Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 11:37:01
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Стихотворение И.Бунина «Сказка»
28.05.2013, 13:13:47

ЦЕЛИ УРОКА

1. Представить детское мировосприятие поэта, ставшее основой его творчества, обучать частичному анализу лирического произведения через сопоставление и моделирование, исследование текста, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли.

2. Развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся, креативные способности.

3. Воспитывать эстетическое отношение к действительности и явлениям искусства, способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

Сегодня с нами на уроке томиком стихов, старинной фотографией, своими мыслями и чувствами — мастер, Иван Алексеевич Бунин. Поэт, писатель, переводчик, первый из русских писателей удостоенный международной Нобелевской премии. Человек, до боли сердечной любивший Россию и умерший на чужбине, в Париже, в 1953 году. Постичь грани удивительного таланта, понять сложность его жизненного пути вам ещё предстоит. А сегодня мы с вами заглянем в Лукоморье Бунина, а значит — в детство, значит — в сказку.

(Подготовленный ученик читает стихотворение Бунина «Детство».)

Мы попадаем в море света, тепла, ощущаем запахи, дотрагиваемся до грубого морщинистого ствола. "Солнечные палаты” детства — эта метафора уводит нас в далёкие 70-е годы девятнадцатого столетия. Матушка Людмила Александровна и Ваня — в гостиной, за круглым столом. Она читает ему наизусть целыми страницами «Руслана и Людмилу». Вся молодость её и её сверстников прошли в обожании Пушкина. «Руслана и Людмилу» они переписывали тайком в свои заветные тетрадки. Медленное, по-старинному несколько манерное, томное и нежное чтение.

У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том...

А в воображении мальчика образ пушкинской сказочной Людмилы двоится, совмещается с Людмилой другой — его матушкой, только в пору её молодости. "Ничего для моих детских, отроческих мечтаний не могло быть прекрасней, поэтичней её молодости и того мира, где росла она, где в усадьбах было столько чудесных альбомов с пушкинскими стихами, и как было не обожать и мне Пушкина, и обожать не просто как поэта, а как бы ещё и своего, нашего?” — размышляет Бунин.

Детство каждого человека — пора, когда закладываются основы впечатлений, когда переживания ослепительно ярки, а только что распахнувшийся мир чист, сверкающ, заманчив, точно омытый летним дождём. Ваня рос необычайно впечатлительным, остро восприимчивым мальчиком. Он вспоминал, как, будучи совсем маленьким, он не спал всю ночь, вслушивался в звуки, вглядывался в глубокое небо с миллиардами звёзд. А раздавшиеся в утреннем, чистом воздухе трели жаворонка остались на всю жизнь в душе. "И на эту песнь отозвалась моя чуткая детская душа. Я помню, прислушивался, прислушивался, и непонятная тихая грусть овладела мною. У меня покатились слёзы”, — вспоминал Бунин.

Воспитатель и учитель Вани Николай Осипович Ромашков пленил мечтой стать живописцем. "Я весь дрожал при одном взгляде на ящик с красками, пачкал бумагу с утра до вечера, часами простаивал, глядя на дивную, переходящую в лиловую, синеву неба, которая сквозила в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы купающихся в этой синеве — и навсегда проникся глубочайшим чувством истинно божественного смысла и значения земных и небесных красок”.

Черты бунинского дарования — необыкновенная чувствительность, понимание языка природы, изобразительность, чувство красок, вплоть до тончайших, почти неразличимых оттенков и переходов — предвосхищены впечатлениями его детства.

Частью этого огромного детского мира был Пушкин. "Когда он вошёл в меня, когда я узнал и полюбил его? Но когда вошла в меня Россия? Когда я узнал и полюбил её небо, воздух, солнце, родных, близких? Ведь он со мной — и так особенно — с самого начала моей жизни”, — говорил Бунин. В юности поэт подражал Пушкину даже в почерке. Он говорил о желании, "которое страстно испытывал много, много раз в жизни, желание написать что-нибудь по-пушкински, что-нибудь прекрасное, свободное, стройное, желание, проистекавшее от любви, от чувства родства к нему, от тех светлых (пушкинских каких-то) настроений, что Бог порою давал в жизни”.

Литературоведы утверждают, что изобразительные средства бунинского языка просты, исполнены строгости и ясности, что он не изменяет духу русской классической поэзии, в первую очередь поэзии Пушкина.

Попробуем в этом убедиться.

2. Работа по стихотворению Бунина «Сказка»

  • Выразительное чтение стихотворения учителем.
  • Выявление восприятия. Какими настроениями, чувствами проникнуто стихотворение?
  • Сказка, лукоморье... Вы почувствовали созвучие с Пушкиным? Обращение к модели Вступления к поэме «Руслан и Людмила». В центре макрообраз — сказка, лукоморье. По краям, по окружности — микрообразы: леший, русалка, избушка на курьих ножках и так далее. Модель многомерна, каждый микрообраз разрастается в сказку. Бунин ещё мальчиком назвал Вступление... "ворожбой из кругообразных движений”. Сказка у Пушкина как реальность, "правда чуда” — "Я там был...”
  • Самостоятельная работа учащихся в микрогруппах — создание подобной модели по стихотворению Бунина. Предварительно коллективно выделяется макрообраз — сказка, сон (обращение к названию стихотворения, к часто повторяющимся словам и выражениям первой и последней строф). Учащиеся отмечают кольцевую композицию стихотворения, выделяют микрообразы: пустынные берега, дикое синее лукоморье, глухой бор, лес, озарённый солнцем... (Каждая группа работает с отдельной строфой, микрообразы выписываются на заранее приготовленные круги из альбомных листов. Модель стихотворения создаётся на доске при минимальной затрате времени.) Макрообраз — сказка, сон, а микрообразы реальные! Чудо правды! Картинки природы, необыкновенно красивые, превращены воображением поэта в сказку, сновидение "Снилась молодость...” — всё проходит, о былом остаётся лишь красивый сон. В молодости иное восприятие: мир яркий, красочный.
  • Исследование цветовой гаммы стихотворения и образов, передающих свет. Работа по вариантам.

1-й вариант — синее лукоморье, розовый песок, синий небосклон.

2-й вариант — светозарный полдень, озарён весь лес был солнцем...

  • Представление рисунков — иллюстраций стихотворений Бунина (индивидуальное домашнее задание).

Известный иллюстратор Пушкина Владимирский заметил, что поэт очень редко употребляет слова, обозначающие цвет. Всего по одному разу в поэме «Руслан и Людмила» употребляются цвета зелёный и синий. Поэт знал, что в русских сказках всегда присутствует образ солнца с его золотым сиянием. И поэтому эпитет "золотой” употребляется часто. Но ведь это не цвет на палитре художника, а тёплый тон, солнечное свечение. Пушкин очень любил поражать читателя эффектами света: "Вдруг... свет блеснул в тумане...”, "...из вод выходят ясных...” В поэтическом воображении Пушкина возникали в основном не цветные картины, а световые (поэт был графиком и с увлечением работал светом и тенью, а цвет применял редко и ответственно, недаром и в реальной жизни он любил рисовать пером). Бунин следует Пушкину, наполняя свои стихотворения светом, золотом солнца, но для него значим и цвет. (Помните детские увлечения?) В таком небольшом стихотворении трижды употребляются слова, обозначающие цвет. Взгляд поэта охватывает землю и небо во всей их цветовой реальности и дарит своим читателям очередное чудо — чудо света и цвета. Обратите внимание, как с образом солнца (2-я строфа) связаны образы 3-й и 4-й строф: тени, синий небосклон, отблеск моря, смола прозрачнее стекла.

  • Литературоведы отмечают, что в бунинских стихотворениях за цветом скрываются чувства, мысли, настроение, а вместе с красками живут разнообразные звуки. Найдите в стихотворении слова, передающие звуки.

В стихотворении Бунина тихо, тишина.

Пустынные берега, пустынные края — не от слова "пустыня”, а от слова "пусто”, ни души! Помните у Пушкина: "На брег песчаный и пустой”? В словаре Ожегова одно из значений слова "пустынный” — безлюдный, необитаемый. Поэтому и лукоморье дикое, и бор глухой. Это наблюдение возвращает нас к ключевому образу — сон, сказка. Не об этом ли говорит философ Лосев: "Умной тишиной и покоем вечности веет от чуда”. Поэт подарил нам ещё одно чудо — чудо тишины!

  • Мы начали с вами разговор о стихотворении с его настроения.

Найдите во 2-й, 3-й и 4-й строфах метафоры и метафорические эпитеты, которые подчёркивают это настроение. ("Весёлым блеском напоён”, "...небосклон... чист и радостно-высок”, "Играл зеркальный отблеск моря...”)

Сон уносит лирического героя в "даль, молодость”, наполненную светом и радостью. Образы, созданные поэтом, очень реальны: мы можем ощутить теплоту песка, сухость и жёсткость коры...

Удалось ли Бунину приблизиться к Пушкину? Судите сами.

Поэт подарил нам столько чудес: чудо правды, чудо света и цвета, чудо тишины! Он подарил нам своё лукоморье, свою сказку!

  • Создайте своё чудо! Сочинение-миниатюра «Лукоморье Бунина».
  • Чтение одной-двух детских работ.

Домашнее задание. Выучить стихотворение «Сказка» наизусть.

ПРИМЕЧАНИЯ

По усмотрению учителя можно сократить первую часть урока, использовать время на работу по выразительному чтению стихотворения.

Понятие "метафорический эпитет” даю пятиклассникам вместе с понятием метафора. Адаптированно ввожу понятия "лирический герой” и "образ”, начиная с 5-го класса.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, Скачать, конспект урока, презентация powerpoint
Просмотров: 2702 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 83
Гостей: 83
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0