Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с жизнью и научной
деятельность, увлеченностью различными видами
искусства Д.И. Менделеева,
- подчеркнуть значение работ ученого в
становлении и развитии химии, физики, метрологии,
нефтяной и химической промышленности и т. д.
развивающие:
- развивать умение работать с научно-популярной
литературой, поиск материалов с использованием
ИНТЕРНЕТА, систематизировать и обрабатывать
материал средствами ИКТ с помощью программ MICROSOFT
WORD, POWERPOINT И т.д., совершенствовать навыки и умения
учащихся при выполнении демонстрационных
опытов,
воспитательные:
- развивать желание учиться активно, развивать
чувство патриотизма, гордости за достижения
российской науки, развивать любовь к химии и
научным исследованиям, создать атмосферу
творчества, радости постижения истины,
углубления в тайны мира.
Оборудование и вспомогательные материалы:
- страницы журнала,
- портрет Д.И. Менделеева
- высказывание Д.И. Менделеева "Первое и главное
в жизни – труд для других…”
- оборудование и реактивы для проведения
демонстрационного опыта "Появление надписи”
- выставка докладов и сообщений, информации в
электронном виде, журналов посвященная Д. И.
Менделееву
- картина А. Куинджи "Лунная ночь на Днепре"
- творческие работы учащихся
УЧИТЕЛЬ Ребята, сегодня мы перелистаем
страницы жизненного пути и научной деятельности,
великого русского ученого Дмитрия Ивановича
Менделеева. Многие видные деятели науки,
общественные деятели поддерживают идею об
объявлении 2009 года - Национальным годом Д.И.
Менделеева в Российской Федерации. Так как самое
выдающееся открытие в истории химии – открытие
периодического закона и создание периодической
системы химических элементов – было сделано
нашим гениальным соотечественником Д.И.
Менделеевым. Воодушевляемый любовью к Родине
всеми силами своего необыкновенного таланта,
Дмитрий Иванович стремился приумножить
благосостояние и авторитет России. Мы \как
потомки \ горды и счастливы тем, что можем
пользоваться плодами величайшего открытия.
Открываем первую страницу нашего устного
журнала \ из воспоминаний родственников и
современников ученого \
1-я страница "Краткий жизненный путь
ученого”\фото из архива ученого
1-й ученик:
Д. И.Менделеев родился 8 февраля 1834 года в глухом
сибирском городе Тобольске. У Ивана Павловича и
Марии Дмитриевны Менделеевых было 17 детей. В год
рождения Дмитрия его отец ослеп и вышел в
отставку, матери в то время было 41 год. Семья жила
на небольшую пенсию, бедствовала и переселилась
в деревню Аремзянку \ в 25 верстах от Тобольска \,
где находилась небольшая стекольная фабрика.
Первые пять лет детства Менделеева прошли в
Аремзянке. Заводом управляла умная, энергичная
матушка. "Там на стеклянном заводе, управляемом
моею матушкою, получились первые мои впечатления
от природы, от людей и от промышленных дел,”-
писал позднее Менделеев. На этом заводе
маленький Дмитрий впервые ознакомился с
химическими и технологическими процессами.
Через несколько лет удачная операция в Москве
возвратила зрение отцу. В Тобольске семья
Менделеевых возвратилась в связи с
необходимостью подготовки в гимназию младших
детей – Павла и Дмитрия.
В детстве особое влияние на Дмитрия оказала
мать. Она сумела привить своим детям оптимизм,
умение преодолевать жизненные препятствия,
любовь к труду. Дмитрий любил решать головоломки,
задачи, а дома играл в "учителя”, причем старшим
братьям и сестрам нередко приходилось трудно,
т.к. удовлетворить строгого экзаменатора могли
только быстрота мышления, неизвестные ему факты
или сказанные к месту афоризмы.
В доме Менделеевых царила трудовая и
доброжелательная обстановка. В Тобольской
гимназии он получил начальное образование.
Сначала учился посредственно, в старших классах
заинтересовался физикой, математикой, историей,
географией, законоведением. Среди учителей
выделялся преподаватель русской литературы и
словесности, известный русский поэт Петр
Павлович Ершов.Он оказал несомненное влияние на
духовное воспитание Дмитрия.
В 1847 году умер отец, вскоре умерла старшая
сестра, другие братья и сестры разъехались, семья
распалась.
14 июля 1849 года Дмитрий получил аттестат, в
котором были две удовлетворительные оценки.
Заметив большие способности своего младшего
сына Дмитрия, мать выехала из Тобольска в Москву,
навсегда оставив родину – Сибирь, для того, чтобы
дать ему возможность получить высшее
образование. Мария Дмитриевна хотела определить
сына в Московский Университет. Так как
Тобольская гимназия относилась к Казанскому
учебному округу. Мария Дмитриевна надеялась на
помощь своего брата Василия Дмитриевича
Корнильева. Менделеевы поселились у Василия
Дмитриевича, который был управляющим у князей
Трубецких. В доме собиралась московская
литературная и научная интеллигенция. Он был
лично знаком с А.С. Пушкиным.
Менделеевы прожили в Москве зиму 1849\50 г.г.
Несмотря на хлопоты дяди и его друзей, получить
разрешение на поступление Дмитрия в Московский
университет не удалось. Мария Дмитриевна
отклонила предложение брата определить Дмитрия
на службу в канцелярию Московского губернатора.
Она была непреклонна в своем решении; дать высшее
образование своему последнему сыну. Мать
привезла сына в Петербург. Здесь в университете
работал друг ее мужа, профессор математики Чижов. Он получил разрешение Дмитрию Менделееву, как
сыну учителя, поступить в главный педагогический
институт в не приемный год. Обучение в ГПИ 4 года,
Дмитрию предложили выбрать 3 или 5 лет обучения.
Он выбрал 5 лет. Вскоре после переезда в Петербург
умерла мать, сам Дмитрий много болел. Дмитрий
Иванович окончил институт с золотой медалью.
2-й ученик:
Вся сознательная жизнь Д.И. Менделеева прошла в
Петербурге в постоянном труде, работая в
университете, а с 1890 года – в Главной палате мер и
весов.
Последние часы жизни Дмитрия Ивановича.
Со слов его сестры Марии Ивановны Поповой,
которая приехала его навестить, узнав о его
болезни. Она рассказывала: "Он сидит у себя в
кабинете бледный, страшный. Перо в руке.
Ну что, Митенька, хвораешь? Лег бы ты”, - сказала
она.
Ничего, ничего …
А перо в руке.
Она зашла потом к нему еще раз и опять видит: еда
сидит, и перо в руке.”
Это перо- точно ружье у солдата, смертельно
раненого, но остающегося на своем посту до смены.
\ О. Писаржевский, 1951 г.
К вечеру жена Дмитрия Ивановича едва уговорила
его лечь на диван сначала, а потом в постель, с
которой он уже не встал. Скончался от паралича
сердца. Он дышал сначала очень тяжело, а потом все
реже и тише, и в 5 часов его не стало.
2-я страница "Дмитрий Иванович -
разносторонний ученый”
3-й ученик:
Дмитрий Иванович Менделеев российский химик,
разносторонний ученый, педагог.
Автор фундаментальных исследований по химии,
химической технологии, физике, метеорологии,
воздухоплаванию, метрологии, сельскому
хозяйству, экономике, народному просвещению и
других, тесно связанных с потребностями развития
производительных сил России. Один из инициаторов
создания Русского химического общества
\1868\, Профессор Петербургского университета \1865-90\,
ушел в отставку в знак протеста против
притеснения студенчества. С 1876 года
член-корреспондент Петербургской АН, в 1880 году
выдвигался в академики, но был забаллотирован,
что вызвало резкий общественный протест.
Организатор и первый директор \1893\ Главной палаты
мер и весов \ныне ВНИИ метрологии им. Менделеева \.
4-й ученик:
Компьютерная презентация по слайдам: 1 НЕФТЯНЫЕ
дела, 2 МЕЧТА УЧЕНОГО - полетать на воздушном шаре,
3 КАК МЕНДЕЛЕЕВ изобрел порох…, 4 ДРУГАЯ МЕЧТА
ученого - ледяная Арктика, 5 ОТКРЫТИЯ в области
3-я страница "Менделеев и периодический
закон”. Копии фото из архива семьи
5-й ученик:
Зимой 1867-68 года Менделеев начал писать учебник
"Основы химии” и сразу столкнулся с трудностями
систематизации фактического материала. К
середине февраля 1869 года, обдумывая структуру
учебника, он постепенно пришел к выводу, что
свойства простых веществ \а это и есть форма
существования химических элементов в свободном
состоянии \ и атомные массы элементов связывает
некая закономерность.
Менделеев многого не знал о попытках его
предшественников расположить химические
элементы по возрастанию их атомных масс и о
возникающих при этом казусах. Например, он не
имел почти никакой информации о работах
Шанкуртуа, Ньюлендса и Мейера.
Решающий этап его раздумий наступил 1 марта 1869
года \14 февраля по старому стилю \. Днем раньше
Менделеев написал прошение об отпуске на 10 дней
для обследования артельных сыроварен в Тверской
губернии: он получил письмо с рекомендациями по
изучению производства сыра от А. И. Ходнева –
одного из руководителей Вольного экономического
общества.
В Петербурге в этот день было пасмурно и
морозно. Под ветром поскрипывали деревья в
университетском саду, куда выходили окна
квартиры Менделеева. Еще в постели Дмитрий
Иванович выпил теплого молока, встал, умылся и
пошел завтракать. Настроение у него было
чудесное.
6-й ученик: НЕОЖИДАННАЯ МЫСЛЬ.
За завтраком ученому пришла неожиданная мысль:
сопоставить близкие атомные массы различных
химических элементов и их химические свойства.
Недолго думая, на обратной стороне письма
Ходнева он записал символы хлора С! и калия К с
довольно близкими атомными массами, равными
соответственно 35, 5 и 39 \разница всего в 3, 5 единицы
\. На том же письме Менделеев набросал символы
других элементов, отыскивая среди них подобные
"парадоксальные” пары: фтор F и натрий Na, бром Br и
рубидий Rb, иод I и цезий Cs, для которых различие
масс возрастает с 4, 0 до 5, 0, а потом и до 6, 0.
Менделеев тогда не мог знать, что
"неопределенная зона” между явными НЕМЕТАЛЛАМИ
и МЕТАЛЛАМИ содержит элементы – благородные
газы, открытие которых в дальнейшем существенно
видоизменит Периодическую систему.
После завтрака Менделеев закрылся в своем
кабинете. Он достал из конторки пачку визитных
карточек и стал на обратной стороне писать
символы элементов и их главные химические
свойства. Через некоторое время домочадцы
услышали, как из кабинета стало доноситься:
"У-у-у! Рогатая. Ух, какая рогатая! Я те одолею.
Убью-у!” Эти возгласы означали, что у Дмитрия
Ивановича наступило творческое вдохновение.
Менделеев перекладывал карточки из одного
горизонтального ряда в другой, руководствуясь
значениями атомной массы и свойствами простых
веществ, образованных атомами одного и того же
элемента. В который раз на помощь ему пришло
доскональное знание неорганической химии.
Постепенно начал вырисовываться облик будущей
Периодической системы химических элементов.
Так, вначале он положил карточку с элементом
бериллием Be \атомная масса 14\ рядом с карточкой
элемента алюминия Аl \атомная масса 27, 4\, по
тогдашней традиции приняв бериллий за аналог
алюминия. Однако затем, сопоставив химические
свойства, он поместил бериллий над магнием Мg.
Усомнившись в общепринятом тогда значении
атомной массы бериллия, он изменил ее на 9, 4, а
формулу оксида бериллия переделал изBe2О3 в BеО
\как у оксида магния MgО\. Кстати, "исправленное”
значение атомной массы бериллия подтвердилось
только через 10 лет. Так же смело действовал он и в
других случаях.
Постепенно Дмитрий Иванович пришел к
окончательному выводу, что элементы,
расположенные по возрастанию их атомных масс,
выказывают явную периодичность физических и
химических свойств.
В течение всего дня Менделеев работал над
системой элементов, отрываясь ненадолго, чтобы
поиграть с дочерью Ольгой, пообедать и поужинать.
Вечером 1 марта 1869 года он набело переписал
составленную им таблицу и под названием "Опыт
системы элементов, основанной на их атомном весе
и химическом сходстве” послал ее в типографию,
сделав пометки для наборщиков и поставив дату "17
февраля 1869 года” \это по старому стилю \.
Так был открыт Периодический закон,
современная формулировка которого такова
: СВОЙСТВА ПРОСТЫХ ВЕЩЕСТВ, А ТАКЖЕ ФОРМЫ И
СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ НАХОДЯТСЯ В
ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАРЯДА ЯДЕР ИХ
АТОМОВ.
7-й ученик:
Менделееву тогда было всего 35 лет.
Отпечатанные листки с таблицей элементов
Менделеева разослал многим отечественным и
зарубежным химикам и только после этого выехал
из Петербурга для обследования сыроварен. До
отъезда он еще успел передать Н.А. Меншуткину,
химику- органику и будущему историку химии,
рукопись статьи "Соотношение свойств с атомным
весом элементов” - для публикации в Журнале
Русского химического общества и для сообщения на
предстоящем заседании общества.
18 марта 1869 года Меншуткин, который был в то
время делопроизводителем общества, сделал от
имени Менделеева небольшой доклад о
Периодическом законе. Доклад сначала не привлек
особого внимания химиков, и Президент русского
химического общества, академик Николай Зинин
\1812-1880\ заявил, что Менделеев делает не то, чем
следует заниматься настоящему исследователю.
Правда, через 2 года, прочтя статью Дмитрия
Ивановича "Естественная система элементов и
применение ее к указанию свойств некоторых
элементов”, Зинин изменил свое мнение и написал
Менделееву: "Очень, очень хорошо, премного
отличных сближений, даже весело читать, дай Бог
Вам удачи в опытном подтверждении Ваших выводов.
Искренне Вам преданный и глубоко Вас уважающий
Н.Зинин ”.Менделееву после открытия
Периодического закона предстояло сделать еще
многое. Причина периодического изменения
свойств элементов оставалась неизвестной, не
находила объяснения и сама структура
Периодической системы, где свойства повторялись
через 7 элементов у восьмого. Не все зарубежные
химики сразу оценили значение открытия
Менделеева. Самое важное в этом законе –
предсказание существования еще не открытых
химических элементов.
С каждым годом Периодический закон завоевывал
все большее число сторонников, а его открыватель-
все большее признание. Время триумфа пришло,
когда в 1875 году французский химик Поль-Эмиль
Лекок де Буабодран открыл в минерале вюртците
– сульфиде цинка ZnS – предсказанный Менделеевым
2Экаалюминий” и назвал его в честь своей родины
галлием Ga\ латинское название Франции
– "Галлия”\.Он писал: "Я думаю, нет
необходимости настаивать на огромном значении
подтверждении теоретических выводов господина
Менделеева”. Потом были открыты другие
химические элементы, которые предсказал
Менделеев. В 1905 году Менделеев написал: "По-видимому, периодическому
закону будущее не
грозит разрушением, а только надстройки и
развитие обещает, хотя как русского меня хотели
затереть, особенно немцы!”.Открытие
Периодического закона ускорило развитие химии и
открытие новых химических элементов.
4-я страница "ХОББИ И ИСКУССТВО В ЖИЗНИ
ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО”
5-я страница "ЗАВЕТЫ МЕНДЕЛЕЕВА”
8-й ученик
Письмо ученого к своим детям. Берет в руки
конверт и достает из него чистый лист. Чтобы
прочитать текст письма нужно провести
демонстрацию опыта / т.к. химия – наука о
веществах и их превращениях/. Проводит \под
руководством учителя \ опыт " Появление
надписи”
Читает текст.
"Первое и главное в жизни- труд для других
..Труд не суета, не работа, не ломка сил, а,
напротив, спокойное, любовное размеренное
делание того, что надо для других и для себя.
Труд всякий, если не про себя одного, самый
скромный. Самый невидимый – осветит жизнь.
Удовольствие пролетит, оно – себе, труд оставит
след долгой радости - он другим. Учение себе, плод
учения – другим. Другого смысла в учении нет,
иначе его не надо была… А если при руде успеха не
будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще,
сохраните спокойствие, то внутреннее обладание,
которое делает людей с волей, ясных и нужных
другим. Иного завета, лучшего, дать не могу. С ним
живите, его завещайте”.
УЧИТЕЛЬ: Первые строчки письма –"Первое и
главное в жизни – труд для других” - девиз к
нашему устному журналу. Ученый через много лет
как бы обращается к вам, чтобы помочь правильно
выбрать жизненный путь, успех которого основан
на таких качествах – как трудолюбие, терпение,
любознательность. Когда Дмитрию Ивановичу
говорили, что он гений, то он отвечал "99% потения
и 1% гения”. Этим он подчеркивал, что главное в
человеке труд. Надеюсь, что все услышанное
сегодня произведет на вас самые хорошие
впечатления, жизненный путь ученого станет
примером для многих из вас, качества характера
ученого примените уже скоро: сначала при
подготовке домашнего задания, потом подготовке к
выпускным экзаменам, поступлении в другие
учебные заведения и пронесете через дальнейшую
свою жизнь.
В ходе подготовки этого мероприятия и сегодня
многие из вас, ребята, тоже хорошо потрудились, я
благодарю всех вас за это
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
- Творческие работы учащихся, выполненные в ходе
подготовки к мероприятию \1,5 месяца\
- Рисунок портрета ученого Д.И. Менделеева
\выполнил Маслаков Саша ученик 9 кл-планирует
поступить в текущем году в Художественное
училище г. Суздаль \
- тесты "Путешествие по страницам жизненного
пути великого ученого Д. И. Менделеева” -
\составила ученица 9 кл Волкова Ирина \
|