Цель урока: первый
опыт знакомства с особенностями поэтического текста.
Задачи урока:
работа с понятиями «рифма», «поэзия», «проза» без введения четких определений;
примеривание речевой характеристики к разным литературным персонажам ( на примере стихотворения Д. Хармса); подбор
названия к произведению; работа с загадкой как с малой стихотворной формой
1. Приветствие.
Учитель
-Интересно, как проходило ваше пробуждение сегодня? Почему вас так трудно будить? А что вам снилось?
(Дети
рассказывают о том, что им сегодня снилось.)
-Интересны ваши сны. Послушайте историю, которую я однажды
услышала.
На розовой лошадке
Как здорово кататься,
А лучше на мустанге
По прериям промчаться.
А лучше на верблюде
Пустыню бороздить,
А лучше на акуле ,
Как царь морской проплыть.
С пиратами сразиться
На черном корабле,
Добычею делиться
В каюте на столе.
Как здорово кататься
На розовой лошадке,
Осталось мне подняться
С тепленькой кроватки.
Учитель
-Что
самое приятное в снах? А что самое неприятное? Что делают ваши мамы, чтобы вы
поскорее проснулись?
Дети -Включает телевизор.
-Говорит ласковые слова.
-А моя мама брызгает на меня
водой!
Учитель
-Я знаю еще один способ. Им воспользовался
герой стихотворения Даниила Хармса.
-Тише! Видите, мальчик спит. Познакомьтесь с текстом,
почитайте тихо.
2. Самостоятельное чтение детьми
стихотворения.
3. Проверка восприятия.
-Интересно, почему люди говорят «сладко спит»? Не все же по
утрам едят варенье? Кому из вас варенье помогло бы победить дремоту?
Дети - А мне мама
даже шоколадку давала. Я сразу же проснулся.
4. Ролевое
чтение стихотворения.
-При чтении вы должны убедить слушателей, что именно вы-
сластена. Нужно так читать, чтобы
все поняли, от имени какого героя вы говорите. Называть его
сразу нельзя!
(Дети
читают голосами Винни - Пуха, Людоеда, Карлсона, Буратино)
-Что делают люди после пробуждения и приветствия?
Правильно, зарядку. Ну, что - же, начнем!
5. Физминутка
6. Восстанавливание загадок
Учитель -Зарядка
бывает для рук, ног…А для ума бывает? Как ее сделать? А ответ мы найдем на
странице 13.
(Дети по рифмам составляют и отгадывают загадки,вспоминают
свои загадки и предлагают их всему классу.)
Учитель
-Ребята, посмотрите на рисунок .Что здесь происходит?
-Тут спортсмен поднимает стопки с книгами, как гантели.
-А котята тащат ему гири с загадками.
Учитель -А как
вы думаете, зачем спортсмену такие странные спортивные снаряды ?
-Человек должен быть не только сильным, но и умным!
-Он должен эти загадки разгадать и тогда это будет зарядка для ума.
Учитель
-Прочитайте совет Виктории Юрьевны (автора учебника)
(Дети читают совет, в котором
предлагается носить тяжелые стопки книг про спорт из библиотеки домой и
обратно)
Учитель -Будем
следовать этому совету?
-Нет! Книги нужно сначала прочитать, а потом уносить в библиотеку.
Учитель -Книжки
нужно брать стопками?
-Нужно взять только одну книжку ,а потом, в следующий раз-другую.
Учитель -Что
означает слово «библиотека» ?
-Это где много книг.
Учитель -Слово
«библиотека» означает «собрание» книг.
7. Работа над отрывком из
стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр»
Учитель -А
теперь к водным процедурам! На какой странице мы «умоемся»? (стр.12)
«Ныряем в текст»!
Самостоятельное чтение отрывка.
Учитель
-Прежде,чем мы начнем читать вслух, давайте определимся, как следует
читать
стихотворение?
Дети -Задорно, весело!
Учитель
-Узнали стихотворение?
Чтение
отрывка вслух.
8. Физминутка
Работа с
архаизмами.
Учитель -Какие
слова уже сейчас не встречаются?
Дети -Лохань, ушат, корыто.
Учитель -Как
начинается стихотворение?
Дети -Да
здравствует мыло душистое…
Учитель -Это
торжественные слова- здравицы в честь чего-то или кого-то.
А теперь давайте
найдем рифмы. (Дети находят рифмы. Порошок- гребешок, душистое- пушистое, лохани-
в океане, в ванне, в бане и т. д. )
Ребята ,а можно эти стихи пересказать прозой?
Дети - Нет,
так не получится. Будет некрасиво!
Учитель - А, может
быть, вы дома попробуете?
Дети -А
можно стихотворение выучить?
Учитель - Хорошо,
у кого есть желание, тот может выучить, а остальные пусть попробуют пересказать
стихи прозой.
|