Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 17:43:09
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Стихотворение в прозе И.Тургенева «Русский язык»
14.01.2011, 21:04:36
ХОД УРОКА

I. Объявление темы урока.

С сегодняшнего урока мы начинаем обобщающее повторение всего, что рассматривалось в курсе русского языка в 5–6-х классах. Изучая грамматические категории, орфографические правила, выполняя домашние упражнения, часто ли задумываетесь вы, что для вас значит русский язык – язык, на котором вы говорите, думаете, пишете? Этот урок мы посвятим произведению И.С. Тургенева, которое так и называется – «Русский язык».
Чтение стихотворения учителем наизусть.

II. Домашнее задание.

Запишите это произведение по памяти. Постарайтесь, чтобы ваша запись была каллиграфически красивой и четкой.

III. Определение литературного жанра.

Вы записали произведение художественной литературы. Попробуем определить литературный жанр этого произведения. К какому роду литературы оно относится: к лирике или эпосу? (Лирика выражает чувства и переживания поэта; эпос изображает события, людей, их действия и поступки. В этом произведении выражены чувства и мысли – значит, это – лирическое произведение.)
Найдите слова, указывающие на лирического героя, к какой части речи они относятся? (На лирического героя указывают притяжательное местоимение – моей, личное местоимение – мне.)
В чем необычность этого лирического произведения? (Оно написано не в стихотворной, а в прозаической форме.)
Действительно, перед нами произведение весьма необычной жанровой формы – стихотворение в прозе.
Попытаемся понять всю глубину мыслей и чувств, выраженных в этом стихотворении. И в этом вам помогут знания, которые вы получили на уроках русского языка и риторики.

IV. Определение риторического жанра. Работа с лексикой.

Задумаемся над риторическим жанром этого произведения. Можно ли сказать, что данное произведение И.С. Тургенева является похвальным словом? Почему?
Фиксация первичных впечатлений учащихся:
И.С. Тургенев – патриот, он любит свою родину. Автор хвалит русский язык, поэтому это – похвальное слово
.
А не кажется ли вам, что для похвального слова этот текст слишком грустно начинается?
Закрасьте синим маркером слова, в которых выражены отрицательные эмоции лирического героя, а зеленым маркером – слова с положительной эмоциональной окраской.
Назовите слова, в которых отражены отрицательные эмоции. Как вы понимаете их значение?

Работа со словарем.

Сомнение – неуверенность в истинности чего-н., отсутствие твердой веры в кого-, что-н.

Тягостный – трудный, обременительный, мучительно неприятный.

Отчаяние – состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности.

Какие чувства испытывает лирический герой в начале стихотворения в прозе?

Чем вызваны эти чувства? (Размышлениями о судьбе родины.)

Литературно-историческая справка

Это стихотворение в прозе написано И.С. Тургеневым в 1882 году. Изучая историю России в старших классах, вы узнаете, что 80-е годы XIX века – это годы зарождения русского капитализма, годы активных действий террористов-революционеров, годы смуты в умах, когда утрачивались прежние ценности.

V. Работа с текстом.

Подумайте: какой тип речи использован в этом произведении (описание, повествование, рассуждение)? Почему? Каково строение текста-рассуждения? (Тезис, доказательства, вывод.)
Прочитайте предложение, в котором содержится тезис высказывания. Охарактеризуйте это предложение по цели высказывания, эмоциональной окраске, подчеркните грамматическую основу.

(1-е предложение – повествовательное, так как в нем содержится утверждение, грамматическая основа – ты поддержка и опора. Это предложение восклицательное. Очевидно, высказанное утверждение не оставляет автора равнодушным, вызывает у него сильные чувства.)

Чем осложнено предложение? Как вы можете объяснить постановку тире в этом предложении?

(Предложение осложнено обращением и однородными членами. Тире как бы разделяет предложение на две части, противопоставляя их: первая часть синяя, в ней ряд однородных членов с отрицательной эмоциональной окраской, вторая – зеленая, в ней однородные сказуемые и однородные определения – это слова с положительной окраской.)

Какие качества русского языка вызывают восхищение лирического героя? Как вы понимаете значение этих определений-эпитетов?

Работа со словарем:

Великий – превосходящий общий уровень, обычную меру, значение, выдающийся.

Могучий – мощный, сильный.

Правдивый – 1. Содержащий, выражающий правду. 2. Любящий говорить правду, стремящийся к правде.

Свободный – пользующийся свободой (отсутствием стеснений и ограничений).

На основании каких признаков мы можем судить, что перед нами похвальное слово русскому языку?

(Использование личного местоимения ты по отношению к неодушевленному предмету (явлению), обращение к языку и однородные определения, содержащие положительную эмоциональную окраску, позволяют утверждать, что перед нами похвальное слово.)

Назовите предложение, в котором содержатся доказательство, аргументы. Охарактеризуйте это предложение по цели высказывания, эмоциональной окраске. Подчеркните грамматические основы. Объясните пунктуацию в этом предложении.

(Это предложение по цели высказывания – вопросительное. Это риторический вопрос, который заставляет задуматься и читателя о его отношении к родине и родному языку. Тире разделяет предложение на две части. В первой части грамматическая основа – сказуемое не будь, выраженное глаголом в форме повелительного наклонения (опять обращение к языку!), но употребленного в значении условного (если бы тебя не было). Отрицательная частица не указывает на то, что это – «доказательство от противного». Во второй части грамматические основы не впасть в отчаяние и что совершается. Эта часть окрашена синим цветом, в ней передано чувство безысходности, безнадежности, которое испытывает лирический герой.)

Прочитайте последнее предложение. Как оно связано с предыдущим? К какому выводу приходит лирический герой? Охарактеризуйте последнее предложение.

(Последнее предложение связано с предыдущим с помощью союза но, имеющего противительное значение. Это предложение по цели высказывания повествовательное, в нем автор вновь высказывает утверждение. Это предложение сложное, сложноподчиненное, грамматическая основа главного предложения – нельзя верить, придаточного – язык не был дан. Утверждение мысли в нем выражено путем двойного отрицания. Этот прием усиливает истинность вывода, к которому приходит автор.)

Какие чувства выражены в этом предложении?

(Это предложение по эмоциональной окраске восклицательное. Оно окрашено зеленым цветом – это слова верить, великому народу, а также указательное местоимение таким, в котором как бы объединены все определения-эпитеты, относящиеся к русскому языку. Чувства гордости и восхищения выражают эти слова.)

VI. Подведение итогов работы.

Как развивалась мысль автора в произведении? Каким было движение чувств лирического героя? Была ли работа, проведенная на уроке, полезна для вас, помогла ли она глубже понять стихотворение в прозе И.С. Тургенева, посвященное родному языку?

(Развитие мысли: от тезиса-утверждения – через мучительные вопросы, «доказательство от противного» – к утверждению-выводу, выраженному с помощью двойного отрицания.

Движение чувств: от сомнения, отсутствия веры – через отчаяние, ощущение безвыходности – к убежденности и вере, гордости и восхищению.)

Выводы: быть патриотом не на словах, а на деле не всегда просто, ведь вокруг ты видишь много плохого, много несправедливостей, кажется, что в другой стране может быть лучше, поэтому истинная любовь к родине – это выстраданная любовь, прошедшая все испытания. Принять и полюбить свою родину помогает наш русский язык – «этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». В языке отражается мировосприятие народа. Поэтому бережное отношение к языку, умелое его использование – это вклад каждого в развитие культуры своего народа, его будущего.

VII. Домашнее задание (к уроку риторики, по выбору).

1. Подготовьте и произнесите похвальное слово родному языку или нашей родине.
2. Подготовьте и произнесите похвальное слово И.С. Тургеневу – автору стихотворения в прозе «Русский язык».

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно, грамотност, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература
Просмотров: 4060 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.7/3
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0