Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 19.05.2024, 15:50:10
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Страницы жизненного пути Д.И. Менделеева
22.11.2010, 21:03:23

Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащихся с жизнью и научной деятельность, увлеченностью различными видами искусства Д.И. Менделеева,
  • подчеркнуть значение работ ученого в становлении и развитии химии, физики, метрологии, нефтяной и химической промышленности и т. д.

развивающие:

  • развивать умение работать с научно-популярной литературой, поиск материалов с использованием ИНТЕРНЕТА, систематизировать и обрабатывать материал средствами ИКТ с помощью программ MICROSOFT WORD, POWERPOINT И т.д., совершенствовать навыки и умения учащихся при выполнении демонстрационных опытов,

воспитательные:

  • развивать желание учиться активно, развивать чувство патриотизма, гордости за достижения российской науки, развивать любовь к химии и научным исследованиям, создать атмосферу творчества, радости постижения истины, углубления в тайны мира.

Оборудование и вспомогательные материалы:

  • страницы журнала,
  • портрет Д.И. Менделеева
  • высказывание Д.И. Менделеева "Первое и главное в жизни – труд для других…”
  • оборудование и реактивы для проведения демонстрационного опыта "Появление надписи”
  • выставка докладов и сообщений, информации в электронном виде, журналов посвященная Д. И. Менделееву
  • картина А. Куинджи "Лунная ночь на Днепре"
  • творческие работы учащихся

УЧИТЕЛЬ Ребята, сегодня мы перелистаем страницы жизненного пути и научной деятельности, великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Многие видные деятели науки, общественные деятели поддерживают идею об объявлении 2009 года - Национальным годом Д.И. Менделеева в Российской Федерации. Так как самое выдающееся открытие в истории химии – открытие периодического закона и создание периодической системы химических элементов – было сделано нашим гениальным соотечественником Д.И. Менделеевым. Воодушевляемый любовью к Родине всеми силами своего необыкновенного таланта, Дмитрий Иванович стремился приумножить благосостояние и авторитет России. Мы \как потомки \ горды и счастливы тем, что можем пользоваться плодами величайшего открытия. Открываем первую страницу нашего устного журнала \ из воспоминаний родственников и современников ученого \

1-я страница "Краткий жизненный путь ученого”\фото из архива ученого

1-й ученик:

Д. И.Менделеев родился 8 февраля 1834 года в глухом сибирском городе Тобольске. У Ивана Павловича и Марии Дмитриевны Менделеевых было 17 детей. В год рождения Дмитрия его отец ослеп и вышел в отставку, матери в то время было 41 год. Семья жила на небольшую пенсию, бедствовала и переселилась в деревню Аремзянку \ в 25 верстах от Тобольска \, где находилась небольшая стекольная фабрика. Первые пять лет детства Менделеева прошли в Аремзянке. Заводом управляла умная, энергичная матушка. "Там на стеклянном заводе, управляемом моею матушкою, получились первые мои впечатления от природы, от людей и от промышленных дел,”- писал позднее Менделеев. На этом заводе маленький Дмитрий впервые ознакомился с химическими и технологическими процессами.

Через несколько лет удачная операция в Москве возвратила зрение отцу. В Тобольске семья Менделеевых возвратилась в связи с необходимостью подготовки в гимназию младших детей – Павла и Дмитрия.

В детстве особое влияние на Дмитрия оказала мать. Она сумела привить своим детям оптимизм, умение преодолевать жизненные препятствия, любовь к труду. Дмитрий любил решать головоломки, задачи, а дома играл в "учителя”, причем старшим братьям и сестрам нередко приходилось трудно, т.к. удовлетворить строгого экзаменатора могли только быстрота мышления, неизвестные ему факты или сказанные к месту афоризмы.

В доме Менделеевых царила трудовая и доброжелательная обстановка. В Тобольской гимназии он получил начальное образование. Сначала учился посредственно, в старших классах заинтересовался физикой, математикой, историей, географией, законоведением. Среди учителей выделялся преподаватель русской литературы и словесности, известный русский поэт Петр Павлович Ершов.Он оказал несомненное влияние на духовное воспитание Дмитрия.

В 1847 году умер отец, вскоре умерла старшая сестра, другие братья и сестры разъехались, семья распалась.

14 июля 1849 года Дмитрий получил аттестат, в котором были две удовлетворительные оценки. Заметив большие способности своего младшего сына Дмитрия, мать выехала из Тобольска в Москву, навсегда оставив родину – Сибирь, для того, чтобы дать ему возможность получить высшее образование. Мария Дмитриевна хотела определить сына в Московский Университет. Так как Тобольская гимназия относилась к Казанскому учебному округу. Мария Дмитриевна надеялась на помощь своего брата Василия Дмитриевича Корнильева. Менделеевы поселились у Василия Дмитриевича, который был управляющим у князей Трубецких. В доме собиралась московская литературная и научная интеллигенция. Он был лично знаком с А.С. Пушкиным.

Менделеевы прожили в Москве зиму 1849\50 г.г. Несмотря на хлопоты дяди и его друзей, получить разрешение на поступление Дмитрия в Московский университет не удалось. Мария Дмитриевна отклонила предложение брата определить Дмитрия на службу в канцелярию Московского губернатора. Она была непреклонна в своем решении; дать высшее образование своему последнему сыну. Мать привезла сына в Петербург. Здесь в университете работал друг ее мужа, профессор математики Чижов. Он получил разрешение Дмитрию Менделееву, как сыну учителя, поступить в главный педагогический институт в не приемный год. Обучение в ГПИ 4 года, Дмитрию предложили выбрать 3 или 5 лет обучения. Он выбрал 5 лет. Вскоре после переезда в Петербург умерла мать, сам Дмитрий много болел. Дмитрий Иванович окончил институт с золотой медалью.

2-й ученик:

Вся сознательная жизнь Д.И. Менделеева прошла в Петербурге в постоянном труде, работая в университете, а с 1890 года – в Главной палате мер и весов.

Последние часы жизни Дмитрия Ивановича.

Со слов его сестры Марии Ивановны Поповой, которая приехала его навестить, узнав о его болезни. Она рассказывала: "Он сидит у себя в кабинете бледный, страшный. Перо в руке.

Ну что, Митенька, хвораешь? Лег бы ты”, - сказала она.

Ничего, ничего …

А перо в руке.

Она зашла потом к нему еще раз и опять видит: еда сидит, и перо в руке.”

Это перо- точно ружье у солдата, смертельно раненого, но остающегося на своем посту до смены. \ О. Писаржевский, 1951 г.

К вечеру жена Дмитрия Ивановича едва уговорила его лечь на диван сначала, а потом в постель, с которой он уже не встал. Скончался от паралича сердца. Он дышал сначала очень тяжело, а потом все реже и тише, и в 5 часов его не стало.

2-я страница "Дмитрий Иванович - разносторонний ученый”

3-й ученик:

Дмитрий Иванович Менделеев российский химик, разносторонний ученый, педагог.

Автор фундаментальных исследований по химии, химической технологии, физике, метеорологии, воздухоплаванию, метрологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и других, тесно связанных с потребностями развития производительных сил России. Один из инициаторов создания Русского химического общества \1868\, Профессор Петербургского университета \1865-90\, ушел в отставку в знак протеста против притеснения студенчества. С 1876 года член-корреспондент Петербургской АН, в 1880 году выдвигался в академики, но был забаллотирован, что вызвало резкий общественный протест. Организатор и первый директор \1893\ Главной палаты мер и весов \ныне ВНИИ метрологии им. Менделеева \.

4-й ученик:

Компьютерная презентация по слайдам: 1 НЕФТЯНЫЕ дела, 2 МЕЧТА УЧЕНОГО - полетать на воздушном шаре, 3 КАК МЕНДЕЛЕЕВ изобрел порох…, 4 ДРУГАЯ МЕЧТА ученого - ледяная Арктика, 5 ОТКРЫТИЯ в области

3-я страница "Менделеев и периодический закон”. Копии фото из архива семьи

5-й ученик:

Зимой 1867-68 года Менделеев начал писать учебник "Основы химии” и сразу столкнулся с трудностями систематизации фактического материала. К середине февраля 1869 года, обдумывая структуру учебника, он постепенно пришел к выводу, что свойства простых веществ \а это и есть форма существования химических элементов в свободном состоянии \ и атомные массы элементов связывает некая закономерность.

Менделеев многого не знал о попытках его предшественников расположить химические элементы по возрастанию их атомных масс и о возникающих при этом казусах. Например, он не имел почти никакой информации о работах Шанкуртуа, Ньюлендса и Мейера.

Решающий этап его раздумий наступил 1 марта 1869 года \14 февраля по старому стилю \. Днем раньше Менделеев написал прошение об отпуске на 10 дней для обследования артельных сыроварен в Тверской губернии: он получил письмо с рекомендациями по изучению производства сыра от А. И. Ходнева – одного из руководителей Вольного экономического общества.

В Петербурге в этот день было пасмурно и морозно. Под ветром поскрипывали деревья в университетском саду, куда выходили окна квартиры Менделеева. Еще в постели Дмитрий Иванович выпил теплого молока, встал, умылся и пошел завтракать. Настроение у него было чудесное.

6-й ученик: НЕОЖИДАННАЯ МЫСЛЬ.

За завтраком ученому пришла неожиданная мысль: сопоставить близкие атомные массы различных химических элементов и их химические свойства.

Недолго думая, на обратной стороне письма Ходнева он записал символы хлора С! и калия К с довольно близкими атомными массами, равными соответственно 35, 5 и 39 \разница всего в 3, 5 единицы \. На том же письме Менделеев набросал символы других элементов, отыскивая среди них подобные "парадоксальные” пары: фтор F и натрий Na, бром Br и рубидий Rb, иод I и цезий Cs, для которых различие масс возрастает с 4, 0 до 5, 0, а потом и до 6, 0. Менделеев тогда не мог знать, что "неопределенная зона” между явными НЕМЕТАЛЛАМИ и МЕТАЛЛАМИ содержит элементы – благородные газы, открытие которых в дальнейшем существенно видоизменит Периодическую систему.

После завтрака Менделеев закрылся в своем кабинете. Он достал из конторки пачку визитных карточек и стал на обратной стороне писать символы элементов и их главные химические свойства. Через некоторое время домочадцы услышали, как из кабинета стало доноситься: "У-у-у! Рогатая. Ух, какая рогатая! Я те одолею. Убью-у!” Эти возгласы означали, что у Дмитрия Ивановича наступило творческое вдохновение. Менделеев перекладывал карточки из одного горизонтального ряда в другой, руководствуясь значениями атомной массы и свойствами простых веществ, образованных атомами одного и того же элемента. В который раз на помощь ему пришло доскональное знание неорганической химии. Постепенно начал вырисовываться облик будущей Периодической системы химических элементов.

Так, вначале он положил карточку с элементом бериллием Be \атомная масса 14\ рядом с карточкой элемента алюминия Аl \атомная масса 27, 4\, по тогдашней традиции приняв бериллий за аналог алюминия. Однако затем, сопоставив химические свойства, он поместил бериллий над магнием Мg. Усомнившись в общепринятом тогда значении атомной массы бериллия, он изменил ее на 9, 4, а формулу оксида бериллия переделал изBe2О3 в BеО \как у оксида магния MgО\. Кстати, "исправленное” значение атомной массы бериллия подтвердилось только через 10 лет. Так же смело действовал он и в других случаях.

Постепенно Дмитрий Иванович пришел к окончательному выводу, что элементы, расположенные по возрастанию их атомных масс, выказывают явную периодичность физических и химических свойств.

В течение всего дня Менделеев работал над системой элементов, отрываясь ненадолго, чтобы поиграть с дочерью Ольгой, пообедать и поужинать.

Вечером 1 марта 1869 года он набело переписал составленную им таблицу и под названием "Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве” послал ее в типографию, сделав пометки для наборщиков и поставив дату "17 февраля 1869 года” \это по старому стилю \.

Так был открыт Периодический закон, современная формулировка которого такова : СВОЙСТВА ПРОСТЫХ ВЕЩЕСТВ, А ТАКЖЕ ФОРМЫ И СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ НАХОДЯТСЯ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАРЯДА ЯДЕР ИХ АТОМОВ.

7-й ученик:

Менделееву тогда было всего 35 лет.

Отпечатанные листки с таблицей элементов Менделеева разослал многим отечественным и зарубежным химикам и только после этого выехал из Петербурга для обследования сыроварен. До отъезда он еще успел передать Н.А. Меншуткину, химику- органику и будущему историку химии, рукопись статьи "Соотношение свойств с атомным весом элементов” - для публикации в Журнале Русского химического общества и для сообщения на предстоящем заседании общества.

18 марта 1869 года Меншуткин, который был в то время делопроизводителем общества, сделал от имени Менделеева небольшой доклад о Периодическом законе. Доклад сначала не привлек особого внимания химиков, и Президент русского химического общества, академик Николай Зинин \1812-1880\ заявил, что Менделеев делает не то, чем следует заниматься настоящему исследователю. Правда, через 2 года, прочтя статью Дмитрия Ивановича "Естественная система элементов и применение ее к указанию свойств некоторых элементов”, Зинин изменил свое мнение и написал Менделееву: "Очень, очень хорошо, премного отличных сближений, даже весело читать, дай Бог Вам удачи в опытном подтверждении Ваших выводов. Искренне Вам преданный и глубоко Вас уважающий Н.Зинин ”.Менделееву после открытия Периодического закона предстояло сделать еще многое. Причина периодического изменения свойств элементов оставалась неизвестной, не находила объяснения и сама структура Периодической системы, где свойства повторялись через 7 элементов у восьмого. Не все зарубежные химики сразу оценили значение открытия Менделеева. Самое важное в этом законе – предсказание существования еще не открытых химических элементов.

С каждым годом Периодический закон завоевывал все большее число сторонников, а его открыватель- все большее признание. Время триумфа пришло, когда в 1875 году французский химик Поль-Эмиль Лекок де Буабодран открыл в минерале вюртците – сульфиде цинка ZnS – предсказанный Менделеевым 2Экаалюминий” и назвал его в честь своей родины галлием Ga\ латинское название Франции – "Галлия”\.Он писал: "Я думаю, нет необходимости настаивать на огромном значении подтверждении теоретических выводов господина Менделеева”. Потом были открыты другие химические элементы, которые предсказал Менделеев. В 1905 году Менделеев написал: "По-видимому, периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает, хотя как русского меня хотели затереть, особенно немцы!”.Открытие Периодического закона ускорило развитие химии и открытие новых химических элементов.

4-я страница "ХОББИ И ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО”

5-я страница "ЗАВЕТЫ МЕНДЕЛЕЕВА”

8-й ученик

Письмо ученого к своим детям. Берет в руки конверт и достает из него чистый лист. Чтобы прочитать текст письма нужно провести демонстрацию опыта / т.к. химия – наука о веществах и их превращениях/. Проводит \под руководством учителя \ опыт " Появление надписи” 

Читает текст.

"Первое и главное в жизни- труд для других ..Труд не суета, не работа, не ломка сил, а, напротив, спокойное, любовное размеренное делание того, что надо для других и для себя.

Труд всякий, если не про себя одного, самый скромный. Самый невидимый – осветит жизнь.

Удовольствие пролетит, оно – себе, труд оставит след долгой радости - он другим. Учение себе, плод учения – другим. Другого смысла в учении нет, иначе его не надо была… А если при руде успеха не будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета, лучшего, дать не могу. С ним живите, его завещайте”.

УЧИТЕЛЬ: Первые строчки письма –"Первое и главное в жизни – труд для других” - девиз к нашему устному журналу. Ученый через много лет как бы обращается к вам, чтобы помочь правильно выбрать жизненный путь, успех которого основан на таких качествах – как трудолюбие, терпение, любознательность. Когда Дмитрию Ивановичу говорили, что он гений, то он отвечал "99% потения и 1% гения”. Этим он подчеркивал, что главное в человеке труд. Надеюсь, что все услышанное сегодня произведет на вас самые хорошие впечатления, жизненный путь ученого станет примером для многих из вас, качества характера ученого примените уже скоро: сначала при подготовке домашнего задания, потом подготовке к выпускным экзаменам, поступлении в другие учебные заведения и пронесете через дальнейшую свою жизнь.

В ходе подготовки этого мероприятия и сегодня многие из вас, ребята, тоже хорошо потрудились, я благодарю всех вас за это

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

  • Творческие работы учащихся, выполненные в ходе подготовки к мероприятию \1,5 месяца\
  • Рисунок портрета ученого Д.И. Менделеева \выполнил Маслаков Саша ученик 9 кл-планирует поступить в текущем году в Художественное училище г. Суздаль \
  • тесты "Путешествие по страницам жизненного пути великого ученого Д. И. Менделеева” - \составила ученица 9 кл Волкова Ирина \
Категория: ХИМИЯ | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, поурочные планы, урок химии, конспект урока, в помощь учителю, Химическая реакция, педсовет, методическая копилка, химия в школе
Просмотров: 1599 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0