльена Сореля распределены «красное» и «черное»?