Цель урока: рассмотреть связь картин Врубеля и стихотворения Блока
"Незнакомка”, дать анализ стихотворения.
Оборудование: репродукции картин Врубеля, компьютер.
К уроку подготовлены индивидуальные задания:
– Слово о Врубеле и его картинах;
– Предыстория "Незнакомки”;
– Звукопись стихотворения;
– Художественное творчество (авторские иллюстрации) по теме урока.
Ход урока
I. Слово учителя.
Тема города, социальной несправедливости, непривычные для раннего поэта,
появляются в последнем разделе I книги А.Блока.
Лирика II тома отразила изменения блоковского мировосприятия. События
окружающей жизни вторгаются в сознание поэта. Он изображает сложный,
противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы, и ощущает себя
причастным ко всему происходящему. В душе автора происходит некое раздвоение. Он
замкнут в себе, теряет связь с миром. Память не хочет подчиняться бездушным
законам, хранит высоту, красоту идеала. Душа ищет способа восстановления связей
с миром. Возникает образ "Незнакомки”.
На протяжении многих столетий художники, поэты, музыканты обращались к образу
Незнакомки, прекрасной женщины, идеала. У некоторых он оставался в мечтах, иные
переносили свои фантазии на полотна.
Всмотримся в картины известных художников и отметим яркую особенность:
образы на них разные, но есть общее – личное, выношенное и выстраданное, что
останется на века запечатленным, – прекрасный образ. Слайд 3, 4.
А.Блок нашел свой идеал в картинах Врубеля.
II. Слово о Врубеле (индивидуальное
задание).
Гениальный русский художник рубежа XIX–XX веков Михаил Александрович Врубель
– мастер универсальных возможностей. Прославившего свое имя практически во всех
видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной
скульптуре, театрально – декорационном искусстве. Он был известен как автор
живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций. Слайд
6–7.
III. Предыстория стихотворения А.Блока "Незнакомка” (индивидуальное
задание).
В начале 1906 года Блок написал "Незнакомку”. Стихотворение родилось из
скитаний по петербургским пригородам. Молодой литератор Евгений Иванов 9 мая
1906 года записал в своем дневнике рассказ о поездке с Блоком за город. Блок
повез его в Озерки – дачный поселок возле станции Финляндской железной дороги.
Взявшись быть гидом в этой литературной прогулке по пыльным улочкам дачного
поселка, Блок и своему приятелю, и себе доказывал реальность собственных
вымыслов. Разумеется, особую, чисто духовную – но все – таки несомненную
достоверность описанного им фантастического события. Впоследствии Блок объяснил,
где он видел въявь свою незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля. Слайд
8–10.
IV. Стихотворение А.А.Блока "Незнакомка”.
- Чтение учителем стихотворения.
- Анализ стихотворения:
– Особенности композиции стихотворения (состоит из 13 катренов, само
произведение делится на две части: описание реальной обстановки (1–6 строфы)
и часть, связанная с появлением Незнакомки (7–12 главы). Обе части
объединены чувствами, отношениями лирического героя к изображаемому.
Стихотворение построено на контрасте картин и образов, противопоставленных и
отраженных друг в друге).
– Определить ключевые образы мира реального и отношение к ним автора.
А) рестораны, горячий воздух, окрики пьяных, дух весенний и тлетворный;
Б) пыль, скука, крендель, детский плач;
В) вечер, шлагбаумы, канавы, испытанные остряки с дамами;
Г) озеро, уключины, женский визг, в небе диск;
Д) вечер, стакан-друг, влага терпкая и таинственная;
Е) соседние столики, сонные лакеи, пьяницы с глазами кроликов.
– Что можно сказать об этом мире и отношении к нему автора?
Вывод 1. Перед нами картина разнузданной пошлости, которая заражает все
вокруг. Обстановка нагнетается и при помощи режущих звуков. Даже луна становится
бездушным диском, как и шутки испытанных остряков.
– Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Назовите его ключевые
образы.
А) вечер, час назначенный, сон, девичий стан, шелка;
Б) духи, туманы, одна;
В) древние поверья, шелка, шляпа с перьями, узкая рука в кольцах;
Г) вуаль, берег, даль;
Д) тайны, солнце, душа, излучины, вино;
Е) перья страуса, мозг, очи, берег.
– Что можно сказать о лексическом пласте 2-й части?
Вывод 2. Лексика высокая, ритм завораживающий. Здесь возникает заглавный
образ – Незнакомка. Стремительно врывающаяся, она как бы застывает в раме окна.
В дальнейшем действие характеризует лишь лирического героя.
Образ Незнакомки исполнен поэтической прелести. Она чужда окружающей
реальности.
Одиночество Незнакомки и лирического героя выделяет их из толпы, притягивая
друг к другу.
Красота, истина, поэзия оказываются в неразделимом единстве.
V. Звукопись стихотворения.
Интересный подход в решении задачи создания образного строя использует
А.Блок.
В 1-й части стихотворения умышленное нагромождение труднопроизносимых
согласных звуков. Слайд 11. Лексика этой
части подчеркнуто "заземлена”, оценки носят отрицательный характер.
Отличие 2-й части от 1-й видно уже на уровне звуков. Поэт сводит к минимуму
трудные согласные, отдавая предпочтение сонорным звукам.
Появление героини сопровождается редкой по красоте аллитерацией и
ассонансами, создающими ощущение легкости образа. Слайд 12.
VI. Заключение.
Авторские работы ученицы Седаковой Лены – "Какой я себе представляю
"Незнакомку” А.Блока”. Слайд 13–16.
VII. Домашнее задание. Выучить стихотворение.
|